Автор: Владимир АЛЕНЦИН,
генеральный директор Комбината экологического обслуживания.
Журнал Cleaning №4, 2010 год
В результате любой уборки неизбежно образуется то, что в быту называется мусором, а если назвать правильно, отходы, и эти отходы подлежат обязательному вывозу и утилизации. О некоторых видах таких отходов, правилах их сбора, вывоза и утилизации мы и расскажем в этой статье.
Начнем с того, что Федеральный классификатор делит все отходы на пять классов опасности. Твердые бытовые отходы (ТБО) относятся к 4-5-му классам, к первым же трем категориям относятся опасные отходы, сбор, вывоз и утилизация которых осуществляются по особым правилам. Сразу оговоримся, что в рамках данного материала мы не рассматриваем радиоактивные отходы, так как они не относятся к компетенции клининговых компаний, а также медицинские отходы, сбор, вывоз и утилизация которых являеются отдельным видом деятельности и достойны самостоятельного рассмотрения.
Каждому зданию – свои отходы
Прежде всего следует сказать, что, согласно действующему законодательству, для каждого здания или комплекса зданий (если это производственный комплекс), будь то промышленное предприятие, бизнес-центр, торговый центр, станция технического обслуживания автомобилей (СТОА), автозаправка и т.д., должен быть разработан и утвержден норматив количества образующихся отходов. Этот норматив довольно жесткий: несоответствие фактических отходов утвержденным в сторону как увеличения, так и снижения влечет за собой штрафные санкции. Ответственность за расчет и утверждение этих нормативов лежит на владельце строения.
Целесообразно, чтобы такую работу выполнял профессиональный специалист-эколог, но держать его в штате зачастую нецелесообразно. Во-первых, высококвалифицированным специалистам в этой области придется платить высокую заработную плату, а во-вторых, его загрузка не будет превышать 15-20% рабочего времени. Поэтому по мере возникновения необходимости логичнее приглашать компетентную консалтинговую компанию, имеющую опыт такой деятельности и навыки прохождения соответствующих инстанций. Консалтинговая компания исследует технологические процессы, разработает весь пакет необходимой разрешительной документации и обеспечит ее утверждение на всех этапах.
Договор на вывоз опасных отходов: что нужно знать
При заключении договора на уборку клиннинговой компании необходимо знать, какие именно нормативы утверждены для данного строения, с какими конкретно видами отходов ей придется столкнуться и, исходя из этого, разработать технологии сбора, хранения и вывоза этих отходов. Обычно клининговые компании самостоятельно не занимаются вывозом отходов, а нанимают для этой цели субподрядчиков. В случае со структурированными отходами может возникнуть необходимость заключения как минимум двух субподрядных договоров. Если вывозом ТБО занимаются компании, работающие по территориальному принципу, то вывоз опасных отходов – прерогатива специализированных фирм, обеспечивающих их дальнейшую переработку. Для клининговой компании, как основного организатора работ по вывозу отходов, важнейшими составляющими являются оперативность, качество и стоимость. Причем качество подразумевает соответствие внутренним корпоративным стандартам, регламентированным, в частности, системой менеджмента качества ISO 9000 и системой экологического менеджмента ISO 14000. Весьма наглядно иллюстрирует ситуацию то обстоятельство, что только грамотное сочетание операторов вывоза отходов на этапе заключения договоров способно обеспечить сокращение экологических платежей на 65%, при этом не уменьшаются ни объем вывозимых отходов, ни качество работы операторов. Технологии оптимизации затрат на утилизацию опасных отходов прошли достойную апробацию в период кризиса, когда удавалось сократить затраты Заказчика дополнительно на 10-15% только за счет грамотного управления потоками отходов. Поэтому еще раз обратим внимание на необходимость правильного заключения договора на вывоз и утилизацию опасных отходов и обязательную проверку необходимых лицензий у компании-субподрядчика.
Виды опасных отходов
С какими видами опасных отходов приходится сталкиваться клининговым компаниям? Промышленный клининг у нас находится еще в стадии становления. Основной круг заказчиков клининговых услуг – это торговые и офисные центры, сектор HORECA, некоторые административные центры и банки. Для них наиболее характерные отходы – люминесцентные и (в последнее время) энергосберегающие лампы, а также оргтехника. Все эти отходы должны собираться в специальные контейнеры. Абсолютно недопустимо выбрасывать испорченные лампы в контейнеры с ТБО. Это не только нанесет огромный экологический ущерб, но, в случае проверки контролирующими органами, повлечет за собой огромные серьезные штрафы (до 250 000 руб. на юридическое лицо). Подлежащую утилизации оргтехнику достаточно до момента вывоза складировать в отдельном помещении. Отметим, что если по сбору и утилизации ламп уже наблюдаются значительные подвижки, то проблема оргтехники пока почти не решается. Известно, что срок физического старения современной оргтехники составляет от 5 до 10 лет, а моральное происходит гораздо быстрее. Массовое ее использование началось в нашей стране относительно недавно, поэтому до сегодняшнего дня этой теме не уделялось особенного внимания. Достаточно сказать, что объем собираемой для утилизации оргтехники составляет доли процента от объема ее продаж. А это значит, что основное количество списанных компьютеров, принтеров, факсов, ксероксов, кинескопов, клавиатур, мышек и проч. либо хранится балластом в офисах, либо вывозится на городские свалки. А ведь основные составляющие оргтехники – пластмасса, черные, цветные и драгоценные металлы – подлежат вторичному использованию. Впрочем, проблема эта не только российская, но и общемировая, о чем свидетельствует организация конференции под эгидой UNIDO по переработке лома оргтехники, которая состоится в ближайшее время. В чем причина такого отношения к утилизации оргтехники? Дело в том, что если в целом сегмент сбора, вывоза и переработки опасных отходов хорошо законодательно регламентирован и в разрешительной документации четко прописано, что именно подлежит обязательной утилизации, то в отношении оргтехники требования и процессы пока не отрегулированы. Это также влияет на динамичность процесса сбора списанной оргтехники.
Опасные отходы больше не опасны
Если о вывозе и переработке ТБО идет много дискуссий, говорится о нехватке перерабатывающих мощностей, а свалки представляют все большую опасность для жизни и здоровья граждан, то в отношении переработки перечисленных в этой статье опасных отходов ситуация вполне благополучная. В г. Чехове Московской области, например, работает крупный завод по переработке шин, мощности которого не до конца задействованы. Гигантский завод по переработке покрышек мечтает выйти хотя бы на 30% загрузки. Недавно построенный завод в центральной части России по переработке шин рассчитан на 12 т/час, а получает только 12 т/сутки. Из этого следует, что проблема заключается не столько в утилизации, сколько в организации сбора отходов и их доставки на заводы, то есть в оптимизации инфраструктуры сбора и работы с юридическими лицами и населением.
Не надо делать не свою работу
Работа по сбору и вывозу как ТБО, так и опасных отходов составляет очень незначительную величину по сравнению с общим объемом работ, выполняемых клининговой компанией на объекте. Кроме того, доля опасных отходов в объеме вывоза и в стоимостном выражении не превышает 10%. Поэтому в работе по финансовой оптимизации работы клининговой компании отходам не всегда уделяется должное внимание. Между тем грамотное решение экологических задач, утилизации отходов – весьма эффективный инструмент повышения лояльности клиентов клининговых компаний и инструмент сокращения их издержек.