Автор: Сергей БОЛЬШАКОВ,
исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии (АППИК БХ).
Журнал Cleaning №2, 2008 год
В 2002 году было объявлено о начале реформы технического регулирования. Для замены ГОСТов и СанПинов были разработаны десятки проектов. Однако законами, постановлениями или указами они не стали — в стране по-прежнему оставалось ведомственное регулирование. Наконец, в 2007 году начали происходить изменения: были внесены поправки в Закон «о техническом регулировании», Дума начала рассматривать регламенты, разработанные бизнесом, а правительство возобновило самостоятельную разработку регламентов. Что будет происходить с техническим регулированием в 2008 году?
За несколько дней до наступления новогодних праздников на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии был опубликован Приказ №3589 от 18.12.2007, который с 01.01.2008 расширил перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Например, в него попали жидкие моющие средства. Поскольку продукция, подлежащая обязательной сертификации, должна быть промаркирована соответствующим образом, новый Приказ мгновенно превратил тысячи тонн уже произведенных средств в нелегальный товар. Этот пример — один из десятков тысяч фактов неадекватного и опасного ведомственного регулирования, в одинаковой степени мешающего потребителям и бизнесу в России.
Начало реформы технического регулирования в 2002 году
В 2002 году в России был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», призванный навести порядок в сфере стандартизации и разрешительно-контрольной деятельности. Согласно Закону, заменяя ГОСТы, СанПины и другие ведомственный документы, в стране должны быть приняты сотни технических регламентов для следующих целей.
Во-первых, государство в полном объеме берет на себя исключительно гарантии безопасности. Вопросы качества, потребительских характеристик переходят в сферу рыночного саморегулирования, в систему взаимоотношений потребителей, производителей и поставщиков. В реальности это уже произошло: рынок определил градации качества независимо от требований «обязательных» ГОСТов.
Во-вторых, все обязательные требования должны быть собраны в нормативно-правовых документах нового типа — в технических регламентах, которым придается статус законов прямого действия (в отдельных случаях эти документы могут приниматься указами Президента, межгосударственными договорами или временно постановлениями правительства). Регламент — это исчерпывающий перечень требований, вне регламента обязательных требований быть не может; если надо что-то дополнить или изменить, это можно делать только изменениями в регламенте. Таким образом, принятие регламентов — способ прекратить ведомственное нормотворчество.
В-третьих, процедура разработки новой нормативной базы становится открытой для учета позиций всех заинтересованных сторон, в том числе и самого бизнеса.
Следует подчеркнуть, что в сферу действия Закона «О техническом регулировании», принятого в 2002 году, попадали как процессы производства, так и сама продукция.
Борьба реформаторов с ведомствами в 2003–2007 годах
Как только Закон «О техническом регулировании» был принят, сразу же началась борьба ведомств и организаций, лишаемых полномочий и денег, за его отмену и за торможение принятия регламентов. Достаточно сказать, что проекты регламентов пылились в Государственной Думе более года, дожидаясь отзывов правительства.
Отечественный бизнес не был един в своей поддержке реформы технического регулирования. В авангарде оказались производители потребительской продукции — одного из наиболее конкурентных секторов отечественной промышленности. Используя ценный интеллектуальный ресурс — рабочее время сотрудников, отрасли потребительского сектора первыми разработали десятки регламентов-законопроектов. В то же время такие сектора промышленности, как машиностроение и строительство, оказались далеко позади в деле разработки регламентов. Отставшие замечали, что процессы производства в их отраслях являются более сложными, чем у производителей потребительских товаров. В ответ авангард приводил доводы того, что при избавлении от избыточного регулирования «тяжелые» отрасли выиграют даже больше. Этот аргумент не возымел действия: вследствие раздробленности бизнеса в 2007 году противники реформ убедили законодателей внести изменения в Закон «О техническом регулировании» и, в частности, вывести процессы производства из-под его действия.
Техническое регулирование в 2008 году
Несмотря на то что сфера применения Закона «О техническом регулировании» после внесения в него поправок стала значительно меньше, этот закон продолжает оставаться важнейшим базовым документом, на основании которого могут быть созданы регламенты, обеспечивающие безопасность продукции.
Уже в 2007 году в первом чтении Государственной Думой были рассмотрены первые технические регламенты. В 2008 году Думой нового созыва создан подкомитет по техническому регулированию комитета по экономической политике, который возглавил депутат Владимир Мединский.
Правительство Российской Федерации издало распоряжение от 28.12.2007 №1930-р, утвердившее Программу разработки технических регламентов. Согласно этому документу, два десятка проектов регламентов будут разработаны в течение 2008 года. Предполагается, что часть разработанных проектов будет принята в виде федеральных законов, а часть — в виде постановлений правительства. Из них особое внимание уделяется законопроекту «О безопасности химической продукции». Аналог этого документа в Евросоюзе известен как система REACH. От того, насколько российский закон будет гармонизирован с REACH, зависит очень многое для химической промышленности и для компаний, использующих химическое сырье.
Следует заметить, что регламент «О безопасности СМС и товаров бытовой химии», разработанный ранее, не вошел в программу правительства. Если правительство примет решение не возобновлять работу с этим регламентом, разработанным ранее, то, вероятно, инициативный законопроект будет подан в Государственную Думу.
Для того чтобы противники реформы технического регулирования не смогли тормозить принятие регламентов, среди поправок в Закон «О техническом регулировании» внесено положение о том, что до 1 января 2010 года должны быть приняты первоочередные 17 технических регламентов. А значит, что уже в 2008 году можно ожидать принятия первых документов, идущих на смену ведомственному регулированию.