Автор: Сергей ПЕТРОВ,
генеральный директор компании «Каскад-Холдинг».
Журнал Cleaning №2, 2008 год
Как правило, в любую стройку приходится дополнительно вкладывать средства, потому что всего не учли, что-то переиграли, а что-то пошло не так... Поэтому на этапе завершения строительства, когда необходимо приглашать клининговую компанию, у строительной компании, которая является генеральным подрядчиком, как правило, катастрофически не хватает средств. Естественно, для того чтобы и в деньги уложиться, и работу доделать, необходимо урезать расходы по максимуму. Иногда даже единственный выход — заплатить подрядчикам, включая клинеров, не в полном объеме или не заплатить вообще. говоря по-русски — «кинуть»!
Результат уборки всегда субъективен, и его нельзя, как товар, измерить, взвесить или сравнить с неким эталоном. Тем более что чистота мимолетна, особенно в процессе ремонтно-строительной деятельности, и всегда можно найти изъяны в результатах работы уборщика. А это дает возможность не принимать выполненные клининговой компанией работы. Чтобы избежать сложностей с оплатой и за выполненные работы получить вознаграждение в полном объеме и в срок, необходимо придерживаться некоторых организационных правил при выполнении уборки после строительных работ. Суть некоторых из этих правил я попытаюсь изложить.
Требуйте предоплату
Лучше в размере 100%. Если заказчик не идет на такие условия, а отказываться от работ не хочется, то нужно договариваться минимум на 30% предоплаты. Почему желательно получить предоплату? Потому что пока вы нужны и полезны строителям, вы можете выставлять свои справедливые условия сотрудничества и добиваться их выполнения. Когда объект сдан и необходимость в уборке исчезла, до вас уже никому не будет никакого дела. И свои заработанные деньги вы можете ждать намного дольше, чем это оговорено в договоре.
Избегайте дополнительных расходов
Необходимо обязательно учитывать тот фактор, что на этапе сдачи/приемки строительных работ идет постоянное исправление различного рода недоделок и брака. И в том помещении, где вы проводите уборку, могут и сверлить, и долбить, и белить, в общем, мусорить и загрязнять уже помытые вами поверхности. И вы не сможете этому воспрепятствовать. Кроме того, что рабочие мусорят в процессе своей непосредственной работы, они еще приносят килограммы пыли и грязи на своей одежде и обуви, опять загрязняя убранное вами помещение. В итоге вам приходится переделывать и доделывать вашу работу несколько раз, а это, как вы сами понимаете, дополнительные расходы. Возможные способы решения вопроса:
- сдавать работу частями (каждую комнату, каждый элемент интерьера, каждый этаж и т.п.);
- договариваться с клиентом, что он оплачивает работы исходя не из уборки 1 кв. м помещений, а из отработанных сотрудниками клининговой компании человекочасов;
- расчет работ производить, исходя из объема вывозимого с объекта мусора. Условно говоря, учитывать вывоз одного кубометра мусора, включая его сбор, доставку до места складирования, погрузку в контейнеры и вывоз за пределы стройки (такая система применялась при освобождении помещений от мусора во время строительства ТРК «Щука»).
Необходим резерв
Нельзя сбрасывать со счетов непредвиденные обстоятельства. При первых осмотрах объекта в процессе оценки работ могут быть не замечены какие-либо подводные камни, которые могут быть обнаружены позже, уже в процессе выполнения работ. Как следствие, могут понадобиться дополнительные людские и материально-технические ресурсы, которые не были учтены в смете при расчете. А договор подписан, и вы обязаны выполнить работы в полном объеме. Чтобы с меньшими потерями решать подобные вопросы, необходимо при расчетах закладывать в смету некий резерв, как по людям, так и по материалам.
Меж двух огней
Нужно быть готовым к тому, что на стройке, как правило, несколько представителей заказчика, которые будут давать вам распоряжения и указания по уборке. Нужно быть начеку, так как их указания могут оказаться противоречивыми, а то и вообще конфликтующими друг с другом. И в подобной ситуации очень большая вероятность оказаться, как говорят, между двух огней или, учитывая тему разговора, между молотом и наковальней. Поэтому лучше любые дополнительные указания или корректировки получать в письменном виде.
Будьте последовательны
Если выполняемые работы объемные и разноплановые, нужно четко выстроить последовательность выполнения и сдачи работ. Если работы выполняются в несколько этапов, то и оплату услуг лучше разбить на этапы. Например, ваша работа состоит в том, чтобы помыть окна, убрать пыль со стен и сделать машинную чистку полов. На каждый вид работ заключается договор, и работы по договорам выполняются последовательно, одна за другой. После окончания и сдачи работ по одному договору целесообразно дождаться оплаты в полном объеме, а потом уже приступать к следующим работам. На практике чаще возможен другой вариант: помещения делятся на определенные зоны (по этажам, кабинетам, корпусам и т.п.) и в каждой зоне проводится полный перечень необходимых работ «под ключ». После сдачи/приемки уборки одной зоны и получения платы за данные работы уборка начинается в следующей зоне.