Автор: Михаил ХАРЛАМОВ,
генеральный директор ООО «КСП»,
Журнал Cleaning №3, 2018 год
Сейчас, возможно, не самое лучшее время для развития клининга – думают многие и заказчики, и операторы по уборке. Что происходит в нашей сфере? А происходит становление клинингового бизнеса на рельсы полной легализации и обеления. Необходимость в этом назрела давно, еще с 2008 года. Мы неоднократно на страницах этого журнала писали о критической отметке цены услуги, в которую вогнали себя сами, а заказчики нам в этом помогли. Сейчас не встает вопрос «Кто виноват?», сейчас все задаются вопросом «Что делать?».
Помните, как в песне Никитиных: «Что же из этого следует? – Следует жить!», ибо, «сколько вьюге ни кружить, недолговечны ее кабала и опала»? Еще недолго осталось, полгода, возможно, год, и рынок клининга покатится по обновленным рельсам, с более высокой ценой и другими правилами работы на рынке. Что же это будут за правила? Давайте отметим плюсы:
- соблюдение миграционного законодательства всеми игроками рынка в полной мере;
- соблюдение трудового законодательства – оформление сотрудников в штат компаний с окладами не менее среднеотраслевой (среднерыночной) заработной платы, на крайний случай не ниже МРОТ;
- выполнение основных видов работ (согласно видам деятельности по ОКВЭД) собственными силами;
- закупка расходных материалов, оборудования и химических средств у легальных поставщиков;
- как следствие, полнота выплат налогов и взносов в фонды.
Что изменилось в нашей сфере? Начиная с 2018 года ФНС России кардинально изменила подход к оценке проверки целесообразности привлечения подрядчиков и субподрядчиков в отрасли управления недвижимостью. Разработаны и применяются правовые механизмы наложения взыскания на заказчиков и генподрядчиков, не проявивших должной осмотрительности при выборе поставщика услуг в сумме НДС, принятого к зачету и не уплаченного недобросовестным поставщиком. По результатам такой проверки отчетности за I квартал 2018 года одному из крупнейших собственников зданий выставлены многомиллионные доначисления по контрактам на уборку. Согласно применяемой системе контроля полноты уплаты НДС (так называемой системе АСК НДС-2 и АСК НДС-3) ФНС «видит» все разрывы по уплате НДС. АСК НДС-3 позволяет полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц, повысить его продуктивность с 10 до 100%. Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть помимо прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках. Согласно поправкам в Налоговый кодекс от сентября 2017 года важно доказать реальность сделки, а не только должную осмотрительность, то есть необходимо проверять наличие у исполнителя-подписанта контракта, собственного линейного и управленческого штата, материально-технической базы в необходимом объеме, необходимый объем отчислений взносов и НДФЛ в бюджет, необходимые минимальные платежи за аренду помещений различного назначения и прочие факторы, подтверждающие возможность выполнения данным исполнителем работ или услуг своими силами. Программный комплекс АСК НДС-3 автоматически формирует отчет, который с ноября 2017 года является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если сумма нарушений превышает установленный законом размер. В целом налоговики поменяли схему подхода к вопросам взимания налогов. Если раньше проверки касались отдельных крупных компаний, то теперь работа ведется по целым отраслям.
В 2018 году все нововведения отрабатываются на клининговой отрасли. Необходимо помнить, что под угрозой оказываются, в частности, заказчики услуг клининга и технической эксплуатации зданий и сооружений, которые ранее избегали ответственности.
С особым вниманием с 2018 года ФНС планирует подходить к отслеживанию тендеров. Сведения о проводимых закрытых тендерах и конкурсах, в которых принимают участие игроки рынка, также попадают под мониторинг посредством обмена информацией. Контролировать поведение игроков на рынке, выявлять недобросовестных демпингеров предполагается с помощью отраслевых объединений участников рынка.
Весной 2018 года был создан Совет рынка из числа отраслевых ассоциаций. Совместно с ЦА ФНС России, Рострудом, ФАС, общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой РФ и Советом рынка ФМ-услуг была разработана дорожная карта по оздоровлению рынка клининга и поддержке добросовестной конкуренции. Любые тендеры и конкурсы, которые проводятся с публичной публикацией в Интернете, на электронных площадках, автоматически попадают под мониторинг ценообразования в ЦА ФНС России и Совет рынка ФМ-операторов.
Для расчета минимально допустимых цен, за порогом которых будет применяться незаконная налоговая оптимизация и нарушение трудового и миграционного законодательства, разработана и рекомендована модель «Стоп-фактор». За базу в данных расчетах берется среднерыночный показатель заработной платы линейного персонала по конкретному контролируемому региону, где оказываются услуги по уборке. Данные системы примитивного расчета передаются каждую неделю в ЦА ФНС России для выявления исполнителей и заказчиков, заключающих контракты по демпинговым ценам, для дальнейшей работы по оценке и выявлению возможных налоговых правонарушений. Согласно разработанной ЦА ФНС и Советом рынка дорожной карте, итоговыми периодами для соответствующих выводов станут результаты реальных поступлений от компаний – поставщиков услуг в бюджет по итогам III и IV кварталов 2018 года и их динамика. Клининговым компаниям уже сегодня приходится общаться с представителями ИФНС и давать пояснения по многим поставщикам товаров и услуг, которые продают товар, а по цепочке не покупают его у производителя ни сами, ни через другого посредника. Теперь каждый налогоплательщик отвечает не только за свои действия, но и за действия своих контрагентов, и не всегда «первого колена».
Как инструмент объективного рычага воздействия, Совет рынка создает Комитет по этике, который разбирает жалобы участников профессионального сообщества на участников-демпингеров. Рынок начинает сам себя очищать, выявляя злостных нарушителей законного ведения бизнеса. В совет рынка входят представители профессионального сообщества (как крупные, так и средние, мелкие игроки). Основная задача Совета рынка – консолидировать всех игроков рынка для достижения единой цели: легализации и «обеления» отрасли в целом. Многим, вполне возможно, кажется это неосуществимой задачей, но все зависит от нас самих.
Но представим, что наступает тот момент, когда ВСЕ компании стали работать честно, с оформлением сотрудников в штат на все фактически отработанные часы и выплатой 100% заработной платы на карточку. Уровень заработных плат соответствует минимальным показателям, указанным на сайте Федеральной службы государственной статистики для лиц, занятых в деятельности по чистке и уборке, на июль 2018 года – 30 760,01 руб. Все клининговые компании становятся одинаковыми. Кто же тогда будет выигрывать и кого будет выбирать заказчик услуг?! Выигрывать будет тот:
- у кого качество услуг не упало за время трансформации рынка;
- у кого сильная система обучения, кто постоянно работает над повышением качества образования персонала всех уровней;
- у кого разработана и внедрена система мотивации линейного персонала;
- кто готов инвестировать и внедрять высокотехнологичное оборудование, новые технологии;
- кто развивает внутреннюю службу контроля качества;
- у кого правильно выстроен управленческий процесс, правильно внедрены и полноценно используются все оргпроцедуры и бизнес-процессы;
- кто вовремя перестроился и внедрил в свой арсенал сопутствующие и новомодные услуги: раздельный сбор мусора, применение экоматериалов для уборки, забота о безопасности для окружающей среды;
- кто клиентоориентирован и умеет находить с заказчиком общий язык.
Это, наверное, основные требования, которые начинает предъявлять клиент к участнику рынка клининга. Чем мы можем помочь компаниям, которые хотят пережить этот период перестроения рынка и занять свою уверенную позицию? Скоро на рынке начнут появляться новые программы обучения для тренеров клининговых компаний, для менеджеров управления объектами, для менеджеров по продажам услуг. В октябре на выставке «Чистодром» мы провели семинары для бизнес-тренеров клининговых компаний. Чем была вызвана необходимость данной программы? Не секрет, что обученный персонал не только следит за чистотой убираемой поверхности, но и продлевает срок ее службы при правильном уходе. Уборщик должен знать все технологии, которые возможны к применению на убираемом объекте. Чтобы уборщику было проще ориентироваться в полученных знаниях, менеджер должен помочь ему, составив технологическую карту уборки конкретного участка и рабочую карту на весь рабочий день сотрудника. Данная документация дисциплинирует не только самого уборщика, но и лишний раз дает возможность менеджеру и супервайзеру усвоить перечень оказываемых услуг и их периодичность. Кто-то же должен научить всем навыкам менеджера и супервайзера. Чаще всего это либо заместитель генерального директора по производству, либо бизнес-тренер. А кто в клининге их учит? Такой программы еще не было на нашем рынке. Мы пригласили ведущих специалистов из школы бизнес-тренеров, специалиста, разрабатывающего ГОСТ и техническую документацию по уборке всех последних редакций, сертифицированных специалистов по организации работ на объектах повышенной эпидемиологической опасности. Наша задача – вывести на рынок абсолютно новый продукт, который поможет в сфере клининга применять свои знания более широко и профессионально. В дальнейшем мы планируем создать курс обучения по технике безопасности для работников нашей отрасли, с учетом ее специфики и требований, поправок в законодательство от 2018 года. Планов много. Мы давно говорили о необходимости образования не только, да и не столько для линейного персонала в клининге. Пора браться за дело. Ведь конкретные дела красноречивей слов.