Автор: Николай МОЛЧАНОВ,
Журнал Cleaning №5, 2015 год
В последние дни в СМИ, особенно на телевидении, развернулась активная кампания, направленная на запрещение использования противогололедных реагентов (ПГР). Впрочем, ничего нового в этом нет. Такие всплески наблюдаются периодически, и связаны они, как правило, или с какими-либо чиновничьими скандалами или с оживлением борцов за экологию.
В этом году все началось с Питера, где активизировались защитники окружающей среды. Им удалось перевести весь город на использование песка и гранитной крошки. А в Московской области отличился Солнечногорский район, где активно выступили против химических ПГР.
Чтобы попытаться понять, где же кроется истина, сначала уточним, что ПГР делятся на три группы:
- активные;
- пассивные(фрикционные);
- смешанные.
К активным реагентам следует отнести те вещества, которые вступают непосредственно в реакцию с причиной зимней скользкости – замерзшими атмосферными осадками, или попросту гололедом. К таким реагентам можно отнести все хлориды (хлористый натрий, хлористый кальций, хлорид магния и т.д.). То есть любое вещество, способное снизить температуру замерзания воды, по сути, может стать ПГР, и температура, при которой с точки зрения физики такой раствор будет замерзать (переходить из жидкого состояния в твердое), и будет являться «рабочей температурой реагента».
К пассивным ПГР относятся те, которые сами как таковые лед не плавят, однако в силу механических причин предотвращают скольжение. К этой группе можно отнести все абразивные материалы, будь то песок, гранитная либо мраморная крошка, щебень мелкой фракции. При попадании таких противогололедных материалов на скользкую поверхность они начинают вести себя как «шкурка», то есть не давать возможности скользить.
Смешанные реагенты совмещают в себе качества активных и пассивных ПГР. Такие реагенты и топят лед, и делают рабочую поверхность шершавой – повышают коэффициент скольжения. Самым простым примером противогололедного реагента смешанного действия является обычная пескосоляная смесь «пескосоль», которой многие годы посыпались дороги наших городов.
Несколько прописных истин о русской зиме
Крайний Север. Именно у нас в стране находится полюс холода среди обитаемых территорий, и находится он в Оймяконском районе Якутии, где была зарегистрирована температура минус 71,2 °С. В других районах Заполярья от Мурманска до Певека, несмотря на глобальное потепление, тоже месяцев по пять трещат морозы. Снежные покровы мощные, оттепелей там не бывает.
Средняя полоса зимой преподносит сюрпризы: то мороз такой, что дети в школу не ходят, то дожди ледяные рвут провода, то оттепели превращают дороги в грязную кашу, а потом снова холод делает из этой каши каток.
В южных регионах снег почти не выпадает (за исключением горных участков) либо очень быстро сходит, но неприятностей доставляет много, поскольку часто сопровождается гололедом, а зимняя резина там не очень в ходу.
Это только на Западе считают, что в России ездят на белых медведях. Передвижение на автотранспорте в городах даже самых северных районов требует очистки улиц. Да и пешеходы не должны по пояс утопать в нечищеных тротуарах. Значит, чистить все-таки нужно. А как?
Пассивные ПГР
Питерцы решили стать пионерами в городском применении только пассивных ПГР, объясняя это заботой об окружающей среде. Безусловно, эти реагенты не содержат вредных, с точки зрения обывателей, химических средств. Но так ли уж они безобидны и безопасны на самом деле? Вспомним школу, где нас учили, что Санкт-Петербург расположен в зоне морского климата. Из этого следует, что зимой похолодания там часто сменяются оттепелями.
Похолодало. Дороги и тротуары посыпали песком и мраморной или гранитной крошкой. Не скользко. Пешеходам хорошо, домашним любимцам тоже. Машины не скользят, но периодически получают заряды песка и крошки в лобовое стекло. Абразивит.
Потеплело. Песок и крошка смешались с подтаявшим снегом. Пешеходы в грязи, машины не только в грязи, но и скользят по подтаявшему льду. Всю смесь из недотаявшего снега, воды и песка с крошкой нужно срочно собрать и вывезти, иначе они грозят засорением уличных стоков. Весной и летом забитые стоки могут и к наводнению привести.
В результате не так уж этот метод безобиден, как кажется на первый взгляд. Хорош он, пожалуй, только для Заполярья. Кстати, там он будет и довольно экономичным. В аналогичных по климату районах Скандинавии крошку по весне собирают, промывают и используют на следующий год.
А еще песок незаменим для детских учреждений и площадок во дворах.
Активные ПГР
Что бы ни рассказывали производители, все активные ПГР состоят примерно на 80% из соли и на 20% из хлорида кальция. Разница только в качестве этих ингредиентов. Все остальное от лукавого. Все эти антикоррозийные добавки, формиаты и прочие «заманухи» нужны только для того, чтобы мы уверовали в их якобы экологичность.
На самом деле безопасность традиционных ПГР зависит не от химического состава, а от качества использованных ингредиентов и от правильности применения. Если изготовитель сэкономил и произвел реагент из соли повышенной влажности, а гидрохлорид кальция содержал много примесей, то ПГР может вообще не работать.
Усредненный расход классического реагента составляет 65-80 г/ кв. м. Очень низкие температуры и слишком высокая влажность требуют большего количества. Но это не значит, что нужно брать больше, кидать дальше. Почему-то в кулинарии нам не придет в голову насыпать в суп побольше соли. Здесь эффект такой же. Больше – не значит лучше. При соблюдении норм расхода качественные реагенты практически безопасны. Незначительное количество солей не окажет разрушительного воздействия ни на шины, ни на обувь, ни на лапы животных. Попадаемая через сточные люки в канализацию соль в общем объеме практически незаметна.
Смешанные ПГР
Смесь соляного реагента с песком или крошкой, так называемая пескосоляная смесь, наиболее эффективна на участках дорог с перепадами высот (спуски/подъемы) и в пешеходных зонах. Общее количество песка или крошки на этих участках невелико, поэтому не грозит стокам засорами. А вот пешеходам они весьма облегчат безопасное передвижение по зимним улицам, да и машины не будут скользить на спусках.
Нанесение реагентов
Все граждане страны наизусть знают фильм «Операция Ы». Помните эпизод, как Вицин задумчиво сеет крупу? Вот так наносить реагенты не нужно, но именно так подчас и делают. В Интернете гуляет дивное фото, где в ковше экскаватора сидят двое рабочих с мешком и в стиле «размахнись, рука; раззудись, плечо» горстями посыпают проезжую часть реагентами. Это настолько нелепо и безграмотно, что даже не нуждается в комментариях.
Равномерное нанесение ПГР машинами на проезжую часть, малой коммунальной техникой – на тротуары и тележками с дозаторами – во дворах и на других малых площадях гарантирует всем нам безопасность при любых способах передвижения.
ПГР – добро или зло?
Созданное непрофессиональными журналистами впечатление о ПГР как о неком абсолютном зле, ведущем к разрушению окружающей среды, появлению аллергий, нанесению вреда здоровью граждан и животных, а заодно и имуществу – не более чем страшилка. На самом деле в ХХI веке без них не обойтись. И не нужно верить всему, что написано в прессе. Большая часть газетных статей и телепередач делается по заказу. ПГР стоят недешево, и в сфере их применения вращаются очень большие деньги. Ни для кого не секрет, что в нашей стране бюджетные средства распределяются не столько во благо народа, сколько во имя чьих-то финансовых интересов. Поэтому не следует удивляться, что в этом году хвалят то, что ругали в прошлом, и наоборот. Любопытно отметить, что в этой оголтелой борьбе с активными реагентами никто ни разу не привел данные анализа почвы на содержание всех типов солей, а также тяжелых металлов и всех-всех прочих вредных веществ, выбрасываемых автомобилями и промышленными предприятиями. Господа экологи, огласите весь список, пожалуйста. Только тогда мы сможем судить, где корень зла, а где надуманный ужастик, направленный на повышение чьего-либо рейтинга.
Правильно подобранные и примененные ПГР безусловное добро, но и добро станет злом, если с ним переусердствовать.