1
ProMop

1
3
2
4
5
6
7
9
10
RX-500
рек
рек1
cleanpro 2
Роботы-клинеры в России

Автор: Михаил ЗЕМЦОВСКИЙ,
менеджер по развитию бизнеса Клининг/Ритейл,
Журнал Cleaning №3, 2018 год

На выставке в Амстердаме в этом году много говорилось о роботизированной технике для уборки – акцент выставки в этот раз был сделан именно на роботах. Все крупные игроки заявили в той или иной степени о своих намерениях развивать это направление. К сожалению, готовность вывести подобные решения на рынок присутствует далеко не у всех. И как в любой сфере, очень важно быть первым при внедрении новых технологий, так как следовать за конкурентами в высокотехнологичных сферах затратно и стратегически неоправданно.

Есть ли востребованность роботов на рынке?

Это, в сущности, не важно! Роботизированная техника – это прорывная технология, а не переход на новый способ или уровень уборки. Именно подобные технологии создают новые рынки и потребности клиентов. Еще двадцать лет назад основными орудиями уборки были ведро и ветошь на деревянной швабре.

Существует несколько интересных преимуществ роботизированной техники, именно с этими идеями она и создавалась: сокращение затрат на ФОТ или перераспределение персонала на другие задачи; сокращение затрат на «обслуживание» персонала, например за счет сокращения оплачиваемых больничных или социальных отчислений; снижение потребления воды и моющих средств за счет меньшего влияния человеческого фактора; повышение эффективности уборки; отличный PR. За этим будущее.

На данный момент в России из-за низкого уровня зарплат клинингового персонала, по сравнению с европейским или американским, показать экономию на ФОТ можно только при 4-5-летних контрактах, но это не совсем реалии нашего рынка. Мы вернемся к этому вопросу через два-три года после полной перестройки рынка. Снижение потребления моющих средств и воды пока не так сильно волнует рынок. При наших ценах на воду и возможностях потребления это пока даже не приближается к европейским стоимостным показателям, а экологическая составляющая не имеет значения. Поэтому основной спрос на роботизированную технику сейчас идет от инновационных компаний и крупных государственных проектов, где есть инвестиции в PR и уделяется большое внимание созданию инновационного имиджа компании. Удивительно, но вопрос обсуждения цены в таких проектах откладывается на самый последний этап, а это и есть проявление того, что цена, хотя и важна, но не является определяющим фактором приобретения роботизированной техники. Имидж компании, владеющей такой техникой, приносит большую отдачу и прибыль.

Что может делать робот на объекте

Мы находимся еще в самом начале развития клининговой роботизированной техники, поэтому сфера применения автономных поломоечных машин в настоящее время пока имеет ряд ограничений. Например, довольно проблематично их использование в узких и заставленных пространствах, что обусловлено прежде всего габаритами машины, или в помещениях сложной формы. Но при помощи специальных алгоритмов можно добиться высокой производительности даже в нестандартных помещениях. Так, в случае с производственными цехами, где оборудование имеет разные габариты и расставлено в соответствии с картой технологических процессов, существует возможность определить зоны, где робот будет работать наиболее эффективно.

Производительность – показатель относительный

Если сравнивать производительность робота с обычным райдером, то она окажется ниже и будет напрямую зависеть от характеристик помещения, а также трафика как техники, так и людей. Если отталкиваться только от фактической величины, которую автономная поломоечная машина может убрать за один час, классические райдеры выигрывают с большим отрывом, но эффективность уборки роботизированной техникой выше в несколько раз, так как полностью исключен человеческий фактор: скорость движения постоянная, прижим щеточного узла выше, отсутствие непромытых областей исключается точными расчетами компьютера. Некоторые специалисты сравнивают результаты очистки поверхности роботами с роторными чистками.

Экономия на зарплате оператора: есть ли она

Экономия на зарплате оператора в случае использования одного автономного комплекса несущественна и больше видна за счет расширения функционала одного сотрудника: в то время как робот осуществляет уборку, оператор может выполнять другие задачи, тем самым увеличивая общую оперативную эффективность.

Если же мы говорим, например, о трех-четырех машинах, то здесь экономия становится явной, так как всего один сотрудник вполне способен контролировать работу всего парка машин.

Миф о дорогом техническом обслуживании

Принято считать, что для технического обслуживания необходимо иметь в штате работника со специальным образованием. На самом же деле техническое обслуживание ничем не отличается от обслуживания классических поломоечных машин, ведь основные узлы ровно такие же. Да, на роботе установлены передовой компьютер, системы телеметрии, интеллектуальные системы контроля подачи рабочего раствора, разнообразные навигационные датчики и прочее, но все эти компоненты стабильно высокого качества и защищены по самым высоким стандартам от повреждений, сбоев и разнообразных помех. Это позволяет говорить о том, что сервис такой техники не повлечет увеличения затрат на обслуживание поломоечного оборудования.

Зачем клининговой компании робот-уборщик?

Как я уже сказал, для России использование автономных поломоечных машин – явление пока что имиджевое. Они служат для повышения ценности предложения заказчику, позиционирования себя как надежного и передового поставщика услуг и в результате получения нового контракта или продления существующего. Вот основной стимул к покупке.

Удобство в работе, снижение операционных затрат, повышение качества уборки зачастую отходят на второй план, но вскоре после начала использования ощущаются в полной мере, и через незначительный промежуток времени сервис-план уже довольно сложно представить себе без роботизированного помощника, ведь помимо «вау-эффекта» становится заметна эффективность применения «умных» решений.

Единственным минусом можно назвать разве что изменение самого сервис-плана и адаптацию его под использование автономных решений, так как все новое на первом этапе довольно сложно гармонично встроить в сложившиеся годами, устоявшиеся рамки технологии уборки на объекте.

Для успешного применения робота в клининге очень важно, чтобы руководство и компания в целом относились к нему не как к технике, умеющей выполнять определенные задачи, а как к сотруднику, который не болеет, эффективно убирает и четко выполняет команды. Его необходимо полностью интегрировать в рабочий процесс.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction