1
Comac

Покупка бизнеса: как не купить «кота в мешке»?

Автор: Ольга НЯМИНА,
корпоративный адвокат.
Журнал Cleaning №3, 2010 год

Что мы вкладываем в понятие «покупка бизнеса»? Здесь можно провести аналогии с покупкой предприятия, которым согласно ст. 132 ГК РФ признается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и другие права на объекты интеллектуальной собственности. Сегодня мы не станем рассматривать инвестиционные, маркетинговые, репутационные и другие составляющие покупки бизнеса, а остановимся на юридических аспектах.

На мой взгляд, в компаниях сферы клининговых услуг основную ценность представляют собой квалифицированный персонал и технологии работы, а не клиентская база, как многие полагают. Поясню свою точку зрения: в соответствии со ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от договора оказания услуг в любой момент, и даже пункты договора о том, что это необходимо сделать с уведомлением за определенный срок, не спасут вас от массового исхода клиентов, так как отказ от прав, в данном случае от права отказаться от договора в любой момент, недействителен.

Стоит отметить, что многие игроки рынка клининговых услуг представляют собой холдинговые структуры, включающие в себя управляющую, закупочную, производственную, региональные компании. Помимо этого, рынок характеризуется непрозрачностью бизнес-модели, при которой зачастую используются разнообразные «схемы оптимизации». Все это заставляет потенциальных покупателей клининговых компаний серьезно задуматься о том, не проще ли открыть компанию с нуля или приобрести франшизу.

Принимая решение о покупке бизнеса, необходимо рассмотреть целый ряд вопросов, от ответов на которые зависит не только цена покупки, но и вообще целесообразность данной сделки. Почему продается компания? Планирует ли бывший собственник продолжать работу на этом рынке? Планируются ли изменения законодательства, регулирующего работу на данном рынке? Какова корпоративная история компании? Какими обязательствами обременена компания, выставленная на продажу? Какова кредитная история компании? Каковы перспективы имеющихся и планируемых судебных споров с участием компании? Какими нематериальными активами обладает компания? Конечно, данный список вопросов не является исчерпывающим. На большинство этих вопросов невозможно ответить без проведения полноценного правового аудита (due diligence) компании, выставленной на продажу.

Способы приобретения контроля над бизнесом

  1. Самый очевидный способ – это приобретение доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или контрольного пакета акций акционерного общества, поскольку большинство компаний в России действует именно в рамках данных организационно-правовых форм.
    Поскольку уставом ООО может быть предусмотрен запрет на отчуждение доли третьим лицам, то необходимо убедиться в отсутствии подобных ограничений в вашем случае. Кроме этого, участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли, поэтому требуется предпринять действия, гарантирующие соблюдение их прав. Так как доля участника общества с ограниченной ответственностью может быть отчуждена до полной ее оплаты только в части, в которой она уже оплачена, очень важно получить доказательства оплаты доли в уставном капитале.
    С 1 июля 2009 года вступили в силу изменения в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», и теперь сделки купли-продажи доли в уставном капитале подлежат обязательному нотариальному удостоверению, что, конечно, ограничило возможность махинаций, но привело к удорожанию данной процедуры. Именно нотариус передает в налоговый орган заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
    При покупке акций акционерного общества важно убедиться, что эмиссия акций прошла регистрацию в установленном порядке в ФСФР, иначе вы рискуете приобрести не ценную бумагу, а головную боль.
  2. Реорганизация в форме слияния или присоединения (ст. 57 ГК РФ). Процедура реорганизации требует утверждения учредителями (участниками) юридического лица передаточного акта, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу, а вот при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу права и обязанности переходят к последнему.
    О начале процедуры реорганизации необходимо уведомить налоговый орган, срок уведомления – три рабочих дня с даты принятия решения о реорганизации. После чего требуется дважды разместить в СМИ уведомление о реорганизации. Данные требования связаны с защитой прав кредиторов, которые вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.
  3. Приобретение предприятия как единого имущественного комплекса – данный способ встречается на практике нечасто просто потому, что право собственности на предприятие как имущественный комплекс – достаточно редкое явление и практически нереальное для сферы клининговых услуг. Другое дело – приобретение основных средств компании, которое вряд ли можно признать покупкой бизнеса в полном смысле.
    Зачастую недвижимость, выставленная на продажу, имеет обременения в виде залога, в таком случае распоряжение предметом залога возможно только с согласия залогодержателя.
    Другое обычное явление для клининговых компаний – наличие парка специализированной техники, пользование которой осуществляется по договорам лизинга. В подобном случае речь о покупке оборудования не идет, поскольку собственником остается лизингодатель, и возможна лишь замена стороны в договоре лизинга, причем только с согласия лизингодателя.

И если по прочтении данной статьи вы все еще полны решимости приобрести клининговую компанию, то первый ваш шаг в этом направлении – это привлечение профессионалов, которые были бы способны провести финансово-правовой аудит компании, предполагаемой к покупке, оценить ее действительную рыночную стоимость, разработать договор купли-продажи, определить оптимальную схему покупки и, наконец, реализовать ее.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO