1
Comac

Пришла беда, откуда не ждали

Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг»,
Журнал Cleaning №4, 2017 год

В последнее время из-за проблем с демпингом и программой «обеления» отрасли много разговоров ведется о налоговых проверках, новых системах контроля, штрафах и ответственности за недоплату. Однако в реку государственного бюджета втекают еще и ручейки штрафов от различных довольно многочисленных проверяющих органов, таких как МЧС, Минтруд, ФМС, ФАС... Но мы опять вернемся к Роспотребнадзору.

Проверяющие – такие же люди, как мы

Кто ищет, тот всегда найдет. У каждого ведомства есть столько различных подзаконных актов, даже не всегда известных «на местах», что найти нарушение не составляет никакого труда. Любая проверка – это в первую очередь человеческий фактор. Не может у всех быть одинаковый уровень профессионализма. К вам вполне может прийти не очень компетентный специалист, или, наоборот, знающий слишком хорошо все тонкости, или просто в плохом настроении... Одним словом, если проверяющий нацелен на штраф, ничто его не удержит.

Иногда проверяющие пытаются воспользоваться нашей недостаточной осведомленностью. На одном из таких случаев мы хотим остановиться подробнее.

Есть сферы деятельности в области клининга, которые подлежат обязательному лицензированию, и есть такие, где лицензия не нужна. И клининговые компании должны обязательно знать, где нужна лицензия, а где нет. В противном случае подобное незнание вполне может стать источником пополнения государственной казны.

В данной статье речь пойдет о дезинфекционной деятельности, в которую входят, помимо прочего, дезинфекция, дезинсекция и дератизация, обычно называемые в клининге ЗД-услуги.

Наиболее остро проблемы дезинфекции стоят при уборке в медицинских учреждениях, в детских дошкольных учреждениях, в санитарных зонах, в бассейнах и СПА-центрах, во всех местах, связанных с продуктами питания, от их производства до хранения и реализации. И это далеко не все. Так что сфера применения дезинфектантов довольно обширна, и правильно ими пользоваться нужно уметь. В обычной практике уборщики/клинеры проходят обучение/инструктаж у менеджера своей компании. В последнее время в разных регионах периодически со стороны Роспотребнадзора (его Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) стали возникать требования по оформлению лицензии на проведение ЗД-мероприятий независимо от объекта уборки. При этом проверяющие ссылаются на 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», 52-ФЗ «О санитарно-зпидемиологическомблагополучии населения», Положение о лицензировании медицинской деятельности №291, утвержденное Правительством РФ 16.04.2012, а также СанПиН 3.5.13778-03 «Санитарно-зпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности». Как видим, перечень солидный и пугающий. Без точного знания этих нормативных документов, получив предписание о лицензировании, вполне можно «задрав штаны» бежать его оформлять.

Нужна ли лицензия на ЗД-услуги

Надо ли торопиться с оформлением? В принципе лицензированию подлежит деятельность, связанная с медицинской помощью и оказанием медицинских услуг. Как гласит 323-ФЗ, «медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг». В свою очередь, «медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное и законченное значение». А профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя, помимо прочего, выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных «на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания».

Таким образом, даже протирание дверных ручек в офисном центре можно подтянуть к действиям, направленным на «устранение вредного влияния на здоровье человека факторов окружающей среды».

Между молотом и наковальней

Вынося свое решение №309-КГ-17-12073 от 15.01.2018, Верховный Суд основывался не только на толковании вышеперечисленных законов, но и на тексте недавно вступившего в действие СанПиНа, который, определяя санитарное состояние объекта, напрямую предписывает лицензирование ЗД-деятельности. Суд не учел, что такая норма не может быть введена СанПиНом. Эта прерогатива исключительно Росздравнадзора, который не считает необходимым лицензировать услуги, оказываемые вне медицинских или приравненных к ним учреждениях (например, санаториях). И хотя из СанПиНа положение о лицензировании убрали и представители Росздравнадзора в случае необоснованных, по их мнению, требований рекомендуют обращаться с протестами именно к ним вплоть до министра здравоохранения, увы, одними посулами Минздрава проблема не решается.

С точки зрения законодательства решение суда, а уж тем более Верховного Суда РФ, превалирует над любыми постановлениями и директивами любых министерств и ведомств.

Вот и сложилась такая странная ситуация, жертвой которой стал клининг. Мы попали в клещи: Роспотребнадзор требует лицензий, Росздравнадзор считает это необходимым только для медицинских учреждений, а над всем этим стоит Верховный Суд.

Есть ли выход?

На самом деле выход всегда есть. Но в данном случае он не прост. В одиночку КК сложновато опротестовать решение Верховного Суда РФ, но, коль скоро эта проблема затрагивает все КК страны, самым логичным и действенным решением будет обращение в Верховный Суд клининговым сообществом в целом с помощью своих объединений, особенно таких как АРУК и ОПОРА РОССИИ, имеющих поддержку в правительственных органах.

А иначе от произвола Роспотребнадзора не избавиться!

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO