1
Comac

Проекты ЕЦГ

Авторы: Юрий САМГИН,
руководитель Единого центра госзаказа Агентства малого бизнеса Москвы.
Алиса ХАЙРУТДИНОВА,
ведущий аналитик Единого центра госзаказа Агентства малого бизнеса Москвы
Журнал Cleaning №2, 2013 год

Мониторинг Департамента по конкурентной политике Москвы за 2012 год и первый квартал 2013 года по размещению заказов среди субъектов малого предпринимательства показал негативную тенденцию у 23 государственных заказчиков города по индексу «Размещение заказа среди субъектов малого предпринимательства». По вопросам повестки дня слушали первого заместителя руководителя департамента Олега Бурцева, который рассказал об итогах мониторинга размещения государственного и муниципального заказов для малого бизнеса. По итогам встречи принято несколько кардинальных решений о выстраивании диалога между заказчиком и поставщиком.

Заказчики должны в кратчайшие сроки внести изменения в план-график размещения заказа с учетом закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) в соответствии с требованиями действующего законодательства. Информация о внесении изменений в план-график будет представлена в Департамент города Москвы по конкурентной политике и Единый центр госзаказа. В ежеквартальном докладе мэру Москвы о проводимой главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС) работе по размещению заказа впредь будет отражаться информация по ГРБС, не выполняющим установленные законодательством требования размещения заказа среди СМП.

Уже этим летом Единый центр госзаказа запускает несколько пилотных проектов информационных программ «Государственный заказ Москвы – малому бизнесу. «Открытый диалог», «Муниципальный заказ Москвы – малому бизнесу. «Открытый диалог», «Ситуационная комната заказчика» на базе Агентства малого бизнеса Москвы для привлечения субъектов малого предпринимательства к размещению заказа для государственных и муниципальных нужд.

Не ниже 10%, не выше 20%

Государственный заказ Москвы на сумму более 3,6 млрд рублей был размещен главными распорядителями бюджетных средств среди субъектов малого и среднего предпринимательства за первый квартал 2013 года. Это всего 4,4% от общего городского заказа. Указанный процент является крайне низким, и велика вероятность нарушения норм законодательства в части размещения заказов среди СМП. В этой связи Департаментом по конкурентной политике было дано поручение ГРБС разработать и предоставить до 15 мая 2013 года план-график закупок для субъектов малого предпринимательства на текущий год с учетом целевого показателя.

Также, по информации Департамента по конкурентной политике Москвы, ниже среднегородского уровня размещали заказ на специализированных процедурах 24 ГРБС.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее, чем 10 процентов и не более, чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок.

Перечень товаров, работ, услуг, заказы на которые размещаются у субъектов малого предпринимательства, утвержден постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №642.

За нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о размещении заказов Кодексом об административных правонарушениях в ч. 11, 12 ст. 7.30 предусмотрена административная ответственность.

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ «неразмещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства влечет наложение штрафа в размере 50 тысяч рублей».

В то же время положениями ч. 12 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрен противовес избыточности при размещении заказа среди СМП: «Размещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере более, чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа в размере 50 тысяч рублей».

Заказчик вправе самостоятельно определить одну или несколько позиций перечня, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства (Письмо ФАС России (от 17.08.2009 №АЦ/27510) и Министерства экономического развития РФ (от 18.08.2009 №13497-АП/Д05)).

Департаментом по конкурентной политике Москвы, Управлением Федеральной антимонопольной службы, Главным контрольным управлением Москвы и Единым центром госзаказа будут осуществляться межведомственное взаимодействие, мониторинг и выявление тенденции по соблюдению заказчиками установленной квоты.

Проблема поиска поставщиков и потребителей вызвана отсутствием развитой информационной инфраструктуры, позволяющей поставщикам изучать потенциальные рынки сбыта, находить и устанавливать контакт с новыми контрагентами. Поставщики зачастую избегают новых, хотя и, возможно, перспективных партнеров в лице государственных заказчиков.

Необходимо расширить перечень и виды публикуемой информации о госзаказе и обеспечить ее аналитическое сопровождение. Организация системной работы по разъяснению государственными заказчиками задач реализации конкурентной политики в сфере госзаказа приведет к соблюдению установленных антимонопольным законодательством требований.

Ситуационная комната заказчика

Создание на базе Единого центра госзаказа Агентства малого бизнеса Москвы интерактивной ситуационной комнаты заказчика обеспечит открытость информации по вопросам нормирования закупок для государственных и муниципальных нужд, а также публичность процесса размещения заказа.

На одной информационной площадке разместят мобильные информационно-консультационные электронные стенды основные государственные заказчики Москвы. Представитель заказчика (сотрудник отдела размещения заказа) сможет доступно разъяснить положения технических заданий, показать план размещения заказа, а также проконсультировать по общим вопросам.

Создание ситуационной комнаты позволит:

  • создать благоприятные условия оперативного поиска заказа для представителей малого бизнеса;
  • увеличить количество заявок от СМП на процедуры, размещаемые заказчиками Москвы;
  • стимулировать ГРБС к увеличению показателей размещения заказа среди СМП;
  • на основании обращений предпринимателей к заказчикам провести выборку критериев для формирования Реестра «СМП – поставщики города Москвы».

Информационная поддержка

Создание медиаплатформ «Государственный заказ Москвы – малому бизнесу. Открытый диалог» и «Муниципальный заказ Москвы – малому бизнесу. Открытый диалог» позволит организовать межведомственную дискуссионную площадку, где будут высказаны основные экспертные мнения представителей органов исполнительной власти Москвы и субъектов малого бизнеса, уменьшить социально-экономическую напряженность, связанную с размещением госзаказа. Проведение онлайн-трансляций встреч малого бизнеса с ГРБС, освещение в средствах массовой информации – основа для создания цикла телепередач, посвященных выстраиванию государственно-частного партнерства.

Материалы заседаний в формате видеосюжетов станут основой создания информационных фондов документированной печатной, визуальной, аудио- и иной информации в области государственного заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы.

Проведение регулярных встреч бизнеса и власти на объединенной дискуссионной площадке Департамента конкурентной политики, Управления Федеральной антимонопольной службы и Агентства малого бизнеса Москвы возможно организовывать по профессиональному признаку. Создание такого интерактивного медиапроекта актуально в связи с положениями Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 №2096-р. В соответствии с п. 2 Распоряжения органы исполнительной власти должны ежегодно, до 15 июня года, следующего за отчетным, предоставлять проект доклада о мерах, принятых для создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. В числе прочего доклад должен содержать оценку эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO