1
Comac

Противогололедные реагенты

Автор: Дмитрий ПУШКИН,
ведущий специалист, компания «Техстрой».
Журнал Cleaning №4, 2012 год

От того, как мы сегодня подготовимся к встрече с ненастьем, снегопадами и гололедицей, зависит то, насколько жителям города будет комфортно передвигаться зимой по автомагистралям и тротуарам. Именно эти факторы: перепады температур, дождь, снегопад – приносят много хлопот службам ЖКХ и клининговым компаниям.

Наступает осень – пора для подготовки к зимней непогоде. Согласно прогнозам Гидрометцентра, зима 2012/2013 будет холодной, то есть нормальной русской зимой, но с частой и резкой сменой сильных морозов и оттепелей. Первые ночные заморозки придут в октябре при еще устойчивой положительной дневной температуре. Ноябрь будет некомфортным – ветреным, с большим количеством осадков (дождя или снега). Декабрь – холоднее прошлогоднего, для января будут характерны температурные контрасты и обилие снега. Пик стужи метеорологи сулят в феврале. Но стоит помнить, что такие долгосрочные прогнозы сбываются с вероятностью до 70%. Средней датой начала зимней скользкости считается 5 ноября, а конца – 5 апреля (продолжительность 152 дня). Число дней со случаем образования скользкости в среднем 79. Вывод такой: каждый второй день надо применять противогололедные реагенты (ПГР*).

Совсем недавно власти столицы утвердили новый технический регламент, определяющий технологию зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей с применением противогололедных реагентов. Данный документ утверждает нормы уборки снега, методы и способы борьбы с наледью. Обслуживающие организации предстоящей зимой будут обязаны вывозить абсолютно весь снег на снегоплавильные пункты. Но специалисты, задействованные на уборке территории, понимают, что механический сбор снега не дает стопроцентного результата и не позволяет убрать весь снег и образовавшийся лед. В данном случае на помощь приходят современные ПГР, без которых не обойтись. Давайте разберемся, какие они бывают, для чего они служат, чем различаются и как их правильно применять.

Какие бывают противогололедные реагенты

Для повышения уровня качества уборки территорий, подъездных путей от наледи и снега в зимний период применяются в основном антигололедные реагенты неорганической природы. Наиболее широкое распространение из них получили различные соли: хлориды натрия, магния, кальция и калия, ацетаты калия, магния и аммония, формиаты или их всевозможные смеси.

Чистый хлористый натрий, минеральный галит, каменная соль – под этими названиями прячется обычная техническая соль. Использование ее в борьбе с гололедом известно давно, но уходит в прошлое из-за многих негативных факторов. Она медленнее других ПГР образует рассол, да и предел активности при отрицательных температурах у нее ниже. Соль агрессивна по отношению к обуви из натуральных материалов: даже очень хорошо выделанная кожа под воздействием реагента становится жесткой, а значит может легко треснуть. Хлорид натрия вызывает сильную коррозию металлов, что особенно опасно для днища и кузова автомобилей, а также для несущих металлоконструкций; пары солей разъедают контакты электропроводов. В результате засоления почв повсеместно стали погибать зеленые насаждения. Однако благодаря своей дешевизне техническая соль продолжает входить как компонент во многие современные составы реагентов.

Хлористый кальций – химическое соединение, которое можно легко получить путем нагрева хлорной извести. В промышленности в основном хлорид кальция получают как побочный продукт при производстве соды. Хлористый кальций является наиболее сильным и эффективным средством в борьбе с гололедом в диапазоне минусовых температур до -35 0C. Композиция из хлорида кальция и хлорида натрия показала свою высокую эффективность за счет высокой скорости плавления льда и низкую среди реагентов норму расхода на единицу площади. Несмотря на явные преимущества, этот реагент обладает и рядом недостатков. Одним из главных минусов является короткий срок действия – 3 часа, так что дороги в течение суток приходится обрабатывать несколько раз. После обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Кроме того, он вызывает аллергию у людей и разъедает металл автомобилей. Хлористый кальций небезопасен и для животных: зимой отмечается увеличение количества жалоб от собаководов, чьи питомцы стали чаще попадать в ветлечебницы с химическими ожогами лап.

Хлористый магний, или бишофит, – естественный природный продукт, добываемый в месторождении, расположенном в Волгоградской области. Обладает высокой скоростью растворения снега и льда (в 2 раза быстрее обычной каменной соли), сопоставимой с чистым хлористым кальцием. После 500 циклов замораживания-оттаивания хлористый магний имеет наименьшее вредное влияние на бетонную поверхность (после ацетата натрия и кальциево- магниевого ацетата). Экологически безопасен при попадании в землю со сточными водами, так как применяется в растениеводстве и животноводстве в виде минеральной подкормки.

ПГР на основе неорганических хлоридов выпускают ООО «Зиракс», Волгоградская обл.; ОАО НАК «Азот», г. Новомосковск; ОАО «Сода», г. Стерлитамак, и многие другие предприятия.

Все отечественные производители противогололедных материалов используют данные химические соединения и различные антикоррозионные добавки (обычно фосфаты). Выпускаются следующие реагенты:

«Айсмелт» – на основе хлористого кальция; производитель компания «Зиракс» (Волгоград);
«БиоМаг» – см Rockmelt Mag, «Гринрайд» – на основе хлористого магния; производитель ОАО «Каустик» (Волгоград);
«Бионорд», «Биодор» – на основе хлористого кальция, формиатов, хлористого калия; производитель Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ) (г. Пермь);
«Геодор» – на основе хлористого кальция; производитель ООО «Химзавод «Альянс» (г. Пермь);
Ejik, Tor – на основе хлористого кальция; компания «Некстра»; производит компания «Зиракс» (Волгоград); Rockmelt Mag, «БиоМаг» – на основе высокочистого бишофита; производитель ЗАО «Бишофит-Авангард» (Волгоградская область);
Ratmix – на основе хлористого кальция (Россия);
«Нордвэй», ХКММ – на основе формиатов, нитратов, ацетатов, карбамидов с добавлением ПАВ; ЗАО «Рошальский химический завод «Нордикс» (г. Воскресенск, Московская область). Данная компания выпускает реагент в небольших объемах в основном в жидком виде для аэропортов.

В зависимости от производителя и применяемой технологии реагент может быть в виде чешуек или гранул до 5 мм. Данный показатель никак не влияет на химический состав и производительность реагента, а только на глубину проникновения в толщу льда.

Для чего служат противогололедные реагенты

Все методы борьбы с зимней наледью направлены на удаление с дороги льда или снежного покрова с применением различных химических, механических и других методов. Для понижения сил сцепления наледи с поверхностью дороги эксплуатационные службы используют два метода применения антигололедных реагентов: профилактический и аварийный.

Профилактическим методом является предотвращение образования снежного и ледяного слоя или снижение его сцепления с дорожным покрытием. Такой метод борьбы со льдом заключается в нанесении различных реагентов до образования льда, а точнее, образование из растворов реагентов пограничного слоя между дорогой и слоем льда. При применении данного метода наиболее эффективно на снижение коэффициента сцепления льда с дорожным покрытием влияют реагенты, у которых размер кристаллов не превышает 3 мм.

Аварийный метод применяют, когда после уборки выпавшего снега на дорожном покрытии остаются места, покрытые слоем примерзшего льда. При этом методе распределяются по поверхности льда крупные кристаллы антигололедных реагентов, которые в слое льда образуют каналы, заполненные растворенным реагентом. Установлено, что образование сквозных каналов в толще льда до дорожного покрытия возможно только при определенном соотношении величины кристаллов реагента, температуры воздуха и толщины слоя льда. Надо знать, что наибольшая величина глубины каналов достигается в период первых двух часов попадания антигололедного реагента на лед. На глубину каналов основное влияние имеет температура воздуха. Снижение температуры вызывает уменьшение глубины каналов. Силы, соединяющие лед с дорожным покрытием, могут быть ослаблены только при условии, что канал, заполненный раствором реагентов, достигнет верхнего слоя дорожного покрытия, а сам раствор, находящийся в канале, будет иметь достаточную концентрацию при данной температуре воздуха.В этом случае раствор реагентов будет взаимодействовать с нижним слоем корки льда и ослаблять связь с дорожным покрытием вокруг образованного канала. Для данного метода требуется применение антигололедных реагентов с крупными кристаллами до 5-6 мм.

Нормы применения противогололедных реагентов

Все производители современных ПГР в обязательном порядке указывают нормы обработки реагентом поверхности дорожного покрытия или тротуара. Но данные нормы носят рекомендательный характер. На объем наносимого реагента влияет слишком много факторов: внешние погодные условия, такие как температура воздуха, влажность, наличие осадков, скорость ветра, физическое состояние покрытия и интенсивность движения транспорта и пешеходов. В каждом конкретном случае количество вносимых реагентов надо корректировать с учетом локальных особенностей и конкретной ситуации. Следует также помнить, что время нахождения смеси снега с реагентами на дорожном покрытии не должно превышать 5-6 ч. Ограничение пребывания снежной массы с реагентами на дороге вызвано возможностью уноса ее колесами транспортных средств, а также связано с вероятностью изменения температуры.

Безопасность применения

Необходимость использования антигололедных реагентов очевидна из их названия. Они превентивно препятствуют образованию наледи на проезжей части и в пешеходных зонах и разрушают уже образовавшийся лед. Но есть и отрицательные стороны применения ПГР. И это, конечно, коррозия металлонесущих конструкций путепроводов и разрушение дорожных покрытий, воздействие на резиновые и металлические части автомобилей. Вредоносное воздействие противогололедных реагентов чувствуют на себе и люди, и животные. Использование ПГР на детских, игровых, спортивных площадках и в местах выгула собак запрещается.

Экологические службы давно уже трезвонят в колокола, особенно в крупнейших городах страны, где и без реагентов экологическая обстановка оставляет желать лучшего. А в настоящее время начали свои опасения высказывать и экспертные технические службы, которые указывают на то, что химические ПГР могут сильно уменьшать коэффициент сцепления колес автомобилей с дорожным покрытием, вследствие чего увеличивается количество ДТП. Действительно, происходит абсорбирование реагентами дорожной грязи, в результате чего все превращается в черную маслянистую жидкость, уменьшающую сцепление колес с дорожным покрытием, загрязняющую автомобили, строения и наносящую вред экологии. Как показывает зарубежный опыт, мытье асфальта шампунем предотвращает эти процессы и снижает вред последующего применения ПГР.

Как отмечают экологи, абсолютно безвредных антигололедных препаратов не бывает, все зависит от норм внесения. Эксперты считают, что если применять реагенты строго в соответствии с дозировкой, указанной в инструкциях, то вреда они не принесут. Но стоит отметить, что мнения экспертов и экологов разделились. Многие считают, что дело не в дозировках, а в химическом составе реагентов. Так, они приводят пример раствора хлористого кальция. Вначале он растапливает лед, а впоследствии начинается химический процесс, обратный первоначальному, в результате которого образуется малорастворимый осадок в воде. Этот осадок приводит к образованию грязи и уменьшает силы сцепления колес автотранспорта с дорожным покрытием.

По сей день экологи спорят с технологами о применении антигололедных химических реагентов, и альтернативу им не придумали, поэтому от противогололедных материалов никуда не деться. Безусловно, для экологии и металлоконструкций все применяемые реагенты не могут быть совершенно безопасными. А обывателям зимой остается быть особенно осторожными и внимательными. Обслуживающему персоналу при работе с ПГР рекомендуется использовать защитные очки и перчатки.

Правовое поле применения противогололедных реагентов

Как уже отмечалось, недавно вышел новый документ «Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов (на зимние периоды с 2012 г. и далее)». Данный документ утвержден приказом Росприроднадзора и согласован с заинтересованными ведомствами, такими как Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Управление Роспотребнадзора по городу Москве, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет ветеринарии города Москвы. Данный документ регламентирует способы и методы уборки и обработки реагентами дорожных покрытий при уборке дворовых территорий, внутриквартальных проездов, тротуаров и остановок пассажирского транспорта. Он строго определяет, в каких местах какие реагенты могут применяться. Так, для проезжей части разрешено применение твердых и жидких реагентов на основе хлористого кальция, хлористого натрия, формиата натрия, хлористого кальция. Также не забыт всем известный вспомогательный фрикционный материал – мелкий гранитный щебень фракции 2-5 мм. Песок, в отличие от гранитной крошки, не применяется: он засоряет сточные каналы и канализацию, остается на дорогах и тротуарах, загрязняет газоны, и весной коммунальным службам приходится тратить значительные средства, чтобы очистить от него город. Для обработки пешеходных зон требуется применение комбинированных противогололедных материалов, имеющих в своем составе как химические реагенты, так и фрикционные твердые материалы.

Любая клининговая компания при закупке реагентов должна затребовать у своего поставщика следующий перечень документов:

  1. товарно-транспортная накладная с указанием ТУ, ГОСТов, характеризующих материал, и номера партии изготовления;
  2. санитарно-эпидемиологическое заключение либо свидетельство о государственной регистрации, выданное в соответствии с порядком, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28 мая 2010 г. №299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе»;
  3. документ, подтверждающий качество (паспорт качества) на поставляемую продукцию с указа- нием наименования ПГМ, номера и объема партии, даты выпуска и производителя;
  4. паспорт безопасности.

При наступлении первых заморозков на почве и выпадении первого снега резко возрастает спрос на противогололедные реагенты и соответственно резко возрастают цены на них. В связи с этим мы очень рекомендуем позаботиться заранее о подъездных путях, приусадебных участках, пешеходных зонах и произвести закупку реагентов известных производителей.

ПГР – твердые (сыпучие) или жидкие (растворы) химические средства, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для борьбы с зимней скользкостью и направленные на поддержание в допустимом состоянии объектов дорожного хозяйства в процессе их эксплуатации в зимний период.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO