Автор: Александр КОМАРОВ,
специалист по технике для клининга с 1997 года,
Журнал Cleaning №2, 2018 год
В наше время практически у каждой клининговой компании есть в хозяйстве серьезная уборочная техника. И все прекрасно понимают: чтобы она работала, необходимо ее правильно эксплуатировать и содержать в рабочем и исправном состоянии. Итак, если вы хотите иметь технику в отличном состоянии и не расстраиваться, глядя на то, до какого ужасного состояния ее довели, нужно иметь специалиста, который будет за ней следить.
Есть несколько вариантов, которые я предлагаю рассмотреть, не беря во внимание технику, находящуюся на гарантийном обслуживании у официальных поставщиков техники.
Первый вариант
Взять в штат специалиста по ремонту техники: этого будет достаточно при условии, что у компании небольшой парк техники. Но если парк составляет более 100 единиц, то нужно создавать сервисную группу. Плюсы такого варианта в том, что у вас есть специалист, который будет вести историю ремонтов и ТО, будет всегда в курсе всего, что происходит с техникой, и все делать в оперативном режиме. Большую роль играет еще то, какой персонал работает на технике, какие условия эксплуатации и хранения. И если ваш специалист с руками и головой, то техника всегда будет в рабочем состоянии. Минусы этого варианта заключаются в том, что он должен быть под контролем. Это значит, что у него должен быть руководитель, которому, как и специалисту, тоже нужно за это платить.
Обязательно есть периоды в работе техники, когда она простаивает, особенно в межсезонье, как правило, летом. Получается, что человек получает зарплату, а вроде как не работает. Здесь тоже можно выйти из положения. Если грамотно расписать график работы, то в этот период ему можно предложить провести инвентаризацию техники и подготовить ее к новому уборочному периоду: провести своего рода ППР (планово-предупредительные работы), проверить все узлы и агрегаты, настроить их, заменить расходные материалы, подкрасить, смазать, подтянуть и сделать все для того, чтобы техника максимально дольше работала без сбоев в период нагрузок. Обычно этим и нужно заниматься в летний период, когда работы минимум. А осенью с приходом дождей начинается грязь, нагрузка на технику растет, а к зиме достигает своего пика.
Еще один минус заключается в том, что, если техника выйдет из строя в праздничные или выходные дни, а также в период отпуска работника, то нужно либо договариваться с ним о внеплановом выходе на работу, либо нанимать сервисную службу для оперативности ремонта.
Идеально иметь службу сервиса с несколькими механиками и руководителем.
Второй вариант
Пригласить аутсорсинговую компанию, которая будет обслуживать вашу технику. Здесь тоже есть различные варианты. Можно договориться работать по заявкам, можно заключить абонентский договор – к примеру, обслуживать определенное количество машин за определенный промежуток времени, чтобы специалист приезжал раз в месяц независимо от того, в каком состоянии находится техника. В этом случае он производит полный осмотр и указывает в акте, что рекомендуется заменить, что уже вышло из строя и необходимо менять в срочном порядке, а для какой техники необходимо проведение ТО.
Минусы при работе с заявками состоят в том, что не всегда специалист может приехать оперативно, может не оказаться в наличии необходимой запчасти, что грозит простоем техники.
В идеале нужно иметь определенный запас расходных материалов и запчастей, наиболее подверженных механическому износу и выходу из строя. Например, часто встречаю случаи, когда всасывающую турбину (узел, создающий разряжение в баке сбора грязной жидкости) заливают водой по причине использования высокопенного средства для влажной уборки или при неправильном обслуживании самой машины в конце смены. Эти действия приводят к сокращению срока работы турбины, а турбина стоит приличных денег и, если ее менять часто, это приведет к большим затратам. Такая же ситуация с аккумуляторными батареями, когда персонал напрочь отказывается правильно заряжать и эксплуатировать их в нужном режиме, что тоже приводит к большим затратам.
Третий вариант
Заключить договор на сервисное обслуживание с компанией, которая будет полностью вести весь парк техники, предоставляя отчеты по проведению работ, ремонтов, ТО, приобретению запчастей и расходных материалов, проведению тренингов для персонала по правильной эксплуатации техники, предлагать более выгодные варианты для работы техники, делать расчеты на объекты по количеству техники. Остается только оплачивать счета за предоставляемые услуги. Экономически можно просчитать выгоду от такого варианта.
Четвертый вариант
Брать технику в аренду, где стоимость запчастей и расходных материалов входит в стоимость договора аренды. Минус в том, что повреждения арендуемой техники выходят очень дорого для клиента, потому что платить за разбитый узел и его замену нужно только арендодателю. В противном случае с него взыскиваются большие штрафы. Получается, что при этом варианте все дорого: аренда, ремонт, персонал. На такую машину уже не посадишь нерадивого и дешевого оператора.
Идеальная модель по поддержанию рабочего состояния техники – это когда:
- каждая единица техники находится под строжайшим контролем, известно, как она работает, по какому графику, как заряжают аккумуляторы, отмечая это в журнале заряда-разряда, какие проблемы появляются во время уборки (плохо собирает воду, мало работает по времени, сильно гудит при работе, отключается во время работы и т.д.), кто работает из персонала;
- на основании собранной в течение эксплуатации информации вовремя закупаются запчасти и расходные материалы (например, щетки и резиновые вкладыши должны быть всегда в наличии – стоит где-то зацепить резиновый вкладыш, порвать его, и машина встает; если начала гудеть турбина, значит, она скоро перестанет работать, нужно заранее позаботиться о ее приоретении);
- регулярно проводится ТО: его обязательно проводить, даже если кажется, что машина идеально работает, – она всегда перестает работать «ни с того ни с сего»;
- каждый раз, когда машина простаивает и используется подменный фонд, проводится ее полная диагностика и машина приводится в порядок – как минимум раз в год;
- ведется полный контроль заменяемых запчастей и расходных материалов, а также выполняемых работ, если у вас работает технический специалист;
- операторы или рабочий персонал следят за правильностью эксплуатации оборудования, проводят тренинги, уделяют внимание замечаниям и просьбам технического персонала относительно работы на машине. Увы, как правило, на замечания оператора никто не обращает внимания, а зря. С другой стороны, оператора нужно строго наказывать, если он нарушает правила эксплуатации и охрану труда. Он должен расписываться в соответствующих журналах за свою ответственность.
И помните: хорошо зарабатывая на клининге, вы можете тратить огромные суммы на ненужном сервисе.
Понятийный аппарат в области сервиса
Сервисное обслуживание – комплекс мероприятий и услуг, предоставляемых заказчику исполнителем, целью которых является поддержание оборудования в работоспособном состоянии, включающий в себя: ввод оборудования в эксплуатацию, гарантийное обслуживание, ремонт, техническое обслуживание, предоставление информационно-технических услуг, предоставление заказчику необходимых запасных частей и расходных материалов.
Ввод оборудования в эксплуатацию – процедура фактической передачи оборудования заказчику представителем сервисной службы исполнителя, которая сопровождается проверкой функционирования и комплектности оборудования, разъяснением представителям заказчика правил эксплуатации и технического обслуживания оборудования в объеме инструкции по эксплуатации на данное оборудование, фиксируемая подписанием акта ввода оборудования в эксплуатацию.
Гарантия – обязательство исполнителя перед заказчиком в гарантийный период безвозмездно устранять дефекты оборудования, а также предоставлять на замену части оборудования, признанные неисправными по вине изготовителя в соответствии с гарантийной политикой исполнителя.
Ремонт – внеплановые работы по восстановлению работоспособности оборудования, утраченной в результате естественного износа в процессе нормальной эксплуатации, воздействия внешних факторов и т.п.
Техническое обслуживание – объем регламентных работ, подлежащих обязательному выполнению согласно установленному производителем графику технического обслуживания оборудования, с заменой требуемых деталей и расходных материалов.
Информационно-технические услуги – предоставление заказчику исчерпывающего объема технической и эксплуатационной информации, имеющей отношение к оборудованию, необходимой для обеспечения его бесперебойного функционирования.