1

3
5
4
6
9
10
2
дударь
Подписан закон о запрете заемного труда

Автор: Наталья ЧМЫРУК,
руководитель юридической службы компании Cristanval.
Журнал Cleaning №2, 2014 год

5 мая 2014 года президентом РФ подписан закон о запрете заемного труда. Несмотря на то что ФЗ №116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в законную силу только 1 января 2016 года, вопросы у компаний, занимающихся предоставлением персонала в иные организации, возникают уже сегодня.

Аутстаффинг появился в России параллельно с клинингом. Но последние два-три года услуга предоставления персонала стала очень востребованной. По экспертным оценкам, современный рынок аутстаффинга в России предоставляет рабочие места для сотен тысяч людей в разных отраслях: розничная торговля, гостиничный бизнес, общественное питание, производство и строительство. При росте спроса на услугу российский бизнес столкнулся с недостаточной правовой основой для ведения данной деятельности. Из-за этого происходят умышленные нарушения закона, ущемление прав сотрудников недобросовестными организациями, принимающими персонал, что подрывает доверие к аутстаффингу.

Крупным розничным сетям, гостиницам и складам удобнее объединить аутсорсинговых операторов по уровню профессиональной подготовки персонала. Соответственно, уборщики и грузчики относятся примерно к одному классу персонала, а кассиры и администраторы уже к более высококвалифицированному штату. Привыкнув к такой схеме работы, низкоквалифицированных сотрудников продолжают заказывать именно у клининговых компаний.

Как новый закон отразится на деятельности компаний, занимающихся предоставлением персонала? Как изменится деятельность клинеров в связи с его принятием? Нужно ли уже сейчас переоформлять договоры аутстаффинга и аутсорсинга с заказчиками? Ответить на эти вопросы сейчас невозможно, так как срок 1,5 года до вступления закона в силу дан именно с целью разработки федеральными органами исполнительной власти необходимых процедур и нормативных актов. Делать активные шаги еще рано и бессмысленно. В то же время предположить, по какому сценарию будет двигаться законодатель, вполне можно и нужно уже сейчас.

Согласно новому законопроекту, осуществлять деятельность по предоставлению труда работников вправе только два типа организаций:

  • частные агентства занятости, аккредитованные в Минтруде России и получившие право заниматься такой деятельностью;
  • работодатели-организации в случае направления своих работников в другую организацию, если одна из этих организаций прямо или косвенно контролирует другую (аффилированные компании).

То есть клининговая компания уже не сможет предоставлять персонал своим клиентам, как раньше. Если под одним клининговым брендом работает группа юридических лиц, то эти аффилированные компании могут предоставлять персонал друг другу. Привычная для всех клинеров ситуация: срочно открывается объект, а персонала в нужном количестве нет. Прекрасный и безболезненный выход из ситуации – взять временно людей с другого объекта. Но они могут быть оформлены в другой компании. Если компания переводит сотрудника с одного объекта на другой, то необходимо оформить дополнительное соглашение к договору, где также будут прописаны адрес, должности, обязанности, реквизиты и контакты.

Частное агентство занятости

Также законодатель вводит новую структуру – частное агентство по занятости, которое и будет набирать людей. Можно предположить, что в структуре крупных клининговых компаний появится подобное агентство, которое будет предоставлять людей для внутреннего заказчика (на клининговые объекты) и сторонним клиентам.

Агентство должно будет пройти обязательную аккредитацию. Порядок прохождения еще не определен, и даже не ясно, какие органы будут контролировать деятельность агентств. Обязательные требования к аккредитации частных агентств занятости известны уже сейчас:

  • уставный капитал – не менее 1 миллиона рублей;
  • отсутствие задолженности по уплате налогов и иных платежей в бюджет РФ;
  • наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения не менее двух лет за последние три года;
  • отсутствие у руководителя судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Важно, что при нарушении деятельности у агентства может быть отозвана лицензия. По аналогии с другими подобными институтами лицензирования компания автоматически не сможет заниматься этим видом деятельности в течение нескольких лет.

В законе теперь содержится прямое требование, что компания-работодатель направляет сотрудника на работу с его согласия. Именно данное требование является одним из основополагающих факторов различия между запрещенным заемным трудом и разрешенной деятельностью по предоставлению персонала. Это означает, что с работником будут заключаться основной трудовой договор и одновременно трудовое соглашение с указанием в нем адреса принимающей стороны и всех реквизитов компании заказчика. Закон, наряду с новыми требованиями к направляющей стороне (теперь так будут определяться в соответствии с законом компании по подбору персонала), впервые предусматривает ответственность принимающей стороны (заказчика), указывая, что работники предоставляются/направляются «для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика». Для компании, предоставляющей персонал, это очень важно. Сегодня мы, как работодатель, несем всю полноту ответственности за свой персонал и большие риски в первую очередь по охране труда. Теперь в соответствии с принятым законом заказчик также несет ответственность за предоставленный персонал.

Все чаще работники начинают отстаивать свои права и при плохих условиях труда пишут заявления в соответствующие инстанции о том, что «крайне возмущены действиями работодателей», не понимая, что руководство объекта, которое неправомерно к ним относилось с точки зрения управленческих решений и штрафных санкций, не является по законодательству работодателем. Когда начинают разбирать жалобу, то выясняется, что работодатель – совсем другая компания, которая вовремя выплачивала деньги и соблюдала закон в полной мере. Но раз в жалобе написано, что есть претензии к работодателю, то проводятся проверки двух сторон и обе компании вызываются в проверяющие органы. И получается, что сейчас, соблюдая все требования закона, наша компания должна оправдываться не за свои действия, а за некорректные действия заказчиков.

Положения закона содержат новые требования к принимающей стороне по договору. Например, к заявкам на предоставление работников (персонала). Так, зарплата привлекаемых сотрудников не должна быть ниже оплаты труда штатного специалиста соответствующей компетенции. Также прописаны особенности регулирования труда работников в части заключения трудового договора с направляемым работником и разграничения прав/обязанностей сторон. Так, по договору о предоставлении персонала нельзя предоставлять работников, замещающих штатный бастующий персонал.

Чтобы все эти нововведения воплотить в жизнь, нужно внести изменения в целый ряд законодательных актов, например в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании», в Налоговый и Трудовой кодексы Российской Федерации и иные нормативные акты. Более жесткое регулирование рынка поможет компаниям, предоставляющим персонал, проявить и зарекомендовать себя, а сотрудникам – уберечься от недобросовестных работодателей. Это единственный разумный и цивилизованный метод.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction