Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг».
Журнал Cleaning №2, 2015 год
Начиная с конца прошлого года мы все сетуем на резкий скачок курса бивалютной корзины и в связи с этим на повышение цен на всю импортную продукцию. Но, как оказалось, это не только наша проблема. Дороговизна затронула и европейских производителей, а вместе с ними и продавцов, и потребителей. Вот, например, какова там ситуация на рынке производства расходной бумажной продукции и что происходит в России.
Подорожание сырья и реакция европейского рынка
За последние месяцы стоимость сырья для производства бумажной продукции выросла на 20%. Это вызвано снижением курса евро по отношению к доллару, и в ближайшее время такая ситуация, похоже, не изменится. Рост цен на протирочные и санитарно-гигиенические продукты кажется неизбежным, хотя большинство производителей предпочитает пока об этом не объявлять.
На рынке сырья для производства бумажной продукции цены устанавливаются в долларах и всем заправляют несколько международных компаний, являющихся практически монополистами. Резкий рост цен более чем на 20% связан с паритетом цен евро/доллар в конце 2014 года. Пока это напрямую коснулось только большинства производителей, но в ближайшее время проблема дойдет и до сферы сбыта. По мнению как производителей, так и поставщиков, положение крайне сложное и болезненное. В области профессиональной гигиены вата и бумажные расходные материалы представляют собой стратегически важный сегмент. Потребители гонятся за низкими ценами, иногда даже в ущерб качеству, а пересмотр цен в сторону повышения после заключения длительных контрактов весьма затруднителен. Производители бумажной продукции хорошо это знают. «Мы находимся накануне сражения, когда каждый ждет, что другая сторона раскроет свои карты и объявит поставщикам о повышении тарифов. Но нарыв должен прорваться, и выльется все в жаркие баталии. Производители не готовы в одиночку нести все тяготы повышения цен. Поставщики и торговые сети должны будут снизить маржу и перенести этот скачок цен на конечного потребителя», – заявляет представитель клана производителей. Правда, нет никаких гарантий, что решение будет легко найдено. «Каждый договор индивидуален и подлежит отдельному рассмотрению. Не надо забывать и о конкурентах из Азии, которые, похоже, совсем не намерены садиться за стол переговоров. Они держатся с позиции силы, и у нас практически нет рычагов воздействия на них», – сокрушается он. С другой стороны, поставщики и торговые сети говорят о все более усложняющихся переговорах с потребителями, для которых изделия из целлюлозы являются расходным материалом и должны только понижаться в цене. Продавцы в свою очередь считают, что повышение цен на сырье может и должно нивелироваться на уровне производства. В такой ситуации остается немного шансов найти общий язык, по крайней мере в ближайшее время. Приведем мнения представителей разных участников этого рынка.
Доминик Беллатон, коммерческий директор группы компаний Global Hygene (производитель):
«Половина нашей продукции производится из целлюлозного сырья. Чтобы выжить в условиях такого повышения цен, мы должны переложить хотя бы 6-8% увеличения цены на продавца. Если мы все хотим выжить, то нужно научиться говорить на одном языке, а не перекладывать решение проблемы на плечи друг друга. Этот кризис имеет чисто финансовые корни».
Франсис Сипрес, ГК «Экипаж» (поставщик):
«Наши производители пока не сообщали нам о повышении цен на сырье, но мы знаем, что это уже многих коснулось. Наша отсрочка – явление временное. На этом рынке очень чувствительно отражается даже незначительное повышение стоимости. Я даже не представляю, как мы сообщим нашим потребителям конечную цену».
Фредерик Мирамон, коммерческий директор компании Papeco (производитель):
«К сожалению, отступать некуда. С учетом роста цен на сырье стоимость конечного продукта увеличится не менее чем на 10%, чтобы производители могли сохранить хоть какую-то прибыль. Удар очень тяжелый. И это тем более неприятно, что стоимость сырья в долларах не очень высока. Если на это повышение цен наложится и неблагоприятная конъюнктура, то положение еще более ухудшится. Необходимо переложить тяжесть повышения цен на продавцов. И они это уже поняли. Некоторые из них уже работают в тесном сотрудничестве с производителями, но есть и такие, которые продолжают прятать голову в песок, пытаясь угодить потребителям, старающимся снизить цену на конечный продукт».
Томас Лейзорович, директор по маркетингу ГК Hygial (поставщик):
«Пересмотр цен после подписания годовых контрактов ставит под вопрос их продолжение. Не надо забывать, что с 1 апреля уже произошло повышение цен на некоторые товары одноразового пользования, таких как перчатки, нетканые материалы и мелкий инвентарь».
Алессандро Паскини, президент компании Novatissue sas:
«Это очень резкий скачок цен, и производители в одиночку с ним не справятся, даже если смогут максимально оптимизировать стоимость производства. Что касается нас, то конкретно на французском рынке мы представляем продукцию из вторичного сырья. Этот кризис будет способствовать возвращению спроса на нашу продукцию».
По материалам журнала Batiment Entretien.
Любопытно, что конечное удорожание бумажных расходников на 8–10% вызывает в Европе панические настроения. По данным РБК, объем продаж компании «Кимберли Кларк» за I квартал текущего года уже сократился на 13%. Выдержки, господа! Берите пример с России!
А у нас в России
Всего в России около 50 производителей бумажного сырья. При этом семь основных комбинатов, производящих одновременно и сырье, и конечную бумажную продукцию разного назначения (от картона до верже), являются практически монополистами. Они только в декабре 2014 года подняли цену на все виды своей продукции в среднем на 14%. В январе цены выросли еще на 7%, а до конца марта к ним прибавилось еще от 15 до 20%. Итого суммарный рост цен за 4 месяца составил от 39 до 45%. И это при том, что курсы валют за это время несколько понизились и стабилизировались.
Такой резкий скачок цен заставил Минкомсвязи и ряд коммерческих компаний обратиться в ФАС, которая начала проверку обоснованности действий производителей и установления ценового сговора монополистов. А пока суть да дело, некоторые из семи гигантов вообще отказываются комментировать свою политику, а остальные ссылаются на рост курса валют, увеличение затрат на производство, стоимость энергоресурсов, транспортные расходы, повышение заработной платы и проч. По словам руководства Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной продукции (РАО «Бумпром»), резко упала рентабельность производства, а некоторые предприятия (причем почему-то именно гиганты) даже приостановили работу, чтобы не нести убытки. Бедняги!
При этом журналистское расследование показало, что стоимость нашей отечественной продукции за рубежом в разы дешевле, нежели на нашем рынке. Таким образом за наш счет производители обеспечивают себе сохранение зарубежного рынка и увеличение дохода.
Со своей стороны мы опросили ряд поставщиков и продавцов бумажных расходников конкретно для клининга. Ответы нам давали только при условии сохранения анонимности, но результаты с удовольствием представляем. Не все производители вообще считают нужным объяснять свою позицию. Логика проста: «не хочешь – не покупай, у нас все равно дешевле, чем за рубежом». Некоторые ответили, что повысили цены на 60%: есть возможность продавать дороже, глупо ею не воспользоваться. Продавцы же при этом констатируют снижение заказов на этот вид продукции от 5 до 15% по причине роста цен от 5 до 25%.
Вряд ли западных производителей и продавцов так уж волнуют проблемы конечного потребителя, но интересы собственной прибыли заставляют их все-таки думать о минимальном повышении цены и взаимной ответственности. И это при их-то жалких 20%! У нас же получается, что производителя сырья или продукции абсолютно не волнует уменьшение спроса у продавца, а уж о распределении долей расходов вообще речи быть не может.