Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг»
Журнал Cleaning №1, 2017 год
Повышение внимания государства к экологии, совершенствование законодательства в сфере охраны окружающей среды, активизация гражданского общества и развитие волонтерских движений, похоже, в конечном счете приведут к положительным изменениям среды обитания. А начинается все с простого мусорного бачка.
Поскольку управление отходами является законодательно закрепленным обязательным видом деятельности, в том числе и для служб уборки и клининговых компаний, хотелось бы понять, насколько она может быть прибыльна. Пока что предприятия и организации, где не производится раздельный сбор отходов, уже подвергаются штрафам.
Раздельный сбор – это не просто
Сразу отметим, что продать можно только то, что тебе принадлежит. У собственных служб уборки такой вопрос не возникает, а вот клинингу для того, чтобы реализовывать отходы, необходимо предусмотреть право собственности на них в договоре с заказчиком.
Раздельный сбор мусора не ограничивается простой установкой нескольких разноцветных контейнеров и надписями на отведенной площадке. Он должен основываться на разработанной и утвержденной заказчиком технологии. Кроме того, если к процессу не будет привлечен весь работающий на объекте персонал, то результата не будет. Технология предусматривает конкретные виды мусоросборников (урны, корзины, контейнеры) и места их установки, периодичность и способы очистки, ответственность сотрудников объекта за неправильный выброс отходов и т.п. В случае соблюдения технологии раздельный сбор может оказаться рентабельным.
Какие именно отходы представляют наибольший интерес? Мы не рассматриваем здесь промышленные отходы, поскольку каждое конкретное предприятие уже давно знает, какие отходы куда направлять. Речь идет о типичных твердых коммунальных отходах (ТКО), которые образуются практически везде.
Не только деньг
В настоящее время лучше всего организованы сбор и переработка макулатуры, стекла, алюминиевых банок и различных видов полиэтилена (бутылки, пробки, пленка, трубы и проч.).
Цены за тонну сырья составляют 6-7,5 тыс. рублей на макулатуру, от 18 тыс. руб. на бутылки из полиэтилентерефталата (ПЭТ), от 50 тыс. руб. на алюминиевые банки, от 3 тыс. руб. на стеклобой. Хотя сбор макулатуры представляет собой самый простой процесс, все же чем разнообразнее отходы, тем выше вероятность прибыльности. Проблема в том, что ПЭТ-бутылки и алюминиевые банки нужно сдавать спрессованными, для чего необходимы прессы, а стекло принимается в виде стеклобоя. Тем не менее при достаточных объемах прибыль от этих отходов может быть довольно интересной.
В бизнесе обычно важна исключительно финансовая составляющая, но все же следует отметить, что в данном случае для особо чувствительных натур есть и моральная сторона. Переработка всех названных видов отходов значительно сокращает расходы природного сырья.
Цепочка управления отходами только начинается с момента их сбора. Далее встает вопрос, кому и куда их передавать. Пункты сбора в промышленных количествах разделяются по соответствующим отраслям. В настоящий момент обсуждается возможность объединения различных отраслевых операторов в единую ассоциацию. Для служб уборки это может иметь значение, если это будет что-то типа «службы одного окна» – все отходы можно сдать в одном пункте, а для процесса в целом такое объединение позволит увеличить объемы собираемого вторсырья.
Аверс и реверс московского закона
Вернемся, однако, в настоящее. В предыдущих номерах журнала мы упоминали некоторые положения нового 458-ФЗ и его особенности. Мы еще не раз будем о нем говорить и в дальнейшем, а сейчас напомним о том, с чего начали эту статью. О штрафах. Они налагаются за нарушение закона г. Москвы от 30.11.2005 г. №68 «Об отходах производства и потребления в г. Москве». По мнению экспертов, это один из наиболее проработанных местных законов в этой области. Согласно его требованиям за «неосуществление раздельного сбора мусора» в соответствии с Кодексом Москвы об административных правонарушениях может налагаться штраф в размере 40 тыс. рублей на должностное лицо и в размере 250 тыс. рублей на юридическое лицо.
Несмотря на то что московский закон считается хорошим, в этой бочке меда есть своя ложка дегтя. Постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 №636-П об оформлении земельно-правовых отношений не предусматривает размещение контейнеров раздельного сбора мусора, то есть их размещение (если речь не идет о предприятии, являющемся собственником земельного участка) является нарушением земельного законодательства как незаконное использование земельных участков. Ну и, как уже стало привычным, при принятии нового закона забыли или не успели привести в соответствие ряд сопутствующих нормативных актов типа Постановления Правительства Москвы №1018 от 09.11.1999 г. «Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечении чистоты и порядка в г. Москве», СанПиН 2.1.2.2645–10 и СанПиН 42.128-4690-88 и ряд других постановлений и распоряжений.
Подвижки в сфере управления отходами
На каждую проделанную работу приходится своя отчетность. Есть она и в управлении отходами. И не одна. Контролирующих органов несколько. Среди них и Минпромторг, и Минстрой, и Росприроднадзор, а еще экологи и проч. И у каждого свои требования. Чтобы правильно отчитаться, нужно правильно обозначить вид отходов. Наконец утвержден новый Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО-2014), призванный заменить ранее утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 №445. Отрадно и то, что началась работа по передаче деятельности по обороту вторичных ресурсов в одни руки, а именно Минпромторгу: отсечем шесть нянек.
По материалам заседаний Комиссии по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления «ОПОРЫ России».