1
Comac

Плата за чистоту

Автор: Ольга НЯМИНА,
корпоративный адвокат.
Журнал Cleaning №3, 2009 год

В условиях экономического кризиса резко возросло количество компаний, которые столкнулись с проблемой неплатежей. Особенно это актуально для операторов рынка клининговых услуг, которые оказывают услуги по ежемесячной комплексной уборке юридическим лицам и в основной массе используют систему оплаты услуг по факту, то есть после того, как услуги оказаны и приняты заказчиком. Данная система оплаты, являясь серьезным конкурентным преимуществом, зачастую приводит к серьезным просрочкам оплаты услуг. В статье мы рассмотрим шаги на пути взыскания «платы за чистоту».

Договор – всему голова!

Удивительно, но и в наше время есть смельчаки, которые готовы оказывать услуги, не имея договора или иного письменного соглашения с заказчиком, при этом они искренне недоумевают, почему у них возникают серьезные сложности с получением платы за услуги.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

Поэтому первый шаг на пути эффективного взыскания – это подписанный сторонами договор, в котором обязательно должны быть предусмотрены следующие условия:

  • стоимость услуг с указанием на то, включены ли в стоимость услуг налоги;
  • срок оплаты и начало течения срока оплаты, например: «Услуги оплачиваются в течение 7 дней с даты получения счета Заказчиком». При этом необходимо четко фиксировать факт вручения счета заказчику, например с помощью маршрутных листов курьера, в которых уполномоченные представители заказчика расписываются в получении документов;
  • порядок приемки услуг, последствия отказа заказчика от подписания акта оказанных услуг. При этом важно учитывать, что, подписав Акт об оказании услуг со своей стороны, вы определили стоимость услуг, которая может быть меньше стоимости услуг, предусмотренной в договоре, то есть ошибки бухгалтерии при составлении Акта об оказании услуг будут иметь негативные последствия;
  • порядок оформления претензий к качеству услуг. Я бы рекомендовала предусмотреть обязательное составление двусторонних актов о замечаниях, при отсутствии которых претензии к качеству не принимаются;
  • указание на то, что обязанность исполнителя по оказанию услуг является встречным обязательством, что позволит в случае неоплаты заказчиком приостановить оказание услуг в соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ;
  • пени за просрочку оплаты услуг, например: «Заказчик несет ответственность за просрочку оплаты услуг в размере 0,1% от неоплаченной в срок суммы за каждый день просрочки». В противном случае вы можете рассчитывать только на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ в размере ставки рефинансирования, которая на сегодняшний день составляет 11,5% годовых;
  • сроки рассмотрения претензий и арбитражная оговорка, которая позволит определить суд, в котором будут рассматриваться споры по договору.

Важно при подписании договора убедиться, что договор со стороны заказчика подписывает уполномоченное лицо, для этого можно запросить выписку из ЕГРЮЛ в отношении заказчика, в которой указан руководитель юридического лица, либо получить заверенную копию решения о назначении руководителя, доверенность на подписание договора. При отсутствии полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах заключившего его лица, если только заказчик в дальнейшем прямо не одобрит данную сделку (ст. 183 ГК РФ). Президиум ВАС РФ в информационном письме от 23 октября 2000 г. №57 разъяснил, что действия заказчика, свидетельствующие об одобрении сделки, например полная или частичная оплата услуг, их приемка, просьба об отсрочке или рассрочке исполнения, дают основания считать, что сделка одобрена.

То же самое касается подписания актов оказанных услуг в процессе работы – они должны быть подписаны уполномоченными представителями заказчика.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что договор может быть заключен не только в форме двустороннего соглашения сторон. Гарантийное письмо с просьбой оказывать услуги по уборке при условии, что оно содержит существенные условия договора, также является договором.

Согласно п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Пункт 3 ст. 438 ГК РФ устанавливает, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (предоставление услуг, выполнение работ) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Таким образом, гарантийное письмо является предложением заключить договор возмездного оказания услуг, а компания своими действиями (оказанием услуг по уборке) принимает предложение заключить договор оказания услуг. То есть отношения сторон регулируются договором возмездного оказания услуг. Данная точка зрения получила свое подтверждение в практике рассмотрения споров о взыскании задолженности за услуги по уборке, оказанные на основании гарантийного письма.

Ну и, конечно, до подписания договора стоит провести элементарную проверку благонадежности заказчика. Для этого достаточно зайти на сайт Арбитражного суда по месту регистрации заказчика и в поисковой системе набрать название вашего потенциального партнера. Если в суде находится множество исков к данному заказчику, можно сделать вывод, что и вам, скорее всего, придется встретиться с ним в суде.

Мы с претензией

Следующий шаг на пути взыскания задолженности – это составление претензии с требованием об оплате, если досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен законом или договором. Рекомендую не пренебрегать данной процедурой, поскольку несоблюдение данного порядка является основанием для оставления дела без рассмотрения в соответствии с п. 2 ст. 148 АПК РФ. Составление претензии позволит вам либо избежать расходов на оплату госпошлины, поскольку большая часть неплательщиков реагируют на грамотно составленные претензии с требованием погасить задолженность либо подготовить мотивированные возражения на позицию заказчика, изложенную в ответе на претензию. Кроме этого, составление претензии позволит облегчить составление искового заявления. К претензии стоит приложить копии документов, подтверждающих оказание услуг, расчет пени за просрочку оплаты услуг. Претензию необходимо направить не только по факсу или электронной почте, но и заказным письмом с уведомлением, чтобы у вас были доказательства получения претензии заказчиком.

Пока суд да дело...

Если претензия осталась без удовлетворения, по истечении срока на рассмотрение претензии, предусмотренного договором, можно обращаться в суд, но я бы посоветовала до оплаты госпошлины для начала направить исковое заявление заказчику и провести с ним переговоры после получения им иска. Зачастую это заставляет предпринять меры, направленные на погашение задолженности.

По общему правилу, установленному ст. 35 АПК РФ, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.

Кроме этого, законодатель предусмотрел так называемую «альтернативную подсудность», которая позволяет истцу выбрать, в какой арбитражный суд обратиться. Например, иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства (п. 5 ст. 36 АПК РФ).

В дополнение к этому АПК РФ позволяет сторонам заключить между собой соглашение о рассмотрении их спора в конкретном арбитражном суде (так называемая «договорная подсудность»). Регулированию данного вопроса посвящена ст. 37 АПК РФ. В силу положений этой статьи подсудность, установленная статьями 35 и 36 АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.

То есть стороны договора вправе определить суд, в который они должны будут обратиться при возникновении споров, включив в текст договора «арбитражную оговорку». Это особенно актуально при заключении договоров на уборку с компаниями, зарегистрированными в других регионах. Использование данной возможности значительно ускоряет процесс рассмотрения дела и снижает расходы на его рассмотрение.

Для обращения в суд необходимо составить исковое заявление, в котором в соответствии со ст. 125 АПК должна содержаться следующая информация:

  • наименование арбитражного суда, в который подается иск;
  • наименование и место нахождения истца;
  • наименование и место нахождения ответчика;
  • требования истца к ответчику со ссылкой на нормативно-правовые акты (в нашем случае обязательна ссылка на ст. 781 ГК РФ, регулирующую оплату услуг исполнителя);
  • обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
  • доказательства, подтверждающие данные исковые требования. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ). Согласно ст. 64 АПК РФ, доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. При подаче иска о взыскании задолженности по договору оказания услуг по уборке доказательствами оказания услуг служат акты оказанных услуг, расходные накладные о передаче оборудования со склада на объект; журналы учета рабочего времени сотрудников; журналы сдачи-приема инвентаря и оборудования; товарные накладные на поставку уборочного оборудования и другие документы, подтверждающие оказание услуг по уборке;
  • цена иска, в которую можно включить не только стоимость неоплаченных услуг, но и пени за просрочку оплаты услуг или проценты за пользование чужими денежными средствами. При этом необходимо учитывать, что согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Кроме этого, при расчете процентов за просрочку оплаты услуг нужно иметь в виду, что суды исходят из того, что на сумму НДС проценты за пользование чужими денежными средствами начисляться не могут. Кроме этого, сторона вправе заявить требование о компенсации расходов по оплате услуг представителя. Согласно ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. То есть суд самостоятельно определяет разумный размер расходов на услуги представителя; на сегодняшний день по данной категории дел речь идет о суммах в пределах 10 000 рублей. Также истец вправе рассчитывать на компенсацию расходов по оплате госпошлины соразмерно размеру удовлетворенных исковых требований;
  • сведения о соблюдении претензионного порядка;
  • приложения к иску.

Кроме того, согласно ст. 126 АПК РФ, к иску должны быть приложены:

  • квитанция об отправке копии иска вместе с приложениями ответчику;
  • платежное поручение об оплате государственной пошлины, которую необходимо дополнить выпиской из банка о движении средств по счету. Истец может просить суд об отсрочке оплаты госпошлины, представив доказательства отсутствия материальной возможности оплатить государственную пошлину. Данный факт необходимо подтвердить справкой из налоговой инспекции об открытых счетах и справками об отсутствии денежных средств на банковских счетах;
  • расчет цены иска;
  • доверенность на имя представителя, если иск подписан не руководителем компании;
  • копии свидетельств о регистрации в качестве юридиче- ского лица.

Если у истца есть основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба ему как заявителю истец может одновременно с иском подать ходатайство об обеспечении исковых требований, предварительно оплатив данное ходатайство государственной пошлиной.

Исковое заявление можно направить в суд по почте либо по- дать через канцелярию суда. Арбитражные суды России имеют достаточно информативные сайты, на которых можно получить всю необходимую информацию по делу, в том числе о приеме искового заявления.

Если все сделано правильно, то судья вынесет определение о принятии искового заявления и назначении даты подготовки дела к судебному разбирательству, в рамках которой судья обязательно предложит сторонам заключить мировое соглашение. Если есть возможность, этим предложением стоит воспользоваться. Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и даже при исполнении судебного акта. Мировое соглашение должно быть утверждено судом. Оно предоставляется в суд в количестве экземпляров по числу сторон мирового соглашения плюс экземпляр для суда. При утверждении мирового соглашения истцу возвращается из федерального бюджета половина уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, когда мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Немаловажно, что мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа.

Решение арбитражного суда вступает в силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (п. 1 ст. 180 АПК РФ). Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (п. 2 ст. 176 АПК РФ).

Принудительное исполнение решения суда производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, который принял решение. Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет в службу судебных приставов по месту нахождения должника. Полезно одновременно с заявлением о возбуждении исполнительного производства предоставить приставу информацию о счетах Заказчика, например копию договора, в котором содержатся его реквизиты, или копии платежных поручений, по которым оплачивались ваши услуги.

***

Полагаю, что в первую очередь не платят тем компаниям, которые позволяют не платить, продолжая при этом оказывать услуги. Работа по взысканию задолженности может быть эффективной, только если компания постоянно ведет мониторинг текущей задолженности, оперативно реагирует на возникшие просрочки оплаты, активно вовлекает в переговоры с заказчиком все службы, тщательно относится к документообороту. Только при соблюдении этих условий можно сосредоточиться на построении долгосрочных и взаимовыгодных отношений с заказчиками, не доводя дело до суда.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO