1
Comac

Рынок клининга и его вынужденная трансформация

Еще в начале этого года вся клининговая сфера России жила относительно спокойно. В ее адрес постоянно звучали упреки в том, что ряд компаний ведет бизнес по «серой схеме», стремясь таким образом сократить размеры налоговых выплат. В добровольно-принудительном порядке отрасль частично удалось «отбелить и налоги стали поступать в полном или практически полном объеме.

Доллар и евро продолжали дорожать, а вместе с ними росла стоимость продукции и оборудования. Правда, это мало кого смущало – постоянные колебания курсов валют давно стали привычным явлением. Владельцы клининговых фирм ожидали прихода весны – времени начала нового рабочего сезона. Вместо него к нам явился COVID-19. В середине марта вирус, невзирая на ограничения стран на «въезд-выезд», быстро распространился по всему земному шару.

Слова «карантин», «самоизоляция», «удаленная работа» прочно обосновались в нашем лексиконе. Заводы и школы, магазины и государственные учреждения были вынуждены приостановить свою деятельность или перейти на особые режимы работы. Спрос на услуги клининговых компаний сразу резко упал, поскольку заказчики стали сокращать расходы на уборку. Многие из них столкнулись с угрозой вообще остаться без клиентов, поскольку большинство объектов HoReCa в условиях пандемии закрылись. Это повлекло за собой полную приостановку оплаты договорных обязательств со стороны заказчика. Несмотря на это, клининговая сфера в список пострадавших отраслей включена не была. По этой причине бремя выплаты зарплат персоналу во многих случаях полностью легло на плечи владельцев организаций.

Однако карантин коснулся не всех предприятий. Некоторые продолжили работу и даже нашлись те, кто выполнял ее, невзирая на запрет госструктур. В Нижегородском регионе таких было большинство. Они, как и прежде, нуждались в услугах уборщиков. Но условия сотрудничества сторон кардинально изменились. Часть заказчиков потребовала от клинеров сдачи анализов на вирус за счет своего работодателя. Стоимость тестирования каждого на первых порах составляла около 5-6 тысяч рублей. Директору предприятия, где трудоустроены 50-60 человек, необходимо было найти несколько сотен тысяч рублей на эти непредвиденные расходы. Некоторые клиенты стали обязывать предоставлять результаты анализов ежемесячно. Для многих клининговых организаций эти расходы оказались неподъемными, и от исполнения ряда контрактов им пришлось отказаться.

Дискуссии с представителями заказчика часто переходили в жаркие споры, но с большинством из них договориться все-таки удалось.

Требования к организации процесса уборки у некоторых предприятий-клиентов основательно ужесточились. Одни хотели, чтобы уборщики использовали все средства самозащиты, вплоть до костюмов химзащиты. Другие уверяли, что дополнительная дезинфекция должна проводиться в рамках существующего контракта и доплачивать за это не собирались. Третьи настаивали на вахтовом методе работы сотрудников. Четвертые наотрез отказали в доставке персонала в удаленные локации и т.д. Руководители большинства клининговых компаний достойно прошли эти испытания. Некоторым даже удалось отстоять свои интересы. Были подписаны дополнительные соглашения и на дезинфекцию, и на персональную доставку. В ряде случаев расходы на маски и перчатки были возмещены, либо заказчики предоставляли их безвозмездно. Более того, некоторые фирмы даже смогли увеличить прибыль, оперативно отреагировав на запросы рынка. Они купили современное оборудование (озонаторы, распылители и генераторы тумана) и химию для дезинфекции и антибактериальной обработки поверхностей. Знания рынка гигиены помогли многим получить добавочный доход за счет поставок своим клиентам средств индивидуальной защиты.

Тем, кто не сумел быстро сократить расходы и влиться в новую реальность, пришлось трудно. Прибыль от ежедневных уборок снизилась до нескольких процентов. Это своего рода результат «обеления» сферы и электронных процедур по торгам. «Подушек безопасности» в виде золотых слитков и пачек купюр нет ни у крупных компаний, ни у маленьких. А платить зарплату уборщикам, которые, как известно, является основным активом клининговой отрасли, нужно. Пожалуй, в такой ситуации чуть проще было небольшим фирмам – закрыл офис на ключ и распустил всех своих 10-20 человек в отпуск без содержания.

Летом стало легче. Все ограничения практически были сняты. Заказчики потихоньку возвращались из внеплановых «каникул». Но цифры говорят о другом. Падение прибыли предприятий в РФ в этом году составило 67 %. Некоторые клиенты уже не вернутся к прежней схеме работы – переведут персонал на «удаленку», перейдут на онлайн-платформы. Некоторые вообще закроются, и больше мы о них не услышим. Подстраиваться под них придется и клининговой отрасли. Особенно сейчас, когда COVID-19 снова представляет собой серьезную угрозу для каждого из нас. Офисы и места общественного пользования снова работают в ограниченном режиме. Велика вероятность, что ужесточится борьба за выживание, а значит и за прибыльные места. Значение электронных торгов вырастет, поскольку это отличная возможность выиграть объект в любой точке страны. Снова нужно будет тщательно рассчитывать расходы – практика показал, что клиенты в первую очередь сокращают затраты на уборку. К чему это приведет? Одни будут практиковать «черные» зарплаты, другие искать новые ниши, третьи ломать голову над тем, какие средства, инвентарь и оборудование им по карману. Беда в том, что никто не знает, кода вирус отступит и позволит вернуться к прежнему рабочему ритму. К сожалению, пока прогнозы не утешительны.

Александр Саратовцев, директор ГК «Бонэкс групп»

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO