1
Comac

Особенности транспортировки химматериалов

Мария КАНАЕВА,
компания Bayer, направление Lanxess
Журнал Cleaning №1, 2007 год

Как известно, химикаты являются достаточно специфической продукцией, оказывающей влияние на логистические процессы. Неслучайно в Европе, а в последний год и в нашей стране, заговорили о логистике химического рынка.

Транспортировка химикатов требует от перевозчика дополнительного технического оснащения ТС, особой квалификации персонала и соблюдения требований техники безопасности.

Опыт компании «Байер», более ста лет специализирующейся на производстве и распространении химматериалов, позволил выработать собственный список критериев допуска автотранспорта к погрузке.

Один градус от нормы – и беда

Во-первых, к погрузке допускаются транспортные средства в безупречном техническом состоянии. При перевозке химии, особенно опасной, любая техническая неисправность может обернуться катастрофой. При транспортировке грузов, требующих особого температурного режима, добавляются требования по оснащению транспортных средств термоконтроллерами, датчиками и пр. Внимание следует уделять не только тому, чтобы поданный под погрузку транспорт имел соответствующее оборудование, но и тому, чтобы для химического продукта изначально был заявлен правильный температурный режим. Его нарушение чревато тем, что продукт потеряет свои потребительские качества. Например, после замораживания многие полиуретановые композиции, химикаты на водной основе не подлежат дальнейшему использованию. Однако еще большая опасность связана с перегревом. Нагревание определенных видов химикатов чревато произвольным самовозгоранием или даже взрывом. Многие вспомнят, наверное, один из эпизодов сериала «Дальнобойщики», когда по ошибке в обычную цистерну по жаре залили не тот химикат. В фильме по тревоге был поднят целый отряд МЧС. И масштабы опасности не являются художественным вымыслом.

Практика показывает, что чаще всего за соблюдением терморежима следят исключительно на уровне проверки столбика термометра и его нижнего предела, установленного в спецификации на продукт. Как говорится, чтобы не «поморозить» химикаты. К несоблюдению верхних границ режима относятся более спокойно, так как от нагревания потребительские качества продукции страдают значительно реже. Но не стоит забывать о том, что летом температура под тентом грузовика может достигать 60°C и привести к необратимым последствиям и даже катастрофе. Таким образом, перевозчику перед каждой загрузкой необходимо сверяться с информацией, содержащейся в листе безопасности на данный продукт, а не полагаться только на сведения, указанные в заявке на транспорт.

Без респиратора не проедешь

Вторым аспектом перевозки химикатов является большое количество опасных грузов. Их транспортировка подразумевает в первую очередь наличие оснащенного для таких перевозок транспорта. К работе на ADR-транспорте допускается экипаж, прошедший соответствующее обучение.

К специальному оборудованию, необходимому при перевозках опасных грузов, относятся предметы так называемого стандартного перечня:

  • аварийный знак;
  • карманный фонарь для каждого члена экипажа;
  • жилет яркого цвета для каждого члена экипажа;
  • средства защиты органов дыхания, оснащенные фильтрами класса A1B2Е1К1-Р2.

Кроме того, обязательно наличие средств защиты, определяемых характеристиками каждого отдельного химиката и особо оговариваемых в листах безопасности, например:

  • бутыль с водой для промывания глаз;
  • защитные очки;
  • защитные перчатки;
  • защитные сапоги;
  • средства защиты органов дыхания, например, респиратор с фильтром класса АВЕК;
  • лопата, метла, бак/приемник;
  • задвижка.

Компания «Байер» ввела собственные дополнительные требования к оснащению ТС, занимающихся перевозкой опасной химии. ТС в обязательном порядке должно быть оснащено дополнительной сигнализацией и противоугонными средствами. Водителю в обязательном порядке должно быть предоставлено средство мобильной связи, чаще всего мобильный телефон. Такие жесткие требования продиктованы отнюдь не самодурством производителя химикатов, а жесткими требованиями техники безопасности. Хочется еще раз напомнить, что правила ТБ, подобно правилам дорожного движения, написаны кровью и слезами. Поэтому соблюдение требований по оснащению и перевозке химикатов должно быть неукоснительным.

Бояться или знать?

Еще одна особенность транспортировки химикатов заключается в том, что потенциальная опасность грозит не только непосредственным участникам транспортировки, но и окружающей среде. Поэтому при перевозке химматериалов необходимо минимизировать риски, связанные не только с угрозой жизни и здоровью водителя, с потерей или порчей груза, но и с загрязнением окружающей среды.

Большую роль в обороте химматериалов вообще и при транспортировке в особенности играет информационное обеспечение. В идеале в число товаросопроводительных документов для химикатов всегда должен входить так называемый лист безопасности. Он содержит все необходимые сведения о правилах обращения с данным материалом, о мерах, принимаемых в той или иной ситуации, о потенциальной опасности, связанной с попаданием вещества в глаза или на кожу, распылением в воздухе, попаданием в водоемы. Листы безопасности содержат также информацию по химсоставу, по условиям хранения и транспортировки химиката любым видом транспорта. Если речь идет о транспортировке опасной химии, то к листам безопасности в обязательном порядке добавляются так называемые аварийные карточки. Они содержат четкую информацию о способах устранения последствия той или иной аварии. Как правило, при международных перевозках в комплект товаросопроводительных документов обязательно входит набор аварийных карточек на языках всех стран, находящихся на пути следования химиката, независимо от его объемов.

Продолжая тему информационного обеспечения перевозок химикатов, следует отметить, что специального инструктажа водительского персонала по перевозке опасных грузов оказывается недостаточно. В жизни зачастую приходится сталкиваться просто с паническим страхом людей перед «химией», включая водителей и грузчиков. Несмотря на то, что химия давно уже вошла в нашу жизнь, в глазах обывателя химикат, находящийся в бочке или мешке, представляет серьезнейшую опасность для его здоровья и жизни. Даже когда этот химикат используется в пищевой промышленности и безвреднее не только стирального порошка, но и отдельных наименований газированной воды.

Таким образом, в нештатной ситуации водителя или складской персонал охватывает страх, который чреват неадекватным поведением. Речь идет не только о неправильном устранении последствий аварии (например, тушением огня водой, а не песком), но и о таких вопиющих случаях, когда испуганный водитель бросает транспортное средство даже при небольшой протечке достаточно безвредного химиката.

В связи с этим целесообразно более детальное информирование перевозчика о характеристиках груза, подлежащего перевозке. Это позволит успокоить персонал, если к перевозке заявлены безвредные химикаты, например, двуокись титана.

Еще один практический аспект, касающийся организации транспортировки химикатов, это правильное размещение и закрепление грузов. Если при перевозке мебели валяющийся на полу трака гвоздь может стать причиной появления царапин на некоторых деталях, которые могут быть заменены или использованы в незаметных местах, то при транспортировке химикатов этот же гвоздь может стать причиной нарушения упаковки. В результате не просто выльется содержимое бочки, но будет безнадежно испорчен рядом стоящий груз и создана ситуация, представляющая опасность для окружающей среды. Кроме того, может возникнуть угроза возгорания.

Законы химии: конвенции и соглашения

Помимо практического аспекта транспортировки химической продукции, призванного прежде всего обеспечить успешную и безопасную доставку товара, существует еще и законодательный аспект. Транспортировке и обороту химической продукции уделено большое внимание как в отечественном, так и в зарубежном законодательстве. Частично перевозки химикатов регламентируются международными конвенциями и соглашениями:

  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
  • Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям(ВОПОГ);
  • Приложения А и В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов;
  • Типовые правила перевозки опасных грузов Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов;
  • Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС);
  • Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транс- портом (КГПОГ).

Соответственно при организации перевозок химикатов следует обращать внимание на то, чтобы транспортировка соответствовала нормам страны отправителя, получателя, стран транзита, а также конвенциям, участниками которых указанные страны являются. Неправильно или не полностью оформленные документы могут стать причиной длительной задержки грузов. В случае международных перевозок такое пренебрежение требованиями законодательства может послужить причиной серьезных разбирательств с перевозчиком вплоть до отзыва лицензии. На внутрироссийских перевозках это может обернуться штрафами, которые существенно возросли с июля 2007 года, или, как минимум, поборами со стороны сотрудников ГАИ.

А если химию пустить по рельсам…

Еще одна тема, которой нельзя не коснуться при обсуждении транспортировки химматериалов, это поставка химикатов наливом. Как известно, при больших объемах потребления химикатов потребители предпочитают поставки в наливных автоцистернах или наливных контейнерах. Этим достигаются сразу две цели. Во-первых, происходит снижение стоимости химиката, так как нет необходимости оплачивать фасовку материала и саму упаковку. Во-вторых, снимается проблема дальнейшего применения или утилизации тары. При больших объемах закупок химматериалов проблема пустой тары может превратиться в катастрофу местного масштаба. Поставка же химии наливом устраняет эту проблему, но при этом сразу же порождает новые.

Сам способ транспортировки в наливных контейнерах является достаточно удобным. Во-первых, потребитель – как в случае с любым контейнером – получает возможность пользоваться любыми видами транспорта, используя их преимущества. Во-вторых, наливные контейнеры можно перевозить морем, существенно снижая транспортные расходы. В-третьих, они дают возможность использования железнодорожного транспорта.

В настоящее время в Европе все активнее используется ж/д транспорт. Либерализация, осуществленная в железнодорожной отрасли, привела к появлению новых игроков на этом рынке, внедривших новые технологии. Это касается запуска так называемых маршрутов, групповых вагонных отправок и создания звездочной сети, которая действует по аналогии с системой депо при автоперевозках. Использование новых логистических технологий позволило существенно снизить затраты на транспортировку и повысить степень надежности доставки. Крупные химические концерны с радостью воспользовались предложением, так как большие объемы поставок химической продукции делают автопоезда нерентабельными и малопривлекательными. Все больше и больше европейских химических предприятий ставит свою продукцию, что называется, на рельсы. Российские железные дороги также всегда были привлекательны для поставщиков химматериалов. Даже весьма запутанный регламент РЖД по провозу химикатов не мешает многим отечественным производителям и импортерам химикатов успешно использовать железную дорогу. В этом случае особенно удобным является наливной контейнер, установленный на ж/д площадку.

...могут быть трудности

Если наливной контейнер является достаточно удобной тарой для непосредственной транспортировки химматериалов, то в процессе приемки его использование может привести к возникновению ряда трудностей.

Первая из них кроется в оборудовании для «раскачивания» химиката. Наливной контейнер, так же, как и любой другой, является в первую очередь возвратной тарой. Естественно, что нахождение его у получателя до тех пор, пока все его содержимое не будет израсходовано, недопустимо. Приемка товара начинается с «раскачивания», то есть разливания химиката по емкостям. Вот тут как раз может пригодиться упаковка из-под фасованного товара. Для «раскачивания» необходимо, как минимум, специальное оборудование в виде шланга и пистолета. В идеале для каждого продукта должны использоваться свой шланг и свой пистолет, чтобы избежать попадания в продукт посторонних примесей. Поэтому первый вопрос, который необходимо решить еще в процессе обсуждения условий транспортировки, – кто будет предоставлять оборудование для слива. Если обязательства по приобретению оборудования берет на себя грузополучатель, то проблему можно считать закрытой. Если же поставка комплекта для «раскачивания» химиката вменена в обязанность перевозчика или грузоотправителя, то здесь следует уделить основное внимание чистоте данного комплекта. Недостаточно хорошо промытые после предыдущего использования шланг и пистолет могут за один раз испортить около 20 тонн продукта. Особенно, если перед сливом тонкой химии они использовались для раскачивания нефтепродуктов.

Вторая проблема, связанная с наливными контейнерами, опять же упирается в обеспечение чистоты. После использования контейнер подлежит промывке. Причем он должен быть не просто промыт, а с использованием нейтрализующего состава, чтобы вновь залитый химикат не вступил во взаимодействие с остатками предыдущей партии на стенках контейнера. Последствия такой реакции могут быть самыми разными – от взрыва до забраковки всей новой партии. Поэтому большинство компаний допускает к погрузке только контейнеры с так называемыми помывочными сертификатами. К сожалению, в нашей стране число помывочных станций ограничено. Если обязанность по промывке контейнера лежит на грузополучателе, это может стать для него серьезной проблемой. Более того, затраты, связанные с выполнением этих обязательств, могут значительно превысить экономию от использования контейнера.

