1

3
5
4
6
9
10
2
дударь
Про стандарты. Пока профессиональные

Автор: Николай ВОЛОДИН,
руководитель направления развития профессионального образования в клининге, АРУК.
Журнал Cleaning №4, 2012 год

Потратив много времени на создание и доработку текста Концепции клининга и передав ее в Министерство регионального развития, АРУК продолжила деятельность по формированию отрасли. Следующим этапом стала разработка профессиональных стандартов. Рассмотрев несколько вариантов, мы остановились на методике разработки стандартов, предложенной Центром изучения проблем профессионального образования (ЦИППО) и опробованной к тому времени при создании профессиональных стандартов Федерацией рестораторов и отельеров (ФРИО).

В результате осенью 2011 года АРУК вместе с сотрудниками Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 провела встречу с директором ЦИППО Ольгой Олейниковой, на которой была создана рабочая группа по разработке профессиональных стандартов для клининга. В рабочую группу вошли от ЦИППО – Анна Муравьева и Наталья Аксенова, от АРУК – Николай Володин, Мария Бочковская, Вера Глебовская.

За относительно непродолжительное время были разработаны 22 стандарта для рабочих профессий. При этом мы ориентировались на функции, которые реально выполняют работники, а не на существующие профессии, которые в настоящее время записаны в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).

Если отвлечься от профстандартов и полистать ЕТКС, то окажется, что там довольно-таки много профессий, которые можно притянуть к клинингу. Вот только разбросаны они по различным отраслям и соответственно определяют исполнение не совсем тех функций, которые характерны и обязательны для наших профессий.

Для примера возьмем выписку из Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (табл. 1).


Таблица 1.

 

Как видно из приведенной выписки, в клининге выполняется большой объем работ, которые находятся на стыке профессий или повторяют профессии, характерные для ряда различных отраслей. При этом в классификаторе практически полностью отсутствуют рабочие профессии по уходу за поверхностями из различных материалов.

Пока мы можем использовать только те наименования профессий, которые входят в «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства», т.е. имеющие код 01. Но даже если мы будем их использовать, то ряд наших профессий не будет учтен в классификаторе, а некоторые из них будут весьма ограничены существующими описаниями и требованиями к ним. Кроме этого, необходимо учитывать, что профессии «уборщик», «чистильщик» и т.п. считаются малопрестижными.

Но и это не все

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2011 года №1440 «Об утверждении перечня профессий профессиональной подготовки» в данный перечень вошли только профессии, представленные в табл. 2.


Таблица 2.

 

Это по профессиям рабочих, которые относятся к общим для всех отраслей народного хозяйства. По остальным отраслям имеются следующие профессии, по которым должна вестись профессиональная подготовка (табл. 3).


Таблица 3.

 

Если сравнивать выписку из ОК 016-94 с выписками из Приказа Министерства образования и науки РФ, то получается, что не по всем профессиям, указанным в ОК 016-94, ведется обучение в рамках профессиональной подготовки. Кроме этого, никто не готовит работников, занимающихся специальными клининговыми работами. А именно рабочих мобильных бригад, которые проводят работы по восстановлению полов, различных материалов и по уходу за ними. Тех, кто должен знать работатать с камнем, деревом, текстилем, иметь навыки мойки стекла и фасадов и т.п. Вместо них готовятся узкие специалисты для работы в отдельных отраслях.

В результате получается, что для обеспечения работы клининговой отрасли подготовка кадров осуществляется не в полном объеме.

Для того чтобы избежать этих перекосов и четко определиться с необходимыми нам профессиями, и была начата работа по созданию профессиональных стандартов. Чтобы было понятно, в профессиональный стандарт входят несколько разделов, в которых указываются и определяются как функции данной профессии, так и оборудование и инструментарий, с которыми работает персонал, а также необходимые для выполнения этих функций знания и навыки.

Методика создания профессионального стандарта Если посмотреть глубже, то в основу методики создания профессионального стандарта заложен функциональный анализ определенной области трудовой деятельности. Такой подход призван отражать базовые компетенции, обуславливающие гибкость и адаптивность работника и его успешность на рынке труда.

Как отмечалось выше, отправная точка формирования стандарта – анализ трудовой деятельности, направленный на четкое выявление функций, а также необходимых знаний и умений, которые являются необходимым условием высокого качества труда.

Практически в стандарт закладываются требования, предъявляемые работодателем к данной профессии. Это позволит использовать его для обеспечения кадровой работы компаний при подборе и расстановке кадров, профессиональном росте сотрудников, создании кадрового резерва, определении степени ответственности каждого конкретного члена коллектива. Он также может использоваться в качестве основы при оценке профессионального уровня, квалификации персонала, для определения направлений совершенствования профессиональных и личностных компетенций конкретных сотрудников. Заложенные в нем показатели и критерии являются основой для создания образовательных программ и определения направления повышения квалификаций и профессиональной подготовки сотрудников компаний.

Как говорится, идеи витают в воздухе. И вот уже в феврале 2012 года Минздравсоцразвития заявил о необходимости разработки профессиональных стандартов взамен ЕТКС. Летом Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с ТПП, РСПП, «Деловой Россией», ОПОРОЙ России начало разработку Дорожной карты по переходу к Национальной системе компетенций и квалификаций (НСКК). Данный проект разбит на шесть тематических блоков, которые органически связаны между собой. Это:

  1. планирование и мотивация;
  2. стандартизация;
  3. образование;
  4. дополнительное обучение и переподготовка;
  5. сертификация;
  6. миграция.

Так уж получилось, что и сотрудников АРУК пригласили участвовать в разработке данного проекта. Основные блоки, которые заинтересовали нас, это стандартизация, образование, дополнительное обучение и переподготовка, сертификация. Начали мы со стандартизации, так как уже значительно продвинулись в разработке профессиональных стандартов. Не будем вдаваться в подробности дебатов по поводу формулировок этапов Дорожной карты. Главное, что к нашему мнению прислушались. В итоге сотрудники АСИ предложили создать ряд пилотных проектов по разработке профессиональных стандартов для некоторых направлений экономической деятельности. При этом за основную методику создания стандартов была взята методика, разработанная сотрудниками Центра изучения проблем профессионального образования Ольгой Олейниковой и Анной Муравьевой. К этому времени наша рабочая группа по созданию профессиональных стандартов в клининге подошла в своей работе к этапу анкетирования. То есть сделанные нами наработки были направлены в клининговые компании для того, чтобы их сотрудники определили важность тех или иных функций и дали свои замечания по составу и формулировкам разделов проекта стандарта. Логичным стало предложение АСИ совместно с сотрудниками агентства доработать один из проектов профессионального стандарта в качестве пилотного и закончить его к ноябрю этого года. Кстати, в соответствии с Указом Президента до 2015 года должны быть разработаны не менее 800 профессиональных стандартов.

В заключение необходимо отметить, что стандартизация в отрасли – процесс длительный и включает в себя не только разработку профессиональных стандартов, но и пакета стандартов самой отрасли, стандартов качества, стандартов терминов и т.п.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction