Автор: Мария ВОЛЬПИНА,
главный редактор.
Журнал Cleaning №2, 2011 год
1 апреля в Сочи состоялся бизнес-форум «Олимпийские горизонты для профессионалов индустрии питания и клининга». Форум проводился оргкомитетом XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Целью мероприятия было знакомство с потенциальными подрядчиками и обмен информацией, и те, кто по каким-либо причинам не попал на этот форум, возможно, почерпнут из этого материала полезную информацию.
Цифры и факты
Начнем с того, что в 2014 году нас ожидают 36 дней соревнований – с 7 марта по 23 февраля. А это означает, что обслужить надо 11 спортивных объектов, 4 горнолыжных курорта, 2 тренировочных объекта, 2 медиацентра, 3 деревни для спортсменов и несоревновательные объекты. Если пересчитать эту работу, как делают клинеры, то это более 2 млн кв. м, из которых более 500 тыс. кв. м – внутренние помещения. Планируется, что клининговые работы займут более 750 тыс. чел.-ч, курировать их будут 40 сотрудников. Более 1200 сотрудников с помощью 500 волонтеров будут работать со стороны подрядчика, используя 200 единиц уборочного оборудования. Понятно, что под уборочным оборудованием подразумеваются не швабры, равно как и лопаты, которых привезено 400 штук. Итак, это были предварительные цифры, которые озвучила Марала Оджарова, директор функционального подразделения по организации питания, уборке и утилизации мусора АНО «Оргкомитет «Сочи 2014».
Если говорить о самом Форуме, то, похоже, это было действительно прощупывание почвы на предмет подрядчиков. Порадовало то, что действие Федерального закона №94-ФЗ на Олимпиаду не распространяется и что выбор клининговых компаний будет производиться по тендерной и не аукционной системе. Несмотря на то что информация, представленная на некоторых слайдах, носила весьма размытый характер, все же понять то, что хотят представители оргкомитета, было можно. Во-первых подрядчик должен иметь доказанный опыт работы в индустрии, профессиональную экспертизу (возможно, имелось наличие сертификата ИСО) и развитую инфраструктуру бизнеса. Кроме того, он обязан интегрироваться в концепцию «ноль отходов», организовать и предоставить услугу по уборке, удалению отходов и снега на объектах олимпийской инфраструктуры.
Беда с отходами
Что касается отходов, то на этом было акцентировано особое внимание. Почему? Потому, что статистика по количеству «олимпийского» мусора стала принимать угрожающие масштабы. К примеру, в Нагано в 1998 году было утилизировано 900 тонн, в Турине в 2006 году – 1250 тонн, в Ванкувере – 4080 тонн. Прогноз отходов на сочинскую Олимпиаду – 4500 тонн!!! Возможно, исходя из этих космических цифр родилась концепция «ноль отходов». И как пошутил Дмитрий Колосов, руководитель управления экологического сопровождения подготовки Олимпийских игр АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», из-за опасений, что мусороперерабатывающие заводы не справятся с таким количеством мусора, уже сейчас ведется работа по выведению специального вида рыб, которые будут поедать пластиковые бутылки. Удивительно, но слушатели были так увлечены докладом, что забыли, что первый день мероприятия пришелся на 1 апреля.
Тендеры
Самый, пожалуй, животрепещущий вопрос, который интересовал всех участников Форума, – это как выиграть тендер. По словам Дмитрия Годунова, директора по закупкам, логистике и административно-хозяйственному обеспечению АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», планируется заключить около 35 тыс. контрактов на все виды деятельности. В процессе работы будут использоваться три типа закупочных процедур.
Простой запрос на закупку. Будет использоваться для закупки уникальных одноразовых вещей и опубликован на сайте www.sochi2014.com в разделе «Закупки». Далее заинтересованным поставщикам будет направлена документация, и после получения предложений оценочной комиссией будет проводиться анализ и выбор поставщика.
Запрос предложений с предварительной аккредитацией поставщика. Это означает, что информация опять будет вывешиваться через сайт, но при этом будет организован пул аккредитованных поставщиков, с которыми будет заключен рамочный договор.
На втором этапе будет осуществлен запрос предложений аккредитованных поставщиков и по цене на конкретный товар или услугу будет осуществляться выбор поставщика. С ним будет заключено дополнительное соглашение и осуществлено подписание приложения к договору. Срок от старта до принятия решения, по словам Дмитрия Годунова, будет составлять две недели. Процедура присоединения к пулу может осуществляться в любое время, равно как и в случае нарушения правил поставки в любой момент рамочный договор может быть расторгнут.
Запрос предложений с выбором решения. Этот запрос будет размещаться на сайте в общем виде. Компетентные компании предложат свои решения и официальную цену, при этом выбор поставщика будет осуществляться по неценовым параметрам, после чего с ним будет заключен договор.
Также Дмитрий Годунов отметил, что оргкомитет будет требовать от подрядчиков услуги под ключ. Это означает, что клининговая компания должна обеспечить объект, за который она несет полную ответственность, персоналом, расходными материалами, техникой, то есть наладить не только логистический сервис, но даже заплатить за проживание собственных сотрудников, правда, небольшую плату.
Ну и, конечно, при выборе поставщиков предпочтение будет отдаваться официальным спонсорам Олимпиады, которые будут осуществлять поставки бесплатно. Однако, по мнению Грейга Ловетта, консультанта по клинингу, у которого за спиной 24 года работы в клининговом бизнесе и пять успешно проведенных Олимпиад, поставкой профессиональной химии будет заниматься не только компания Procter&Gamble, официальный спонсор Олимпиады. Выбор будет производиться в зависимости от потребностей в качественной уборке. Для разных помещений от категории А до D в тендерных заданиях будут прописаны свои стандарты. Понятно, что уборка помещений там, где будут жить олимпийские сборные разных стран, будет отличаться от уборки стадионов. Также он привел пример ликвидации снега в Ванкувере, где была закуплена снегоуборочная техника, но за уборку снега платилось по факту. А с учетом того, что услуга должна будет оказана под ключ, и при условии, что Олимпийский оргкомитет всю технику и оборудование будет брать только в аренду, компаниям нужно серьезно просчитать рентабельность собственной работы и хеджировать все риски. По словам Вадима Прозорова, директора по развитию бизнеса компании «ОМС», работать себе в убыток никто не будет, поскольку Олимпиада – это мероприятие международного уровня, и их компания готова представить собственное решение по предоставлению клининговых услуг. Также стоит учитывать и имиджевую составляющую участия в подобного рода проектах.
Дальнейшие шаги
Итак, знакомство на форуме состоялось. Теперь, по словам Максима Левакова, руководителя отдела уборки и удаления отходов, пойдет разработка технических заданий, которые будут вывешены на сайте оргкомитета. По озвученному плану, это произойдет c мая по август этого года, затем со стороны организаторов будут собраны предложения, и к апрелю следующего года должны быть заключены договоры с основными подрядчиками. Уже в январе следующего года в Олимпийской деревне должны быть проведены три тестовых соревнвания по лыжному виду спорта с услугами кейтеринга и клининга. Дальше количество соревнований будет нарастать. В 2012 году их будет проведено уже 12 , а в 2013-м – 33 спортивных мероприятия. А что же будет происходить в самом городе Сочи, который произвел впечатление территории вечных пробок и «непуганого клининга»? Думаю, что к 2013 году там закипит работа не только в месте проведения Олимпиады, но и на других инфраструктурных объектах города и всего Краснодарского края.