1
Comac

Пандемия в Казахстане. Как она повлияла на рынок дезсредств

16 марта в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в Республике Казахстан ввели режим чрезвычайного положения. Были установлены ограничения на въезд и выезд из государства, во всех регионах ввели карантин. Гражданам запретили выходить из дома без особой надобности. Школы и детские сады закрыли. Деятельность крупных непродовольственных объектов торговли, кинотеатров и других мест с массовым скоплением людей приостановили.

Повсеместно стали проводить дезинфекцию улиц, помещений, скверов и прочих объектов. Спрос на медикаменты, средства индивидуальной защиты, антисептики и дезинфектанты быстро вырос. Жители страны, как в советские времена, столкнулись с их дефицитом. Нехватка продукции стала причиной ее резкого подорожания. Цены увеличились в несколько раз. Наряду со спекулянтами активизировались и торговцы контрафактом. Некоторые предприниматели быстро отреагировали на ситуацию и стали изготавливать санитайзеры самостоятельно, позаимствовав рецепты из интернета. Повсюду организовали кустарное производство дезсредств и антисептиков, как правило, несоответствующих стандартам качества. И, несмотря на это, они тоже находили своего потребителя.

Казахстан, как и большинство других стран, оказался не готов к внезапно вспыхнувшей эпидемии COVID-19. Масок и перчаток на всех катастрофически не хватало. Местным компаниям пришлось приобретать сырьевые компоненты у всевозможных перекупщиков, и это не могло не отразиться на стоимости готовой продукции в первые дни карантина. Органы власти приняли решение взять под свой контроль ввоз и производство лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты и дезинфектантов. Процедуру получения сертификатов на продукцию упростили, и этим воспользовались многие ее производители.

По официальным данным на закупку средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, лекарственных средств и медицинских изделий из госбюджета было потрачено 20,6 млрд. тенге. Из них регионам выделено 11,6 млрд. тенге, по 1,4 млрд. тенге было направлено в Алматы и в столицу страны, в Шымкент – 605 млн. тенге.

Несмотря на то, что 11 мая режим ЧП сняли, карантин никто не отменил. С 11 мая по 5 июля его условия немного смягчили, и казахстанцы начали постепенно возвращаться к привычному ритму жизни. Открылись все торговые комплексы и рынки. Люди вернулись на свои рабочие места, у них появилась возможность посещать парки и другие общественные места, а также выезжать на отдых за город. 5 июля карантинные меры были ужесточены и заведения, реализующие непродовольственные товары, вновь закрыли.

Власти Казахстана осторожно отмечают, что в настоящее время эпидемиологическая ситуация в стране улучшается. Большая часть продмагов работает с некоторыми ограничениями. Рынок медикаментов, средств индивидуальной защиты и дезсредств стабилизировался. Повышенным спросом все еще пользуется недорогая продукция, поскольку потребители, особенно представители небольшого частного бизнеса, стремятся минимизировать свои расходы.

У входа в различные магазины повсюду устанавливают так называемые дезинфицирующие арки. Они представляют собой небольшие металлоконструкции высотой около двух метров. Ширина обтянутых баннером устройств – 1 метр, глубина 1-2 метра. В арке установлены распылители и датчик движения. На людей, которые через нее проходят, наносится жидкость неизвестного происхождения. К слову, и до, и во время пандемии доля профессиональных дезинфицирующих средств на рынке Казахстана была и есть невелика.

С окончанием карантина спрос на дезинфектанты безусловно снизится. Однако у многих жителей страны надолго сохранится привычка к тотальной дезинфекции. Тем самым они поддержат производителей дезсредств оборудования. Крупные торговые сети и компании Республики Казахстан работают с проверенными поставщиками. Прежде чем продукция попадет на их полки, производителям, как и прежде, придется пройти необходимые исследования и получить множество сертификационных документов.

Игорь Бородихин – генеральный директор компании «Sky MAX», Республика Казахстан

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO