1
ProMop

1
3
2
4
5
6
7
9
10
RX-500
рек
рек1
cleanpro 2
Письма счастья от заказчика

Автор: Николай ВОЛОДИН,
эксперт по клинингу,
Журнал Cleaning №3, 2018 год

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ (Басня)
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел
принесть веник и говорит:
– Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать
по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете
ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит.
Л.Н. Толстой

Можно долго разговаривать по поводу того, какой у нас плохой заказчик. Как сильно он нагибает клининг и практически заставляет работать за «так», штрафуя по поводу и без повода. К сожалению, это так, и мы старательно и сознательно шли к такой ситуации. Еще в начале становления клининга в России пришло понимание необходимости развития этого направления в отдельную самостоятельную отрасль, которая смогла бы не только активно работать на рынке, но и обеспечить защиту как всего направления деятельности, так и отдельных компаний.

Но не тут-то было. Мы – конкуренты! И этим все сказано. Попытки объединения привели к созданию мелких ассоциаций, не способных полностью справиться с задачами, стоящими перед рождающейся отраслью. К сожалению, два направления – развитие клининга как отрасли и падение его в демпинговую яму – шли параллельно и в итоге привели к сложившейся ситуации.

В годы становления клининга (особенно до первого кризиса) много говорилось о том, что мы должны развивать партнерские отношения с нашими заказчиками. Это удалось в ряде случаев. К сожалению, сложившееся в российском обществе мнение об уборке как о чем-то простом и незначительном, к чему надо относиться с брезгливостью, а то и вовсе не замечать, до конца не изменилось до сих пор.

Правда, некий прорыв все-таки есть! Клининг даже упомянут на высоком совещании в присутствии президента страны. Но вернемся к нашим заказчикам. Созданная в стране система проведения закупок продуктов и услуг привела к тому, что цены на оказание клининговых услуг перестали быть адекватными. Большинство заказчиков экономят на всем. Экономят «здесь и сейчас»! И вопросы партнерских отношений отходят на последний план. При этом чаще всего заказчик забывает, что не только клининговая компания обязана обеспечить и соблюсти условия договора и требования, предъявляемые государством, но и заказчик со своей стороны также обязан выполнять эти требования. Ведь согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 03.07.2016) при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К сожалению, большинство заказчиков выше этого, а напоминать им об их же обязанностях как-то не принято. Отсутствие правовых знаний с обеих сторон и правовой нигилизм заказчиков рождают односторонние, однобокие отношения, с которыми наши клининговые компании соглашаются, опасаясь вылететь с конкретного объекта в частности и с рынка в целом.

Самое интересное, что в головах как у потребителя услуг, так и у их поставщика дремучая смесь положений и понятий прошлого и настоящего. Особенно это касается государственных и муниципальных заказчиков. Это касается и послестроительной, и генеральной, и интенсивной уборки, которую приравнивают к генеральной. В Советском Союзе уборку после завершения строительных работ худо-бедно делали строители, и оплата ее входила в стоимость строительства. «Так почему мы должны платить за это отдельно? Это должно входить в стоимость договора!» Но при этом каждый чих должен облагаться штрафом!

Так давайте вернемся и снова начнем вводить принцип равного партнерства! И уж если вводить штрафы, то они должны быть адекватными и не ставить партнера на грань разорения. При этом не надо забывать, что штрафоваться могут не только невыполненные или некачественно выполненные услуги, под которые прописаны ясные критерии, но и непредоставление помещений для размещения персонала, оборудования, химических средств и т.п. в соответствии с нормами, которые нам определило государство, и задержка со своевременной оплатой услуг...

Количество персонала, обслуживающего объект, не может и не должно быть предметом договора, так как качество оказания услуг зависит от ряда критериев, среди которых количество работников, присутствующих (?) на объекте, является не самым основным. В качестве примера приведу организацию уборки Курского вокзала компанией П. Дуссманн в 1996 году.

При входе на объект количество уборщиков в смену было сокращено с 20 человек до 12, и это притом что, кроме штатных уборщиков, на вокзале еще убирались и другие сотрудники (электромеханики, носильщики). При этом качество уборки вокзала возросло. Через несколько месяцев по объективным причинам за счет сокращения пенсионеров из числа бывших работников вокзала, набора и качественной профессиональной подготовки новых сотрудников смены были сокращены до 10 человек. И это без ухудшения качества уборки.

Штрафы за нахождение на объекте персонала в меньшем количестве не должны существовать в природе, так как основным и главным критерием в нашей работе является качество санитарного состояния объекта.

И для того, чтобы выправить ситуацию на рынке клининга, нам нужны сильные объединения компаний, которые могут обеспечить правовую поддержку как отдельным компаниям, так и отрасли в целом, создать и развить инфраструктуру клининга в России, организовать защиту нашей деятельности перед государственными органами и от недобросовестных производителей клининговых услуг.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction