1

3
5
4
6
9
10
2
дударь
Прибыльное дело

Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг».
Журнал Cleaning №4, 2012 год

Что заставило нас снова вернуться к теме граффити? Вроде все уже сказано, описаны технологии, оборудование, химия... Обычно клининговые компании сталкиваются с граффити при обслуживании конкретного объекта и очищаемая от них площадь невелика. Но тут появилась любопытная информация, которая, как нам кажется, будет интересна клинерам, и мы решили воспользоваться возможностью рассказать о практике очистки сразу полутора тысяч квадратных метров.

История этого подряда такова: после акции «портреты на дорогах», когда на проезжей части появились шаржи на екатеринбургских чиновников, о чем написали во всех электронных СМИ, власти города Екатеринбурга посмотрели по сторонам и обнаружили, что в преддверии Дня города многие фасады, памятники и подземные переходы изуродованы мазней. Кто-то в мэрии посчитал стоимость таких работ и объявил, в соответствии с 94-ФЗ, тендер на очистку от граффити при стартовой цене 1 011 841,32 рубля. Согласно протоколу №774-2 от 6 августа 2012 года тендер выиграла компания «Росинмаркет-А» за 800 001 рубль.

Таким образом, стоимость очистки одного квадратного метра поверхности от граффити составила 533,34 рубля. Очистку 1500 кв. м необходимо было произвести за 8 дней.

Генеральный директор компании Максим Репин любезно ответил на наши вопросы. Из его ответов следовало, что работы были выполнены в срок и качественно. Сообщим о некоторых деталях: на работах было задействовано восемь человек, которые трудились в течение, как было сказано, восьми суток. На некоторых участках работы велись с помощью АВД, а где-то просто вручную. Из 1500 кв. м площадей 60% составляли гранитные поверхности, 30% – мраморные и 10% – оргстекло. Самыми трудоемкими были, разумеется, мраморные поверхности, как наиболее пористые. Все работы по очистке производились с помощью отечественного щелочного средства «ЭкоСАН-М», для нанесения защитного слоя использовалась химия того же производители (НВФ «ЭкоМИРТ»). Из информации с сайта компании следует, что данное средство является сверхуниверсальным, так как может применяться для восстановления инженерных систем (очистка канализации, вентиляции, калориферов), удаляет с поверхности смазочные материалы, сажу, копоть при ремонте и техническом обслуживании машин и механизмов, технологического оборудования, может использоваться для очистки полов и стен в производственных помещениях, прекрасно справляется с удалением с металлических, пластиковых, стеклянных, керамических, бетонных поверхностей, например, вандальных надписей с применением аэрозольных красок, клеевых нанесений, а также используется для стирки и очистки белья. При этом оно имеет уровень Ph от 10,0 до 12,5 у щелочного продукта и от 0,5 до 2 – у кислотного.

Сведенная воедино информация показалась нам достаточно своеобразной, и мы попросили участников этого рынка прокомментировать вышеперечисленные моменты. Мнение большинства клининговых компаний можно озвучить одной фразой: «Молодцы ребята, «подняли» хорошие деньги». Также многих порадовало, что наконец муниципальные власти обратились к услугам профессионалов. И хотя на сайтах всех крупных клининговых компаний заявлена услуга по очистке поверхностей от граффити, на самом деле оказалось, что они эти услуги либо вообще не оказывают, либо привлекают субподрядчиков. А жаль. Как показал опыт Екатеринбурга, рынок разовых специальных клининговых работ возвращается на высокий уровень рентабельности. И если ежедневная уборка дает стабильность, но много на ней не заработаешь, то крупные разовые заказы типа описанного выше могут вернуть клининговым компаниям былые прибыли.

Что касается поставщиков химии антиграффити, то они более скрупулезно подошли к задаче и попытались доказать коммерческую выгоду от использования их продукции.

Михаил Потапов, руководитель проекта CLEANSO
Мы готовы сделать небольшое сравнение с нашим продуктом. Rimox Graf A идеально подходит для всех перечисленных поверхностей.

Розничная стоимость одного килограмма продукта – 992 рубля.
Максимальный расход продукта – 1 кг на 5 кв. м.
Минимальный расход продукта – 1 кг на 30 кв. м.

Многое зависит от различных факторов: тип краски и поверхности, насколько свежая надпись, подвергалась ли она какой-либо очистке при помощи средств на основе растворителей и т.д.

Но даже исходя из максимального расхода продукта и его розничной стоимости в итоге получаем 198,4 рубля за 1 кв. м плюс рабочая сила и различные мелочные расходы. Мне кажется, что 534 рубля за 1 кв. м – это круто! Потому как в любом случае в розницу продукт никто не покупает и максимальный его расход бывает лишь местами при особо сложных и въевшихся надписях, а этого я на фотографиях не увидел.

Александр Данилов, «Про Брайт Нева»
Если максимально упростить расчеты, то для очистки 1500 кв. м от граффити при одном типе поверхности, например граните, потребуется около 75 л Graffiti Remover Hard, то есть 25 канистр по 3 л. По текущей цене финансовые затраты на химию составят около 28,5 тыс. рублей. Накинув коэффициент 1,5 на все: сложная поверхность (мрамор), перерасход средства и другие ситуационные факторы, – получим сумму менее 45 тыс. рублей. Правда, препаратом придется пользоваться только распылением через триггер, то есть вручную, так как он не разбавляется. Остается только посчитать временные и финансовые расходы на трудозатраты персонала.

Игорь Макаров, ведущий специалист компании «Магос»
В целом из описания продукта «ЭкоСАН-М» можно сделать вывод, что это традиционное среднещелочное моющее средство с дезинфекционным эффектом. Область применения, заявленная величина и скорость биоразложения должны соответствовать растворителям типа керосина, бензина и т.д. Маловероятны терпены в больших концентрациях, например скипидар и «Д-лимонен». Могут там, конечно, быть спирт, ацетон или сложные эфиры (этилацетат, бутилацетат), хотя в случае присутствия эфиров готовый продукт будет нестабилен. Таким образом, при крайне скудной и противоречивой информации приходится только гадать, за счет чего же достигается высокое качество мойки наружных пористых поверхностей щелочным средством, разведенным к тому же в прохладной или чуть теплой воде (вряд ли выше +25 0С).

При работе с вандальными загрязнениями необходимо учитывать, помимо всего прочего, и то, что в большинстве случаев надписи, нанесенные в одном месте и в одно время, сделаны разными маркерами и баллончиками и могут сниматься различными средствами и с разным успехом и трудозатратами. А тут 1500 кв. м, разбросанных по всему городу, и одно чудо-средство! Наша практика показывает, что лучше всего по вандальным надписям работают средства с комбинацией разного типа растворителей: спиртов, терпенов, алифатических углеводородов. Естественный минус таких средств – максимально эффективно они работают при температуре поверхности и, соответственно, окружающей среды не ниже +10 °С, а также их относительная дороговизна и неразводимость в воде.

В ассортименте продукции нашей компании есть два эффективных очистителя на основе комбинации растворителей: «Магос Джин» и «Магос Суперджин». Это готовые средства. Расход средства на очистку 1 кв. м – в среднем 7–10 мл.

В ряде случаев для очистки вандальных надписей, особенно недавно оставленных, можно использовать щелочные средства, но в данном случае средство должно быть или достаточно «злым» (рН = 13–14) и содержать комбинацию мощных ПАВ, или включать в состав растворители (обычно изопропиловый спирт, терпены). В случае с нашей продукцией это серии средств «Магос», «Магос Технос» или водорастворимое комбинированное средство «Магос Джин водный». Это сильно- или среднепенные средства, которые можно наносить вручную или с помощью АВД. Обычная концентрация при удаления граффити – 1:3–1:20. Расход – 10–20 мл рабочего раствора на 1 кв. м.

Нельзя обойти стороной и кислотные средства. Иногда для выведения надписей применяют и их. Здесь, правда, нужно понимать, что во многом они срабатывают за счет «выжигания» (микротравления) поверхностного слоя. Они существенно меньше, по сравнению со щелочными, теряют моющие свойства с понижением температуры поверхности и окружающей среды. Есть материалы, по которым работать кислотными средствами просто нельзя, – это, например, мрамор, песчаник, ракушечник. Бывают и такие случаи, когда лучше срабатывает абразивное средство, например выпускаемое ГК «Магос» средство «Санлюкс». В целом же качественная отмывка от надписей больших площадей без сопутствующего повреждения поверхностей – это кропотливая и не всегда на 100% успешная работа, требующая предварительного тщательного подбора комплекса средств под каждый загрязненный участок и контроля специалиста за их применением.

Василий Румянцев, Генеральный директор клининговой компании «чистограф»
Моя компания специализируется именно на этом виде работ, и, на мой профессиональный взгляд, данная цена является абсолютно закономерной. Составляющая этой цены – и интерес заказчика (государственный орган). Екатеринбургский проект в какой-то степени является знаковым. Если уже начали появляться такие заказы, со следующего сезона я готов нанимать новых менеджеров в надежде, что и московские власти всерьез займутся вопросами чистоты не только дорог, но и памятников, стен, переходов и пр.

Удаление граффити – это процесс интеллектуального клининга, требующий обязательного участия специалиста, который идентифицирует тип нанесенного на поверхность загрязнения и подберет правильный метод и средство для его удаления. Для этого нам нужно всегда иметь под рукой целый арсенал химических средств и оборудования, чтобы провести тестирование. Реализацию данного проекта с использованием только химической продукции считаю правильным: бластингом это можно было бы сделать дешевле, но не быстрее. Не совсем понятно, какая именно химическая продукция была использована (гель, паста или жидкость). Должен быть явный комплекс средств. Работать на рынке с такой ценовой политикой, приближающейся к общемировым нормам, намного приятнее: есть возможность заработка.

Александр Никитин, руководитель направления специальной химии компании «Айтен»
Бесспорно, можно поздравить компанию с удачным выполнением столь трудной задачи. Особенно хочется обратить внимание на применение универсального щелочного средства для обезжиривания, промывки теплообменников, удаления различных загрязнений, очистки ковров, в общем, всего, кроме удаления граффити. Это российская действительность, когда отечественный производитель пытается совместить всевозможные виды уборки в одном средстве. В итоге туда может быть намешан такой букет химикатов, что таким средством будет пользоваться опасно и для здоровья и для окружающей среды, и зачастую оно лишь разводит грязь. На сайте производителя нет ни слова об использовании средства для функции удаления граффити, а уж его состав тем более не подразумевает никакого удаления краски. Традиционно функцию разрушения пленки краски берет на себя растворитель, который в составе не указан, хотя, наверно, это коммерческая тайна. Также крайне затруднительно найти информацию и о защитном средстве. На чем основан выбор столь засекреченных и не предназначающихся для выполнения целей средств, непонятно. Можно только пожалеть рабочих, трудившихся восемь суток. Однако раз работа выполнена, значит, все это уже не столь важно.

Граффити можно удалять и современным способом. Сейчас общемировая тенденция направлена на снижение вредного воздействия на окружающую среду, и производители профессиональных чистящих средств обязаны соблюдать эти правила. Английское средство для удаления граффити Erase отвечает всем экологическим нормам. Это безопасная альтернатива традиционным средствам для удаления граффити, содержащим опасные растворители. Erase прекрасно удаляет граффити, выполненные маркером, фломастером, аэрозольными красками, чернилами для шариковой ручки и прочими видами красок, и подходит для применения на большинстве видов пластика, стекле, виниле, металле и кафеле. Он обладает очень слабым запахом и используется внутри и снаружи зданий. Средство имеет густую консистенцию и не стекает, а сцепляется с вертикальными поверхностями, что делает его крайне эффективным на вертикальных поверхностях. И даже на потолке! Средство для удаления рисунков граффити Erase полностью готово к применению. Для удаления загрязнения его необходимо распылить на поверхность, потереть и смыть остатки водой. При использовании АВД и горячей воды эффект будет сильнее. При необходимости обработку следует повторить. Расход средства на 1 кв. м составляет всего 100-150 г, что делает его и экономически выгодным для применения в суровых буднях клининговых компаний.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction