Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА.
Журнал Cleaning №1, 2011 год
Настоящая Концепция определяет современное состояние и перспективы дальнейшего развития клининговой индустрии в Российской Федерации. Она направлена на формирование и реализацию комплекса мер в области государственной поддержки и координации рынка клининговых услуг с учетом интересов организаций, оказывающих клининговые услуги, производителей оборудования, препаратов и материалов, а также потребителей услуг.
Концепция нацелена на развитие саморегулирования на основе использования ресурса профессионального объединения предпринимателей – Ассоциации русских уборочных компаний. Реализация концепции будет содействовать развитию клининговой индустрии в регионах Российской Федерации и обеспечивать санитарное благополучие и комфорт пребывания населения в зданиях, сооружениях и на прилегающих к ним территориях.
Основными признаками, устанавливающими целесообразность создания концепции развития клининговой индустрии в Российской Федерации, являются:
- создание в соответствии с Конституцией Российской Федерации комфортной и безопасной среды обитания человека;
- масштабность и многоаспектность проблемы развития индустрии чистоты;
- существенная сложность индустрии чистоты как объекта регулирования и управления (специфика оказания услуг в различных сферах деятельности (строительство, ЖКХ, здравоохранение бытовое обслуживание, промышленность, сельское хозяйство и социальная сфера);
- острота и необходимость комплексного решения проблемы, очевидность влияния на социально-экономическое развитие страны в целом;
- системный многоаспектный характер самого процесса регулирования индустрии чистоты;
- встраивание в международную систему хозяйствования и норм обеспечения экологической безопасности и санитарных норм;
- взаимосвязь экономических и организационных аспектов в ходе оказания услуг по профессиональной уборке и санитарной очистке помещений;
- необходимость повышения производительности труда и улучшения условий труда на рабочих местах на основе использования современных технологий, привлечения инвестиционных ресурсов, как из бюджетных, так и внебюджетных источников, для развития клининговой индустрии;
- необходимость регулирования данного вида деятельности и координации усилий органов государственной власти, министерств и профессиональных объединений предпринимателей.
В Концепции приняты следующие термины и определения к ним.
Клининг – (от англ. сlеаn – чистота) – профессиональная уборка (процесс), очистка загрязнений, обеспечение требуемой санитарной среды и поддержание требуемого состояния и чистоты поверхностей, территорий и инженерно-технических систем антропогенных (созданных человеком) объектов. При этом объектом обслуживания являются: поверхности и элементы интерьера жилых, общественных и производственных зданий и сооружений, наружных (прилегающих) территорий, транспорта, оборудования, инженерных систем.
Клининг как совокупность технологических процессов профессиональной уборки, направленных на объект обслуживания, включает:
- обеспечение безопасного для потребителя уровня чистоты и санитарного состояния;
- поддержание и восстановление внешнего вида поверхностей конструкционно-отделочных материалов, интерьеров зданий и сооружений, наружных (прилегающих) территорий;
- защитную обработку материалов и поверхностей (от загрязнений, от скольжения);
- предварительную сортировку твердых бытовых отходов (ТБО), производственных отходов и крупногабаритного мусора (КГМ), подготовку к последующему вывозу и утилизации (сбор, сортировка, прессование, организация временного хранения).
- поддержание внешней чистоты и внутренняя очистка инженерных систем (вентиляции, мусоропроводов, канализации), технологического оборудования с остановкой производственного процесса или без нее.
Клининговые услуги – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и (или) результат собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей в клининге.
Клининговая индустрия – совокупность всех производственных и сервисных структур, осуществляющих непосредственно клининговую деятельность, производство и продвижение оборудования, инвентаря, расходных материалов, моющих и дезинфицирующих средств, защитных препаратов клининга; центров профессионального обучения в этой сфере, а также отраслевых общественных организаций.
Антропогенный объект – элемент окружающей среды, созданный человеком для обеспечения социальных потребностей и не обладающий свойствами (не являющийся) природных объектов.
Инфраструктура клининговой индустрии – совокупность видов деятельности, организаций, предприятий, связанных с предоставлением клининговых услуг
I. СОСТОЯНИЕ И ФУНКЦИИ КЛИНИНГОВОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1. Состояние и проблемы развития клининговой индустрии в Российской Федерации
На современном этапе развития рыночных отношений в Российской Федерации функционирует и находится в активной фазе формирования новая сфера деятельности – клининговая индустрия. Формирование индустрии соответствует сложившимся мировым тенденциям поддержания и развития (со 100-летним опытом) безопасной комфортной антропогенной среды обитания человека. В ее состав входит оказание клининговых услуг, связанное с внешними факторами (осадки, атмосферная пыль и грязь) и деятельностью человека (удаление отходов, загрязнений и отложений, возникающих в процессе промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортировки, медицинской деятельности, строительства и благоустройства и т.д.), а также санитарная очистка помещений, производство сопутствующих товаров и препаратов, обучение кадров и т.д. В целом основная задача клининговой индустрии – поддержание антропогенных объектов окружающей среды в надлежащем комфортном и безопасном состоянии.
Индустрия чистоты успешно взаимодействует и органично входит во все структуры экономики страны. Согласно мировой практике это одна из крупнейших сфер по количеству занятых (работников). На профессиональной и непрофессиональной основе в этой сфере в России трудятся несколько миллионов человек. Причем в настоящее время это в основном непрестижные и низкооплачиваемые рабочие места.
Основными потребителями услуг индустрии чистоты являются: офисные, развлекательные и торговые центры, транспорт, медицинские учреждения, учебные заведения, банки, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, структуры ЖКХ и объекты социальной сферы, владельцы домов и квартир, дорожная сеть, территории населенных пунктов, парки, скверы и т.д.
До начала 1990-х годов профессионально этот сектор деятельности был ограничен предоставлением бытовых услуг: в Москве функционировала фирма «Заря», предлагавшая через сеть действовавших отделений и филиалов услуги по уборке квартир и мойке окон. Уже с 1991 года в Москве начали создаваться первые специализированные предприятия, оказывающие клининговые услуги для организаций и предприятий, причем наряду с формированием уборочных подразделений создавались собственные структуры по торговле технологическим оборудованием и материалами, обучению персонала.
За двадцатилетний период индустрия чистоты превратилась в высокотехнологичную сферу деятельности, включающую разработку и применение инновационных технологий и современной организации труда, сложного оборудования, развитие предприятий по изготовлению новых химических и биологических препаратов и т.д. Интенсификация этой деятельности обусловлена рядом факторов:
- приходом на российский рынок международных сетей и иностранных предприятий, традиционно привлекающих профессионалов для оказания клининговых услуг для экономии расходов;
- необходимостью поддерживать в благополучном санитарном состоянии жилые помещения и прилегающую территорию, собственниками которых является не только государство, но и коммерческие структуры;
- формированием рыночных структур (банки, клубы, рестораны, деловые офисы, гостиницы, супермаркеты и т.д.), продвижение и имидж которых во многом зависят от санитарного состояния, уровня чистоты их рабочих помещений;
- строительством современных зданий и сооружений, в том числе повышенной комфортности, требующих профессионального подхода к уборке;
- реформой ЖКХ, предоставляющей потенциальные возможности в части уборки помещений.
В настоящее время в индустрии чистоты в России функционирует более 400 компаний с численностью работающих от 350 до 15000 человек в каждой и большое число средних и мелких компаний. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что данная отрасль успешно развивается, так как может эффективно создавать безопасную и комфортную среду и экономит огромные средства (до 30%) при эксплуатации зданий и сооружений. Индустрия чистоты занимает достойное место в рыночной экономике. Так, анализ статистических данных(1), характеризующих сегмент по уборке помещений стран Евросоюза, показал, что в 2009 году совокупный объем реализации клининговых услуг превысил 30 млрд евро, а число занятых в данной индустрии составило более 2,8 млн чел. По показателю занятости этот сегмент занимает первое место в сфере услуг Европы.
В России этот вид услуг еще не достиг международного уровня и неравномерно представлен по регионам. Доминирующее положение по объему предоставления клининговых услуг занимают такие города и регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Омск, Новосибирск, Красноярск, Московская и Калининградская области, Республика Татарстан. В них сосредоточен наибольший потенциал жилых и нежилых помещений, требующих профессионального подхода к уборке.
Несмотря на интенсивное развитие клининговой индустрии, ее эффективность сдерживается в связи с наличием серьезных проблем. Эти проблемы напрямую связаны с отсутствием нормативной и правовой базы, регламентирующей правила и требования к клинингу, слабым развитием экономических форм продвижения клинингового бизнеса в регионах России, отсутствием образовательных программ государственного уровня, конкуренцией и т.д.
Использование аукционной формы выбора подрядчика с единственным критерием – цена услуги приводит к снижению цены ниже технологически обоснованной, тотальному снижению качества услуг, массовому разорению мелких и средних предприятий, доминированию недобросовестных поставщиков услуги, стабилизации зарплат, массовому использованию иностранной низкоквалифицированной рабочей силы.
2. Клининг как важнейший фактор улучшения среды обитания человека
Конституция Российской Федерации содержит положения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, защита которых гарантируется государством. Среди них важнейшим является право человека на благоприятную среду обитания и на охрану здоровья. Данное положение основного закона страны получило развитие в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В концепции определены направления обеспечения экологической безопасности страны и улучшения экологической среды жизни человека, включающие такое направление, как создание безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.
Среда обитания является обязательным компонентом обеспечения качества жизни человека и содержит обширную систему показателей, таких как чистота помещений, чистота воздуха, микроклимат.
Инструментом по обеспечению благоприятных условий проживания человека наряду с такими, как вентиляция, искусственный теплообмен, становится профессиональная уборка и санитарная очистка помещений. Профессиональная уборка обеспечивает удаление пыли, грязи, вредных органических соединений, выделенных из воздуха, с различных типов поверхностей. Высокая степень удаления загрязнений гарантирует качественный состав воздуха и благополучное гигиеническое состояние жилой среды. Устраняет износ и разрушение поверхностей.
Для реализации данного направления работы необходимо установить современные критерии и показатели чистоты помещений и территории. Нормативы должны как минимум обеспечивать безопасный уровень воздействия среды обитания на здоровье и жизнь человека. Существующие в Санитарных нормах и правилах требования к чистоте сформулированы в общем виде и не позволяют эффективно контролировать процесс уборки; закрепляют архаичные (устаревшие) технологии создания (поддержания) санитарной среды (квач, ведро, швабра). Среди прочих нормативов должны быть разработаны специальные экологические медико-биологические нормативы допустимой антропогенной нагрузки; специальные экологические медико-биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания человека. Создание нормативов и системы показателей позволит осуществлять специализированный мониторинг состояния среды обитания человека. Важнейшим условием реализации мер по ликвидации накопленных загрязнений, восстановлению эродированных, захламленных территорий, эффективной санитарии, созданию условий для разделения и предварительной сортировки отходов становится развитие клининговой индустрии.
Поддержание чистоты должно быть гарантировано для всех сфер жизнедеятельности человека: во время отдыха, работы, развлечений. В этой связи индустрия чистоты может реально развиваться в направлении уборки офисных, торговых, производственных помещений. Особые требования могут предъявляться при уборке школьных, медицинских учреждений, кафе, ресторанов, пищевых производств. Объективный подход необходим при создании чистоты в общественных местах (зонах), жилых помещениях, в которых жители находятся большую часть своего времени. Наряду с традиционными требованиями здесь появляются такие, как отсутствие после уборки остатков препаратов, имеющих аллергические свойства, добросовестность исполнителя услуги в отношении имеющегося имущества и др.
Доказано, что результаты профессиональной уборки напрямую связаны с длительностью эксплуатации зданий и помещений. При систематической квалифицированной уборке срок службы (эксплуатации) здания увеличивается по сравнению с нормативным на 20-30%. В связи с этим необходимо на всех этапах жизненного цикла помещения либо здания (проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт и утилизация) конструктивно закладывать и регламентировать условия проведения уборки, а также формы и методы оценки качества и безопасности работ.
Одной из проблем, сдерживающих развитие клининговой индустрии и, соответственно, улучшение среды обитания человека, является отсутствие правовой основы. До настоящего времени нет требований к клининговой индустрии в федеральных законах – технических регламентах, отсутствуют все необходимые национальные стандарты, нет актуализированных санитарных норм и правил, содержащих требования к уборке. При проектировании зданий, предприятий для болеее дешевой и эффективной уборки не учитываются элементы конструкций техники безопасности, энерго и водоподведение. В нормативных правовых документах не рассмотрен вопрос о роли органов исполнительной власти в формировании благоприятной среды проживания человека на основе привлечения ресурса клининговой индустрии.
3. Развитие инфраструктуры клининговой индустрии
Клининговая индустрия должна функционировать как важная составная часть единого хозяйственного комплекса России. Ее главными задачами являются создание условий для ведения основной деятельности организаций и предприятий, удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов в чистоте, обеспечение качества и безопасности, а также доступности предоставления клининговых услуг.
Характерной особенностью клининговой индустрии является то, что она представляет собой открытую систему, которая реагирует как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную и политическую ситуацию, т.е. зависит от товаропроизводителей, миграции рабочей силы, движения денег и др.
Инфраструктура клининговой индустрии представляет собой совокупность всех производственных единиц, осуществляющих деятельность, направленную на создание чистоты и обеспечение санитарного благополучия человека и включает:
- производственно-посредническую инфраструктуру (клининговые компании, представительства, выставки и др.);
- финансово-кредитную инфраструктуру (коммерческие банки, кредитные организации, страховые компании), лизинговые компании;
- образовательную инфраструктуру (учебные центры, колледжи, курсы);
- информационно-коммерческую инфраструктуру (спецализированные СМИ, интернет-порталы, маркетинговые службы и т.д.);
- общественную инфраструктуру (ассоциации, гильдии, союзы и т.д.);
- научно-консультативную инфраструктуру (научные институты, консалтинговые центры и т.д.);
- правовую инфраструктуру (органы сертификации, адвокатские и нотариальные конторы);
- материально-техническую инфраструктуру (логистические центры, склады, сооружения, оборудование, материалы).
Инфраструктура клининговой индустрии органично связана со смежными сферами деятельности, такими как сбор (в т.ч. селективный) сортировка, вывоз и утилизация отходов, поскольку без использования трудовых и производственных ресурсов клининговой индустрии невозможно эффективно и дешево организовать предварительную сортировку и подготовку к возврату в оборот отходов.
К основным элементам инфраструктуры клининговой индустрии относятся: организации, оказывающие различные виды клининговых услуг; организации, специализирующиеся на предоставлении определенных видов услуг (высотные работы, уход за каменными полами и др.); компании по производству оборудования, препаратов и материалов; обучающие центры и образовательные учреждения.
Среди проблем, связанных с инфраструктурной составляющей клининговой индустрии, выделяются: преобладание импортных препаратов; слабое развитие производства отечественных препаратов и оборудования; отставание в разработке и использовании инновационных технологий; слабая подготовка кадров.
II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КЛИНИНГОВОЙ ИНДУСТРИИ
4. Цель и основные направления развития
Стратегической целью развития клининговой индустрии является создание в России технологичной и эффективной индустрии клининга с высокой производительностью труда, обеспечивающей безопасность среды обитания человека и гарантирующей высокое качество жизни человека за счет поддержания чистоты на основе применения инновационных технологий и методов развития и способствующей эффективному ведению основной деятельности предприятий и учреждений различных отраслей, созданию принципиально новых рабочих мест с высоким уровнем квалификации и технически вооруженных, развитию малых и средних предприятий.
К основным направлениям развития клининговой индустрии, обеспечивающим достижение цели, отнесено:
- формальное закрепление вида деятельности и новых специальностей в ЕТКС и ОКВЭД;
- создание и совершенствование нормативной и правовой базы;
- развитие технического регули- рования и его организационных механизмов;
- развитие форм и методов государственной поддержки;
- развитие саморегулирования на рынке услуг индустрии чистоты;
- создание условий для развития добросовестной конкуренции;
- создание благоприятной экономической базы и повышение инвестиционной привлекательности;
- развитие инфраструктуры;
- обеспечение качества и безопасности оказываемых услуг;
- создание системы информационной поддержки клининга и проведение работ по его продвижению на российском рынке;
- усиление контроля за безопасностью предоставления услуг чистоты;
- подготовка и повышение квалификации кадров, создание для клининговой индустрии образовательных стандартов.
5. Среднесрочные и краткосрочные задачи создания и совершенствования законодательной, нормативной и правовой базы клининговой индустрии и смежных отраслей
5.1. Внесение изменений в технический регламент о безопасной эксплуатации зданий и сооружений
К числу среднесрочных задач формирования законодательной основы клининговой индустрии относится создание федерального закона, регламентирующего на государственном уровне правовые нормы и требования к объектам антропогенной окружающей среды. Доказательной базой закона об очистке антропогенных объектов должны стать документы, определяющие параметры и методы проведения работ на основе клининговых технологий.
5.2. Специальное постановление Правительства Российской Федерации о развитии клининговой индустрии
Среди среднесрочных задач по созданию законодательной базы клининговой индустрии следует отметить принятие специального постановления Правительства Российской Федерации о развитии данной индустрии в России. Это постановление может содержать положения, связанные с изменением и совершенствованием действующего законодательства в области экологии и среды обитания человека, затрагивающего интересы клининговой индустрии, с вопросами по организации деятельности органов государственной власти и профессиональных объединений предпринимателей, а также с проблемами качества и безопасности клининговых услуг.
6. Комплексное развитие клининговой индустрии и смежных отраслей
6.1. Стимулирование создания отечественной базы развития клининговой индустрии и смежных отраслей
Приоритетным направлением работ по созданию промышленного производства, связанного с предоставлением клининговых услуг, должны стать поддержка и стимулирование отечественного производителя технологического оборудования, химических и биологических препаратов и материалов. При этом должен быть предложен комплекс организационно-экономических мер, стимулирующих развитие отечественной базы и создание новых рабочих мест. Государственная поддержка должна быть оказана отечественным производителям препаратов и уборочного оборудования совместно с государственной поддержкой тем предприятиям, которые готовы выпускать продукцию на базе современных российских разработок.
Другими направлениями работ являются:
- расширение рынка клининговых услуг путем развития клининга во всех регионах России, внедрения клининговых услуг в сферы транспорта, ЖКХ, государственных структур, детских, медицинских учреждений, предприятий промышленности и т.д.;
- создание научной базы, направленной на разработку технических средств и создание новых технологий;
- создание информационно-аналитического центра мониторинга клининговых услуг;
- разработка программы социальной рекламы, направленной на формирование у населения уважительного отношения к чистоте как в жилых помещениях, так и в общественных местах.
6.2. Вопросы международного сотрудничества и участия зарубежных компаний в развитии клининговой индустрии и ее инфраструктуры
Международные интеграционные процессы, связанные с развитием отечественной клининговой индустрии, могут идти по следующим направлениям:
- проведение совместных выставок, конференций, семинаров;
- создание совместных предприятий по производству современного технологического оборудования с использованием иностранных инвестиций;
- совместная подготовка кадров;
- создание технического комитета по разработке международных стандартов в Международной организации по стандартизации (ИСО);
- развитие международной системы сертификации клининговых услуг, гармонизированной с отечественными системами сертификации;
- разработка методов стимулирования отечественных клининговых организаций, получивших сертификаты по международным системам.
7. Задачи государственного и общественного регулирования в сфере клининга
7.1. Общие требования к регулированию индустрии, принципы распределения функций между государством и СРО в области клининга
Деятельность по регулированию клининговой индустрии должна быть направлена на:
- формирование ее как самостоятельного вида экономической деятельности, фактически заинтересованного в создании и поддержании санитарной и комфортной среды повсеместно на антропогенных объектах;
- стимулирование организаций и развитие инновационного российского производства оборудования, препаратов и материалов;
- повышение инвестиционной привлекательности клининговой индустрии;
- повышение производительности труда и создание новых рабочих мест;
- распределение функций между государством и саморегулируемыми организациями (СРО).
Эффективное регулирование клининга как вида деятельности в интересах потребителей, клининговых предприятий и их работников возможно только совместными усилиями государственных органов и общественных профессиональных организаций. За рубежом эти функции выполняются торгово-промышленными и ремесленными палатами, фактически являющимися официальными профессиональными объединениями работодателей, на которые возложены государством широкие полномочия по регулированию отношений с госорганами и потребителями по сертификации компаний и персонала, подготовке кадров, резработке нормативов и методик расчета труда и стоимости услуги, организации выбора исполнителя работ.
В России при сложившейся в настоящее время законодательной базе аналогичные функции могут быть возложены на саморегулируемые организации – объединения предпринимателей (в нашем случае – в сфере клининга).
Объединение профессиональных организаций в СРО в сфере клининга должно обеспечить выполнение входящими в него предприятиями требований по качеству услуг, соответствующих требованиям внутреннего стандарта на базе ГОСТ Р 51870-2002, и его совершенствование.
Практика создания многочисленных СРО в строительной сфере привела к необходимости создания национального объединения, регулирующего основные правила и нормативы для всех СРО в строительстве.
Для сферы клининга международная практика и здравый смысл диктуют необходимость создания единых национальных (гармонизированных с международными) правил, стандартов, технических регламентов, специальностей, образовательных стандартов, системы сертификации и правил создания СРО. Этот процесс уже идет на протяжении нескольких лет при сотрудничестве профессионального объединения работодателей в сфере клининга с заинтересованными госорганизациями: Роспотребнадзором, Минэкономсоцразвития, Минпромторгом, Торгово-промышленной палатой, РСПП, Госдумой РФ, СФ РФ.
На данный момент создана основа для формирования СРО в клининговой индустрии.
Членство в СРО с учетом выполнения требований законодательства позволит создать определенные гарантии качества услуги для потребителей (как государственных, так и коммерческих организаций). При этом профессиональное объединение должно иметь возможность оперативно взаимодействовать с ФАС (Федеральной антимонопольной службой) при оценке технических заданий, отработке типовых контрактов и решении спорных вопросов при проведении аукционов-конкурсов. При этом члены СРО и само СРО несут финансовую ответственность перед заказчиком – потребителем услуги. Совместно с ФАС может быть обеспечен эффективный общественный контроль.
7.2. Развитие системы саморегулирования клининговой индустрии, в том числе определение функций и сфер регулирования СРО в клининге, норм и стандартов, применяемых в СРО
Развитие системы саморегулирования в клининговой индустрии должно стать стратегическим направлением управления отраслью. В задачи СРО будут входить:
- добровольное объединение всех добросовестных предпринимателей в единую организацию;
- создание единой системы нормирования деятельности членов СРО, включающей стандарты организации, правила, инструкции, процедуры и др.;
- формирование тарифно-квалификационной системы и профессиональных стандартов;
- популяризация деятельности и информирование широких слоев населения и предпринимателей о преимуществах современной клининговой услуги, создание собственного печатного органа СРО;
- взаимодействие с государственными структурами всех уровней для разработки нормативных правовых актов, добросовестного проведения тендеров, оказания содействия отечественным компаниям, производящим импортозамещающие товары;
- оказание консалтинговых услуг членам СРО и помощь в разработке документации для сертификации по стандартам ISO 9000 и ISO 14000;
- развитие всех форм поддержки клинингового бизнеса, в том числе профессиональных выставок;
- организация профессиональных учебных центров по повышению квалификации исполнителей услуг в области законодательства, новейших технологий, оборудования и химических средств;
- создание методического центра по разработке учебных программ, пособий и рекомендаций для государственных и негосударственных учебных заведений, учебных центров по повышению квалификации кадров.
7.3. Создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции
В целях развития добросовестной конкуренции необходимо создать благоприятные экономические, технологические и социальные условия на рынке клининговых услуг. В настоящее время конкурентная среда сформировалась в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др. Конкуренция среди хозяйствующих субъектов в этих городах имеет следующие особенности: локальный характер конкурентной борьбы, высокий уровень конкуренции, ориентация конкурентной борьбы на конкретные группы потребителей и др.
Сейчас на рынке клининговых услуг присутствуют все формы недобросовестной конкуренции. Действенным инструментом развития конкуренции и ликвидации проявления ее негативных форм должно стать: на национальном уровне – уточнение общего законодательства, создание технических регламентов; на региональном уровне – формирование корпоративной этики, экономическое регулирование минимальных тарифов на оказываемые услуги, переход от аукционов к формированию тендерных требований с учетом качественных характеристик предоставляемых услуг, создание консалтинговых служб, разработка целевых программ развития клининга, применение франчайзинга и других форм продвижения бизнеса.
Развитие конкуренции связано с выходом на рынок большого числа исполнителей услуг. В этой ситуации необходимо: максимально снизить технические барьеры при выходе клининговых компаний на рынок; поддерживать предприятия, оказывающие клининговые услуги малоо- беспеченным гражданам и социально незащищенным слоям населения; ввести систему страхования рисков возможного ущерба и потенциального вреда, причиненного гражданам при оказании услуг и применении оборудования и препаратов; создать условия комфортного пребывания работников, находящихся на загрязненных объектах.
7.4. Совершенствование системы технического регулирования индустрии и его организационных механизмов в целях повышения качества и безопасности клининговых услуг
Реализуемую в России современную систему технического регулирования необходимо органично адаптировать для клининговой индустрии. Основные ее элементы – нормирование и оценка соответствия – должны лечь в основу деятельности по оказанию клининговых услуг, производства оборудования, препаратов и материалов.
Для этого необходимо:
- провести работу по выбору форм и методов контроля безопасности клининговых услуг в рамках создаваемых технических регламентов (федеральных законов). Первостепенное место в этом процессе должен занять Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
- ввести уточнения и дополнения в действующий основополагающий национальный стандарт ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия» в части требований на весь спектр производственных видов услуг;
- создать систему национальных стандартов, регламентирующих термины, определения, классификацию клининговых услуг, методы контроля и испытаний, требования к категории предприятия и исполнителям. За основу при формировании системы должны быть взяты международные и региональные стандарты;
- пересмотреть и актуализировать действующие санитарные нормы и правила, отражающие интересы клининговой индустрии;
- усовершенствовать действующие системы сертификации как на национальном, так и на региональном уровне, приняв за базу положения интегрированных систем менеджмента качества;
- развивать систему конкурсов мастерства исполнителей;
- создать в регионах России центры независимой экспертизы качества и безопасности клининговых услуг.
Особую роль в системе технического регулирования должен играть такой элемент, как государственный контроль и надзор. Его следует считать непременным условием гарантии качества и безопасности среды обитания человека.
8. Развитие форм и методов государственной, муниципальной и общественной поддержки клининговой индустрии
8.1. Программы льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса
В клининговой индустрии на национальном и региональном уровнях могут применяться систмы льготного кредитования для тех организаций, которые предоставляют услуги социально значимым структурам и малообеспеченным гражданам, а также организациям, производящим импортозамещающие химические препараты и материалы.
Кроме того, льготное кредитование малых и средних клининговых компаний создаст условия для инвестирования в экономику регионов отечественного и зарубежного капитала.
8.2. Создание благоприятной экономической базы, в том числе разработка и реализация целевых государственных и региональных программ, стимулирование развития клининговой индустрии
Учитывая высокую социальную значимость клининговой индустрии как одной из основных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих качество и безопасность среды обитания человека, ее развитие следует осуществлять на основе системы долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования. Целевые программы развития, создаваемые на федеральном и региональном уровнях, могут содержать такие разделы, как:
- формирование нормативно-правовой базы;
- формы и методы государственной и общественной поддержки;
- обеспечение качества и безопасности предоставляемых услуг;
- совершенствование материально-технической базы.
Программы могут содержать систему льгот и преференций для клинингового бизнеса, включая такие, как льготы на энергоресурсы, на помещение, налоговые льготы и др.
8.3. Создание системы информационной поддержки клининга и его продвижения на региональный, национальный и зарубежный рынки
В масштабах России следует создавать единую информационную систему клининговых компаний на основе ресурсного обеспечения органов государственной власти. Это связано с необходимостью поддержания качества среды обитания человека в обычных и чрезвычайных ситуациях (пожары, инфекционные заболевания, стихийные бедствия и др.).
Кроме того, инструментами продвижения клининговой индустрии могут быть Интернет, телевидение, местная реклама, журналы и др.
В целях поддержки клининговой индустрии на зарубежных рынках должны быть выделены средства на участие или организацию международных и зарубежных выставок.
8.4. Создание системы подготовки и повышения квалификации кадров
Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров должно проводиться для всех уровней: рабочие профессии, специалисты со средним, высшим, дополнительным высшим образованием, управляющие кадры. Необходимо создать на базе СРО единый организационно-методический центр, обеспечивающий координацию и развитие образования в клининговой индустрии.
9. Этапы развития клининговой индустрии в Российской Федерации в 2010–2020 гг.
Развитие клининговой индустрии можно проводить в два этапа.
Первый этап развития – с 2010 до 2015 года – подготовка нормативно-правовой основы клининга, формирование сети клининговых компаний, популяризация бизнеса, применение всех форм продвижения и поддержки.
Второй этап – с 2016 до 2020 года – формирование инфраструктуры, применение элементов технического регулирования и осуществление различных форм государственной и общественной поддержки.