Автор: Herr ROTZER.
Журнал Cleaning №1, 2008 год
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была одна клининговая компания. А почему, собственно, была? Она и ныне здравствует, дай Бог ей еще много помывочных дней. Так вот, эта компания не драила полы или какие-нибудь, скажем, витрины да фасады. Занималась она исключительно клинингом транспортных средств. Вы, конечно, сразу подумали об автомобилях? А вот и ошибаетесь. Речь идет о стальных птицах, день и ночь бороздящих воздушное пространство нашей планеты.
Мыть самолеты — занятие весьма полезное во всех отношениях (и прибыльно, и глаз радует). Оказывается, применяемая технология отмывки летательного аппарата — дело непростое и весьма деликатное, так как не допускает смывания водой. Представьте, что в ремонтном ангаре, где, собственно, и происходит чистка, по полу повсюду в большом количестве разбросаны электрические кабели и разная тонкая диагностическая аппаратура, тут же находится обслуживающий ее, эту аппаратуру, персонал. Все действующие лица и приборы выходят из себя, когда на них сверху льется вода или капают моющие средства.
Но если отказаться от воды, то химия и грязь останутся на поверхности, скажете вы. Ан нет. Какое самое загрязненное место у автомобиля? Правильно, днище. У самолета, в принципе, то же самое. Аэроплан снизу, как муравьи, облепляют мойщики и вручную губками наносят химическое средство в виде пены на фюзеляж, крылья, подкрылки и прочее оперение стальной птицы. Затем, не смывая его водой, насухо вытирают. И вот уже блестящий в некоторых местах лайнер со свежеподмытым брюхом гордо выруливает на взлетно-посадочную полосу, радуя глаз как администрации аэропорта, так и простых пассажиров, то есть нас с вами.
И все бы ладушки, если бы не одно НО. С помощью какого же чудодейственного средства добиваются столь блестящих результатов? Оказывается, оно было сотворено некой заокеанской компанией и рекомендовано специально для клининга летательных аппаратов всемирноизвестной фирмы, на что имеется целая пачка красивых и очень убедительных документов. Кроме того, что это средство прекрасно отмывает грязь и жир, в Material Safety Data Sheet* указано, что оно безопасно, в частности, для алюминия, титана, магния и прочих сплавов, из которых склепаны современные летательные аппараты. Но в этой же бумаге указан и кислотно-щелочной показатель (так называемый рН), равный 12. Это означает, что данное средство представляет собой довольно крепкую щелочь.
Опыт коммунальных передряг
Здесь придется сделать небольшое лирическое отступление, чтобы понять, чем щелочная среда может быть чревата для некоторых металлов. Как известно, «люминий — самый легкий из железа» весьма устойчив к коррозии. Его, к примеру, совершенно не волнуют влага и кислород, а также слабые растворы кислот, которые, по сути, и льются на нас в виде дождя во всех крупных городах и промышленных центрах. Объясняется такая устойчивость тем, что на поверхности алюминия на воздухе очень быстро образуется тонкая окисная пленка. Она-то и защищает металл от всех внешних напастей. Кстати, у пленки имеется способность адсорбировать газы, в особенности (и это важно!) водяной пар. Когда же появляется молекула щелочи (гидроксил-ион), естественная защитная пленка с удовольствием вступает с ней в реакцию, превращаясь сначала в растворимую в воде соль, которая, в свою очередь, под действием паров воды и воздуха распадается с выделением все той же молекулы щелочи. Та принимается кушать следующий кусок пленки, и этот процесс продолжается до бесконечности. При этом щелочь не расходуется и остается как бы ни при чем (выступает в роли катализатора**). Используя такое свойство, во времена войн на коммунальных кухнях соседки делали друг другу «подлянку»: капали концентрированную щелочь на дно чужой алюминиевой кастрюли. Через какое-то время (а посуду мыли обычными средствами и ополаскивали водой) в донышке кастрюли появлялась сквозная дыра.
Теперь посмотрим, что может щелочь сделать с самолетом. Клепочки из легированного алюминия (а на них держится вся обшивка) со временем под действием агрессивных реагентов будут становиться все тоньше, особенно это касается наиболее узкой их части. Добавьте сюда стресс от сильного перепада давления, температуры и вибрации двигателей... Когда птаха теряет часть перьев, она продолжает парить в воздухе; летательный же аппарат при потере оперения сразу стремится к матушке-земле, причем обычно с летальным исходом.
Как же так? Средство вроде бы безопасное, а мурашки предательски по спине все-таки бегут. И тут натыкаешься в документах на такой пассаж: «...избегать проливания на окрашенные поверхности». Вот те, бабушка, и Юрьев день! Что же это за гадость такая, что даже краску разъедает? Ответ находится быстро в графе «Назначение препарата». Там русским по белому указано, что данное средство предназначено для очистки в авиалайнерах (внимание!) системы дренажа в сточных установках. Shit!*** То есть если пассажир во время полета спустил что-то не то в унитаз и там образовалась пробка, то данное средство с успехом пробьет сей засор. Дальше там написано, что раствор препарата заливают на несколько часов в трубу, а потом смывают нагретой до 70 градусов (т.е. очень горячей) водой. Все правильно — именно так действуют Tiret и другие средства для прочистки канализации. Высокий показатель рН препарата тоже имеет логическое объяснение: щелочь необходима для гидролиза (омыления) жиров и разрыхления жиро-волосяных пробок. Что же касается декларируемой безопасности для металлов, то, наверное, и это справедливо, ежели применять препарат по назначению. Действительно, какой-нибудь толстой сантехнической алюминиевой прокладке не убудет, если у нее реагент со временем отъест пару миллиметров, тем более что после обработки всю химию начисто смывают почти что кипятком. Ну, на худой конец, труба протечет, что тоже, как вы понимаете, с душком, но не смертельно
Самолет — хорошо, а олени лучше
Самое парадоксальное в том, что сии документы должна была изучить уйма чиновников, но никто из них не удосужился вникнуть в смысл написанного. А может, все они «засланные казачки» — диверсанты и вредители? Нет, навряд ли. Просто с похмелья, как всегда, не читая, глубокомысленно перекладывали бумажки на столе из одной стопки в другую.
Какие же из этого всего можно сделать выводы? Первое, что приходит в голову: летайте самолетами «Аэрофлота», авось до них «элитные» моющие средства дойдут в последнюю очередь. Слабая надежда. А еще лучше ехать поездом — у него железо толще.
P.S.: Последние новости. С помощью пеногенератора авиатуалетным работникам удалось увеличить количество самолето-помывок в сутки. По слухам, эта клининговая компания уже получила предложения от администрации нескольких соседних аэропортов.
*Перечень обязательных данных по опасности/безопасности препарата для человека, материалов и окружающей среды. (Примеч. переводчика)
**Катализатор (catalyst) — вещество, влияющее на скорость реакции, но остающееся неизменным по завершении всех стадий процесса. (Примеч. автора)
***Ого! (Примеч. переводчика)