Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА.
Журнал Cleaning №2, 2009 год
Мыло входит в нашу жизнь с момента рождения и является естественной составляющей нашего бытия. Уже древние египтяне за тысячи лет до нашей эры умели изготавливать примитивные моющие средства на основе животных жиров и золы. Промышленное производство твердого мыла началось только в ХIХ веке, и уж совсем недавно, менее 20 лет назад, появилось жидкое мыло, которое активно завоевывает рынок. Следующим шагом в развитии производства мыла стало недавнее появление пенного мыла.
Хотя кусковое мыло еще занимает 73% рынка, жидкое мыло все более и более захватывает коммерческие объекты большой плотности и посещаемости: гостиницы, бизнес-центры, торгово- развлекательные комплексы, аэропорты, спортивные и фитнес-центры и проч. Этому способствует в первую очередь большая гигиеничность, так как каждая порция мыла индивидуальна, а одним кусковым мылом пользуются сотни людей с разными особенностями и загрязнениями кожных покровов.
Разумный бизнес всегда стремится к экономии. В данном случае пенному мылу, на наш взгляд, судьбой предназначено занять свою достойную нишу в шеренге мыловаренной продукции. Почему? Кусковое мыло на порядок дешевле жидкого и пенного мыла, что имеет большое значение в быту, да и пользуются им дома только члены семьи, так что за его будущее радеть не приходится. В общественных местах, как уже было отмечено, оно вызывает брезгливость у посетителей мест общего пользования, поэтому именно из этого сектора оно быстрее всего исчезает. Пенное мыло, идущее на частичную замену жидкому, на первый взгляд, кажется значительно дороже. Приведем пример в ценах 2008 года: 800 мл жидкого мыла стоит 41 рубль, а такая же кассета пенного – 156 рублей. Почти в 4 раза дороже! Да, как проездной билет дороже одноразового, а в итоге стоимость поездки намного меньше.
Каковы же аргументы в защиту пенного мыла?
Аргумент 1 – арифметический
Решаем школьную задачу (цены реальные).
Дано:
- мыло жидкое, 880 г (800 мл) по цене 40,4 руб.;
- мыло пенное 880 г (800 мл) по цене 156, 4 руб.
Для однократного мытья рук требуется 4 г мыла жидкого (1–2 нажатия) или 0,6 г мыла пенного (1 нажатие).
Требуется установить: какое мыло дешевле?
Решение:
- Мыло жидкое. 880 : 4 = 220 порций; 40,4 : 220 = 0,18 руб.
- Мыло пенное. 880 : 0,6 = 1460 порций; 156,4 : 1460 = 0,09 руб.
Что и требовалось доказать.
Аргумент 2 – охранный
Неправильно думать, что воруют только в России. Соблазн «пригреть» то, что плохо лежит, для всех одинаков. Не зря же компании выпускают запирающиеся дозаторы для жидкого мыла! У нас, как и повсюду, его могут прихватить для домашних нужд уборщицы, да и некоторые посетители не брезгуют добычей. Украсть пенное мыло просто нельзя, потому что оно продается в кассетах, которые вставляются в дозатор. На вид это обычное, но более жидкое мыло, которое вспенивается воздухом при нажатии на рычаг дозатора. Таким образом, без дозатора, который, согласитесь, украсть сложновато, пенное мыло теряет все свои свойства. Кстати, стоимость дозаторов – что для обычного жидкого, что для пенного мыла – практически одинакова.
Аргумент 3 – экономический
Мы сделали расчет сравнительной стоимости, исходя из одного-двух нажатий на дозатор жидкого мыла. Однако жизнь показывает, что реальный расход жидкого мыла еще больше. Кому-то показалось, что доза маловата, кто-то пролил мыло мимо рук, где-то дозатор подтекает, уборщица при заливании мыла из канистры пролила, да и мало ли что еще. А пенное мыло одной дозой заполняет всю ладонь, и сразу создается видимость большого количества. Вот и получается, что реальное соотношение стоимости одного мытья рук жидким и пенным мылом с учетом всех утечек, усушек и утрусок составляет уже не 2:1, а 3:1 и даже 4:1.
Аргумент 4 – логистический
Как любой рачительный хозяин, хозяйственные службы организаций, осуществляющих уборку своими силами, а уж тем более клининговые компании приобретают моющие средства оптом. Как мы уже доказали, пенное мыло в 3–4 раза экономнее жидкого и поставляется в картриджах, следовательно, его во столько же раз меньше нужно закупать, к тому же замена небольшого картриджа проще, чем разлив по дозаторам мыла из 5-литровой канистры.
Аргумент 5 (последний) – гигиенический
Использование картриджей намного безопаснее с точки зрения гигиены. При наливании жидкого мыла в дозаторы легко могут попасть определенные виды болезнетворных бактерий, и уж, конечно, их не промывают перед каждой дозаправкой, в то время как стерильность пенных картриджей обеспечивается в заводских условиях. Кроме того, картридж герметичен и без сознательного повреждения мыло защищено от протечек, попадания воздуха, а следовательно, от возможного окисления.
Перспективы пенного мыла
За тысячелетия мыло проникло абсолютно в каждый дом на планете. За 15 лет жидкое мыло потеснило твердые сорта в Западной Европе до 40%, в России – на 7–10%. Пенное мыло, как самое молодое, пока только начинает свой путь. Пока в России доля его продаж по отношению к жидкому мылу составляет от 1 до 3%. Впрочем, первые шаги всегда самые трудные. Жидкое мыло начинало с таких же показателей, а сегодня ежегодный прирост этого подсегмента по разным странам Европы составляет от 4 до 13%. Учитывая все перечисленные преимущества пенного мыла, у него есть все шансы шагать быстрее своего старшего брата.