По трубам выгодно, но тоже небезопасно

Еще одной интересной возможностью транспортировки химикатов является использование трубопроводов. Трубопроводные поставки химматериалов имеют ряд преимуществ. Они позволяют осуществлять поставки точно в соответствии с потребностями, равномерно использовать транспортные мощности. Получение химикатов происходит в день отправки. Большим плюсом является также и то, что весь контроль за транспортировкой находится в одних руках и вся ответственность также лежит на одной компании.

К минусам можно отнести то обстоятельство, что в случае аварии на трубопроводе под ударом оказывается сразу весь объем поставок. Концентрация всей ответственности за поставку в одних руках также может обернуться недостатком в случае не слишком ответственного логистического партнера. Кроме того, поставка химикатов через трубопроводы используется все же на небольшие расстояния.

Логистика химрынка: требования, персонал, опыт

Таким образом, на сегодняшний день имеется много возможностей для транспортировки химикатов. Существует большое количество разработок и технических новинок, повышающих эффективность и надежность перевозок химматериалов.

С другой стороны, сам предмет транспортировки (химикаты) предъявляет к участнику процесса повышенные требования, связанные прежде всего с обеспечением безопасности процесса.

Выполнение всех указанных выше требований, как материальной, так и законодательной направленности, требует в первую очередь наличия высококвалифицированного персонала, подготовленного именно к работе с химикатами, а также необходимой материально-технической базы.

Опыт показывает, что позволить себе иметь высококвалифицированный персонал, умеющий работать с химической продукцией, могут только крупные химические компании, чаще всего производители химических субстанций.

Остальным участникам химрынка приходится решать поставленные перед ними задачи в меру своих знаний и возможностей. Выходом из этой ситуации являлось бы обращение к логистическим операторам, специализирующимся на химрынке. Как уже говорилось, несколько лет назад было предложено деление логистики не только по логистическим функциям, но и по конечным сферам применения. Действительно, логистика химии существенно отличается от логистики скоропортящихся пищевых продуктов. В Европе это деление произошло несколько раньше, чем в России, поэтому на сегодняшний день можно говорить о наличии там логистических операторов, специализирующихся на логистике химрынка. Они заботятся о соответствующем техническом обеспечении, дополнительном оборудовании, постоянно следят за повышением квалификации персонала. Помимо этого, такие компании берут на себя заботы по оформлению всех необходимых лицензий и сертификатов, что является обязательным условием транспортировки химматериалов.

В нашей стране некоторые логистические операторы также стали позиционировать себя как поставщики логистических услуг для участников химрынка. Однако в отличие от своих западных коллег, проинвестировавших особую материально-техническую базу и специализированную квалификацию персонала, отечественные операторы не обладают специализированными ресурсами. Для них основанием заявлять о себе как о логистическом операторе химрынка является наличие некоторого опыта, чаще всего по транспортировке и таможенному оформлению химматериалов.

Но при общении с отечественными логистическими операторами химрынка клиенту надо быть готовому ко всякого рода сбоям. У оператора может не оказаться специализированного транспорта, он может быть не готов к документальному оформлению перевозки новой группы химикатов, не справиться с предоставлением дополнительного сервиса только потому, что у него не было опыта обращения с подобными видами химматериалов.

Сегодняшним участникам химрынка остается только надеяться на приход в Россию западных игроков, которые привнесут сюда свой опыт. Большие надежды возлагаются также на сегодняшние отделы логистики крупных российских химических предприятий. Опыт европейских компаний и уже некоторых российских показывает, что отделы логистики, специализировавшиеся на таких конкретных областях, как поставка бытовой техники или химикатов, со временем выделяются в отдельные логистические компании. Эти компании и начинают оказывать квалифицированный логистический сервис в заданном сегменте рынка.

Пока же этого не произошло, участникам российского химрынка необходимо самим активно вовлекаться в логистические процессы, включая организацию транспортировки химикатов, для того чтобы совместно с логистическими операторами достигнуть оптимального результата.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO