По материалам статьи ДЕННИСА СЕЙЕРА,
руководителя направления «Чистые помещения» Vileda Professional.
Журнал Cleaning №4, 2014 год
Чистым (стерильным) помещением называется помещение, в котором счетная концентрация взвешенных в воздухе (аэрозольных) частиц и микроорганизмов поддерживается в определенных минимально допустимых пределах. Дополнительно контролируются влажность, температура и давление.
Важность создания стерильной среды сначала осознала медицина. После решения таких проблем, как личная гигиена и стерилизация инструментов, медицинские работники начали принимать во внимание и другие факторы безопасного проведения операций, например загрязнение воздуха. Стало очевидно, что в стерильной операционной наряду со стерильными поверхностями необходим чистый воздух. Так появились требования к чистоте помещений. Довольно быстро концепция стерильных помещений распространилась на производство. Сегодня чистые помещения есть на многих предприятиях: в производстве микроэлектроники, оптики и лазеров, на предприятиях космической промышленности и автомобильных заводах, в производстве лекарственных средств. Эффективность технологического процесса в высокоточных отраслях промышленности во многом зависит от чистоты производственных помещений. Наличие малейших примесей может привести к изготовлению некондиционной продукции или нарушению технологического процесса.
Уборка стерильной зоны – это большая ответственность, ведь в зависимости от назначения помещения качество чистоты воздуха и поверхностей влияет на качество производимой продукции, а в медицине и фармацевтике – на жизни людей. Еще 5 лет назад стерильные зоны на европейских предприятиях убирались собственными силами. Сейчас уже 65% таких площадей переданы на обслуживание клининговым компаниям. Процесс передачи уборки стерильных зон на аутсорсинг идет и в России, и он будет развиваться. Возьмем в качестве примера фармацевтику. В России сегодня производится менее 20% лекарственных средств. Правительством поставлена задача к 2020 году довести обеспечение потребности рынка отечественными лекарственными средствами до 50%. А это значит, что будут активно строиться новые предприятия, что, в свою очередь, вызовет спрос на услуги клининга по уборке стерильных помещений.
Создание стерильно чистого помещения основывается на соблюдении трех основных принципов. Это:
- контролируемые условия микроклимата, где ключевыми параметрами являются расход воздуха, давление и температура;
- личная гигиена персонала, строгие правила и нормативы технического обслуживания оборудования;
- использование соответствующего уборочного оборудования, которое регулярно подвергается чистке.
Стандарты уборки
Когда было сформулировано понятие стерильного помещения, возникла необходимость разработки стандартов. Самым первым стал American Federal Standart 209 (1960-е годы), большинство нормативов которого было использовано позже при создании стандарта ISO 14644 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды». В настоящее время действуют стандарты организаций, учитывающих потребности специфических отраслей, например HACCP в пищевой промышленности, GMP в области изготовления лекарственных средств и т.д. В России действует ГОСТ Р ИСО 14644, детально регламентирующий работу с санитарными помещениями. Согласно этому стандарту все помещения подразделяются на 9 классов. Стерильные зоны относятся к 1-3 классам, где максимально допустимый размер частиц не превышает 0,5 мкм (микрометр). Для сравнения: диаметр человеческого волоса – 100 мкм (1 м = 1 000 000 мкм).
Стерильные зоны закладываются еще на этапе проектирования здания. Особенность их конструкции заключается в том, что стеновые панели, потолки, полы выполняются в виде ровных поверхностей без резких выступов и перепадов высот. Обязательно выполняется герметизация всех стыков между элементами. Переходы между стенами, потолком и полом не имеют острых углов, то есть выполняются скругленными. Благодаря такой конструкции все обычно труднодоступные места легко убираются обычным мопом.
Технологии и их составляющие
Технологический процесс уборки стерильной зоны ничем не отличается от процесса обычной уборки: тот же принцип прохода от чистого к грязному, те же движения мопа восьмеркой и т.д. Приступать к уборке стерильной зоны следует только после тщательной очистки непосредственно примыкающих к ней помещений, чтобы избежать переноса загрязнений. Специфика заключается в человеческом факторе, в применяемых инвентаре, химических средствах и расходных материалах и даже воды.Начнем с человеческого фактора. Работники, допущенные к уборке стерильных помещений, непременно должны в полной мере понимать свою ответственность. Прежде всего они должны пройти соответствующее обучение, где, помимо получения обязательных знаний по уборке медицинских учреждений, им предстоит научиться работать, не совершая резких и очень быстрых движений. Это связано с тем, что клинер не должен потеть в процессе работы, чтобы не выделять бактерии, а также не вызывать турбулентных воздушных потоков, поднимающих микрочастицы. И конечно же, убирать стерильную зону необходимо в специальной одежде, обуви, в головном уборе, перчатках и маске. Наличие медицинских книжек само собой разумеется.
Технологии уборки стерильных помещений можно разделить на два типа: ведерным методом и подготовленными мопами. Очистка ведерным методом пока остается наиболее распространенной как самая простая и доступная. Ее технология хорошо известна и отработана. Однако следует отметить присущие ей недостатки. Работнику приходится тащить тяжелую двухведерную тележку. Фильтрованная вода, которая должна использоваться для уборки в стерильной зоне, довольно дорогая (примерно 500 рублей за 1 л), а менять ее нужно как можно чаще, чтобы избежать перекрестного загрязнения. Кроме того, по окончании уборки тележки необходимо тщательно очистить и продезинфицировать для последующего применения.
В последнее время все больше компаний, производящих уборочный инвентарь и протирочные материалы, пропагандируют безведерную уборку с помощью предподготовки мопов. Эта технология заключается в том, что плоские мопы предварительно замачиваются в моющем составе и помещаются, не соприкасаясь друг с другом, в специальные боксы. При этом у уборщика есть второй, пустой бокс для использованных мопов. Убрав площадь, на которую рассчитана моющая способность одного подготовленного мопа, клинер убирает его в «грязный» бокс, а на его место ставит следующий. Таким образом, уборка становится более эргономичной за счет снижения нагрузки на работника.
Уход за инвентарем
Какая бы технология ни была использована, по окончании процесса и инвентарь, и расходники (если только они не одноразовые) следует очистить, простирать и простерилизовать. Стирать использованные мопы и протирочные материалы следует в специальных стиральных машинах, которые обеспечивают не только стирку, но и ряд других операций (в бытовых стиральных машинах возможно только кипячение, которое проходит при температуре не выше 90°С). Стерилизация в разных странах проводится по-своему. В США, к примеру, это гамма-облучение. Поскольку оно связано с радиацией, то проводить эту операцию могут только специализированные компании. В Великобритании применяется этиленоксидстерилизация. Но в основном используется метод автоклавирования, который проходит при температурах 121 или 140°С.
Повышенные требования к чистоте делают уборку в стерильных зонах дорогостоящей. Минимизировать расходы можно за счет приобретения специального инвентаря и расходных материалов. Хотя изначально их стоимость будет выше, но повышенная износостойкость, устойчивость к высоким температурам и активным химическим средствам в итоге делает их более экономичными. Выбирая инвентарь и расходники, следует поинтересоваться у продавца, сколько циклов автоклавирования они выдерживают.
Итак, за исключением рассмотренных здесь особенностей, уборка стерильной зоны не представляет собой технологических трудностей, и при соответствующей подготовке персонала и наличии качественного инвентаря вполне доступна любой клининговой компании.