Автор: Мария ВОЛЬПИНА.
Журнал Cleaning №1, 2008 год
Автомоечный бизнес, как и любая сфера клининговых услуг, набирает обороты достаточно быстрыми темпами. С постоянно возрастающим количеством машин и привыканием автомобилистов к хорошему уровню сервиса перспективы его развития выглядят весьма оптимистично.
Ежегодный рост автомобилей в Москве составляет около 20%. В Белокаменной уже зарегистрировано более 3 млн. автомобилей, причем 80% составляют легковушки. По словам Бориса Голова, президента Ассоциации «Чистый транспорт», в настоящее время существует порядка 1200 моек и запланировано ввести еще около 300. И хотя, по данным ГИБДД, на каждую автомойку приходится около 2,5 тыс. машин, по мнению Бориса Голова, это количество не столь критично.
В Санкт-Петербурге до конца 2006 года наблюдалась реальная проблема с мойками, поскольку количество автомобилей росло опережающими темпами. Власти города официально признали существующую проблему нехватки моечных постов, и после принятия ряда законодательных инициатив ситуация стала меняться в лучшую сторону. По оценке компании «Конквест», на начало 2007 года автопарк Петербурга составлял около 1,15 млн. легковых автомобилей, а количество автомоек в городе достигло 700.
Всем известно, что пик автомоечного бизнеса приходится на апрель-май. Именно тогда к основному автотранспортному потоку присоединяются «подснежники» и выстраиваются огромные очереди. Во-первых, у многих возникает желание «помыться» после зимы, и даже те автомобилисты, которые не соблюдают столичный закон, запрещающий мыть машины во дворах (штраф 10 тыс. рублей) и все-таки занимаются приведением автомобиля в порядок самостоятельно, по весеннему холодку делают это неохотно. Некоторые из них даже выдвигают идеи по созданию специально оборудованных пунктов самообслуживания.
Во-вторых, ежегодный весенний месячник «Чистый автомобиль» предусматривает серьезное административное воздействие, и вариант «протер заляпанный номер — и порядок» не проходит.
Но все эти карательные меры мало касаются автолюбителей, дорожащих своей машиной. Они предпочитают мыть «любимого коня» не реже одного раза в неделю независимо от сезона. В основном это владельцы дорогих иномарок и просто люди из категории «в человеке все должно быть прекрасно».
Стоимость услуг
Безусловно, самой востребованной услугой на этом рынке является мойка кузова. Ее стоимость варьируется, что называется, от «печки до заката» — от 100 до 1000 рублей. Понятно, что за сто рублей на задворках Москвы вы подставите кузов своего железного друга под шланг с холодной водой и видимостью ручной мойки с контрафактным шампунем. Средняя стоимость услуги по Москве составляет 300–350 рублей. За 1000 рублей вам обеспечат сервис класса премиум, где вы с журналом и чашкой кофе можете в комфортных условиях, ни на минуту не сомневаясь в качестве мойки и моющих средств, почувствовать себя «белым человеком». Периодичность использования других услуг зависит от класса автомобиля. Понятно, что чем услуга дороже, тем меньший сегмент автомобилистов ее использует, но не стоит также забывать, что «Россия — родина слонов и «Бентли», поэтому белоснежный салон дорогой иномарки проходит химчистку в среднем не реже раза в месяц.
Кто работает на рынке
Если рассмотреть сегментацию этого рынка, то, по оценке Бориса Голова, 20% его занимают крупные компании, где автомоечный бизнес является основным видом деятельности. Далее идет распределение между АЗС, СТО, предприятиями транспортного обслуживания и гаражно-строительными кооперативами, которые по нормативам должны быть обеспечены постами мойки.
При этом, безусловно, на рынке возникают другие формы расширения бизнеса. Так, например, компания «Фаберон» ведет переговоры с гипермаркетом «ИКЕА» об установке моечных постов на территории гипермаркета, а транспортные компании, особенно западные перевозчики, у которых идеальный внешний вид автомобиля является корпоративной маркой, уже задумываются о передаче услуг по автомойке на аутсорсинг.
Например, парк автомобилей в России компании TNT Express составляет 150 единиц. В основном это Ford, Peugeot, Renault, Volkswagen, Volvo, Mercedes. Евгений Афанасьев, начальник общего отдела московского отделения TNT Express в России, отмечает: «Каждый день наши машины выезжают на линию чистыми, несмотря на погодные условия. Вечером, после окончания рабочего дня, водитель-курьер оставляет свой автомобиль в нашем гараже, ночью его моют, а на утро блестящая машина уходит в рейс. В процессе задействован ряд компаний, которые ежедневно моют и убирают машины TNT Express. Мы приняли решение отдать эти услуги на аутсорсинг, для нас это выгоднее, чем держать собственный штат сотрудников, выполняющих такую работу».
Если говорить о ежемесячной зарплате автомойщика, то на сегодняшний день она составляет в среднем от 15 до 30 тыс. рублей (работа сутки через двое). Эта цифра гораздо выше, чем у сотрудника клининговой компании, однако, по заверениям самих автомойщиков, которые сменили не одно место работы, даже вымыть туалет на вокзале гораздо проще и приятней, чем пропылесосить салон некоторых особо привередливых клиентов.
Поставщики оборудования
Среди поставщиков на этом рынке, становление которого началось в 90-е годы, в основном превалируют немецкие и итальянские компании. Немецкие компании со своим Ordnung uber alles! (Порядок превыше всего) изначально заняли жесткую и прагматичную ценовую позицию. Грамотная политика, когда все дистрибуторы и дилеры были взяты под контроль и держали высокую ценовую планку, активное PR-продвижение, хорошее сервисное обслуживание, поставка оборудования just-in-time (точно в срок) сыграли не последнюю роль в становлении рынка. Отлаженная система позволила диктовать высокие европейские цены, да еще с российским размахом.
Итальянские бренды вышли на российский рынок с точностью до наоборот. Из-за хаотичности рынка, непонятного поведения нескольких дилеров и не всегда хорошего сервисного обслуживания диктовать высокие цены даже на качественную продукцию было достаточно сложно. К сожалению, подобная тенденция сохраняется и по сей день.
По мнению Дмитрия Попова, менеджера по продажам оборудования автомоечных комплексов компании «Керхер», основное отличие немец- кой техники заключается в том, что производство основных узлов и сборка проходят под жестким контролем централизованно на одном заводе.
Профессиональное оборудование для автомоек собирается только на заводах Германии, Италии и США.
По его словам, качество некоторой итальянской техники страдает из-за того, что производство комплектующих осуществляется на нескольких заводах разных по уровню производителей. Странно, но сервисное «вскрытие» АВД марки «Керхер» HD 10/25 показало наличие на некоторых узлах надписи Made in China. Дмитрий Кукушкин, начальник отдела профессионального уборочного оборудования Delvir, считает, что на сегодняшний день основной объем поставляемой в Россию итальянской автомоечной техники собирается централизованно на заводах с многолетней историей. Кроме того, по его мнению, немцы готовы взять на вооружение некоторые конструкторские решения итальянцев. Что касается специализации некоторых итальянских заводов по изготовлению отдельных узлов, то подобное разделение дает дополнительные возможности активной модернизации технологических линий и гарантии высокого качества продукции. Решить, какую технику все же выбрать и по каким критериям, вам помогут статьи экспертов рынка, которые вы прочтете в этом номере.