Автор: Сергей ПРИБЫТКОВ,
старший менеджер компании «Аквасила».
Журнал Cleaning №1, 2010 год
Трудно представить настоящую российскую зиму без снега, без многочисленных снегопадов, метелей, снежных заносов. Все эти погодные условия преподносят очень много сюрпризов и ставят под угрозу удобство передвижения. Поэтому давайте поговорим о снегоуборочной технике, о ее назначении и классификации, об основных принципах работы и конструкционных особенностях, а также о производителях, представленных на российском рынке.
Назначение снегоуборочной техники и классификация
Многие не понаслышке знают о том, что первый снег как радует, так и огорчает. Ведь снег – это фактически вода; когда он тает, то может полностью затопить необходимую вам территорию. Поэтому использование снегоуборщиков, снегоуборочной техники и машин в нашей стране действительно очень актуально.
Как можно классифицировать современную снегоуборочную тех- нику?
Попробуем сделать условное деление на несколько классов:
- Снегоуборочные и подметальные машины начального уровня (снегоуборщики) мотоблочного типа.
- Садовые и парковые минитракторы и райдеры, оснащенные отвалом, снегоуборочной фрезой или роторным снегометателем.
- Тракторы малого и среднего класса, тракторы-мини-погрузчики (типа Bobcat) с навесным снегоуборочным оборудованием (снегоочистителем).
- Крупная коммунальная техника, большие снегоуборочные машины и тракторы; грузовые шасси, оснащенные многофункциональным и высокопроизводительным снегоуборочным оборудованием.
В данной статье мы постараемся подробнее рассмотреть первый класс снегоуборочной техники – компактные снегоуборщики мотоблочного типа: они наиболее востребованы на российском рынке.
Основной принцип работы
Итак, мы уже определились, что для быстрой расчистки от выпавшего снега дорог или просто какого-нибудь участка требуется техника более продвинутого уровня, чем обыкновенная лопата.
Снегоуборщик – это специализированная машина мотоблочного типа, имеющая колеса или гусеницы для перемещения, предназначенная для механизированной уборки снега. Основной принцип работы любого снегоуборщика прост: двигатель раскручивает шнеки. Шнек снегоуборщика представляет собой винтовой механизм – стержень со сплошной винтовой стенкой или отдельными наклонными лопастями. Шнеки проталкивают снег внутрь раструба машины для его последующего выброса в сторону или в заданном направлении. Существует множество классификаций снегоуборщиков, поэтому, чтобы не запутать читателя, мы начнем по порядку.
Модельный ряд
На некоторых моделях снегоуборщиков, помимо шнеков, может быть установлен ротор. Если шнеки дробят снег и подают его внутрь снегозахвата, то ротор выбрасывает его через раструб (дальность выброса – до 25 м). Чаще всего подобное решение применяется на больших моделях, поскольку сочетание шнеков и ротора способствует увеличению эффективности работы и производительности за счет увеличения дальности выброса и уборки значительных объемов снега. Такие снегоуборщики называются шнекороторными или двухступенчатыми. В ином случае, если снегоуборщик оснащен только шнеком (одним или несколькими), он называется шнековым или одноступенчатым. В основном это модели начального уровня, предназначенные для проведения малых объемов работ с относительно небольшой дальностью выброса снега – до 4–8 м.
Двигатель – сердце любой машины
Снегоуборочная техника может оснащаться как электрическим двигателем (с питанием от сети переменного тока), так и бензиновым.
Электрические снегоуборщики менее мощные, чем бензиновые, зато электрическая техника более легкая, а главное – менее шумная и полностью экологичная. Электрический двигатель подключается к сети с помощью шнура. Достоинство машин с таким двигателем – невысокая цена, легкость конструкции, простота обслуживания и компактность при хранении.
Недостатков тоже хватает: во-первых, сравнительно малая мощность (3–5 л.с.); во-вторых, плохая маневренность, поскольку приходится таскать за собой шнур, который цепляется за неровности и к тому же теряет эластичность на морозе; в-третьих, потенциальная опасность, возникающая при сочетании вращающихся фрез, способных «покусать» провод, и мокрого снега. Также следует учесть, что электрический снегоуборщик не способен работать в удалении от источника питания.
Всех этих недостатков лишена снегоуборочная техника с бензиновым двигателем, которая и составляет основную группу снегоуборочных машин, представленных на рынке. Их мощность варьируется обычно в пределах от 4,5 до 13 л.с. К минусам бензиновых снегоуборщиков можно отнести то, что они стоят дороже и потребуют систематического техобслуживания в авторизированном сервисном центре, да и при хранении такая конструкция места будет занимать больше. Зато характерными преимуществами являются мощность, высокая производительность, мобильность и автономность работы. Рекомендуемый бензин – марки АИ-92 или АИ-95. Объем бака рассчитан в среднем на 1,5–2,5 часа работы на одной заправке.
Изготовлением бензиновых двигателей занимаются компании, для которых это основной, а иногда и единственный бизнес. Поэтому часто бывает так, что на снегоуборщиках от разного производителя установлены двигатели одной компании. Наиболее часто встречаются бензиновые снегоуборщики с двигателями Briggs&Stratton, Tecumseh. Хотя некоторые производители снегоуборочной техники (например, Honda) устанавливают бензиновые двигатели собственной разработки.
Двигатели бензиновых снегоуборщиков делают либо двухтактными, либо четырехтактными. С двухтактным двигателем у пользователей, как правило, возникает больше сложностей при эксплуатации. Дело в том, что работают такие двигатели на смеси бензина и масла. Рассчитать необходимую пропорцию весьма сложно: при недоливе масла двигатель быстро изнашивается, при его избыточном количестве запросто могут выйти из строя свечи зажигания. Также к их недостаткам относятся больший объем потребляемого топлива и меньший ресурс. Четырехтактные двигатели работают на бензине (масло заливается в картер двигателя). Такие агрегаты работают дольше, и запускать их значительно легче. Экономия топлива и низкий уровень шума – еще два плюса «четырехтактников».
Нелишне будет напомнить, что бензиновые снегоуборщики рассчитаны на использование зимних синтетических масел, сохраняющих вязкость при низких температурах. Так что проблем с запуском таких двигателей в зимнее время не будет. Все модели снегоуборщиков с бензиновым двигателем снабжены пусковым тросиком. А на профессиональных агрегатах зачастую, помимо тросика, присутствует электростартер. Он бывает двух видов – с питанием от внешней бытовой электросети или от бортового 12-вольтового аккумулятора. В первом случае для запуска нужно подключить двигатель к розетке и нажать кнопку. Сделать это можно еще в гараже, где обычно и хранят такую технику, а потом гнать машину к месту работы своим ходом. Аккумуляторные стартеры, конечно, удобнее: завести мотор реально где угодно и когда угодно. Для подзарядки батареи служит встроенный в двигатель генератор, однако ничто не мешает воспользоваться любым автомобильным зарядным устройством. Так что для начала работы надо будет только нажать кнопку или повернуть ключ зажигания.
Тип привода
По типу привода снегоуборочная техника делится на несамоходную и самоходную. Последняя может быть как колесной, так и гусеничной.
Несамоходные снегоуборщики оснащаются электрическими и бензиновыми двухи четырехтактными двигателями небольшой мощности (3,5–5 л.с.). Двухтактные двигатели ставятся на несамоходные снегоуборщики, для которых вес имеет большое значение. Дело в том, что любой двухтактный двигатель меньше и по весу, и по размеру, чем четырехтактный аналогичного объема. Теоретически он еще и мощнее. Поэтому двухтактный двигатель для несамоходного снегоуборщика – неплохой вариант, в итоге получается сравнительно легкая машина, ведь оператору приходится ее толкать.
Самые компактные несамоходные снегоуборщики – это одноступенчатые машины: отбрасывание снега у них происходит лишь за счет вращения шнека, поэтому дальность выброса невелика, до 5 м. Шнеки у несамоходных снегоуборщиков имеют резиновую кромку, которая помогает перемещать агрегат. При работе такую снегоуборочную машину необходимо толкать вперед, поэтому по глубокому/слежавшемуся снегу перемещение их затруднено. Применяются несамоходные снегоуборщики для уборки свежевыпавшего, рыхлого снега на небольших участках, для поддерживающей чистки. Такой технике вполне под силу справиться со своевременной и быстрой очисткой дорожек и площадки для автомобиля.
Характерные преимущества несамоходных снегоуборщиков:
- обрезиненные шнеки не портят плиточное покрытие;
- небольшие габариты позволяют очистить от снега самые узкие места;
- легкий вес позволяет работать с ними женщинам;
- цены на модельный ряд доступны.
Важным критерием производительности снегоуборщика является высота и ширина захвата. От этого показателя зависит то, за сколько проходов будет выполнена работа по уборке снега.
С увеличением ширины и высоты захвата растет вес снегоуборщиков, им нужна большая мощность и больший объем топливного бака. Проще говоря, чем больше снега «заглатывает» машина, тем больше мощности нужно, чтобы шнекоротор справился с ним.
Самоходные снегоуборщики созданы для более интенсивных и сложных работ по уборке снега. Самоходный снегоуборщик во время работы движется сам, оператор его просто придерживает и направляет. Самоходные снегоуборщики – двухступенчатые машины. Первая ступень у них – металлический зубчатый шнек, легко разламывающий наст, а вторая – крыльчатка, которая увеличивает дальность выброса до 15 м и ускоряет процесс уборки. Самоходный снегоуборщик способен справиться и со слежавшимся, и с глубоким снегом. На снегоуборщиках устанавливают специальные двигатели, приспособленные для работы при низких температурах, а также шины с особым протектором, снижающие пробуксовку колес. Наличие нескольких передач переднего хода позволяет выбрать оптимальную скорость уборки в зависимости от плотности и высоты снежного покрова, а передачи заднего хода облегчают маневрирование.
Для большей проходимости самоходные снегоуборщики оснащают гусеницами. Гусеничный привод улучшает сцепление с поверхностью и позволяет эффективно работать на склонах. Гусеничные снегоуборщики могут иметь систему переноса центра тяжести для лучшей уборки слежавшегося, заледенелого или рыхлого снега.
Легкость управления и изменения направления движения некоторых моделей снегоуборщиков может обеспечиваться системой разблокировки колес/гусениц. Для того чтобы повернуть направо или налево, достаточно нажать курок соответственно на правой или на левой рукоятке управления снегоуборщиком. Происходит отключение привода и этого колеса/гусеницы, и снегоуборщик поворачивает сам, без приложения к нему физических усилий.
Дополнительное оснащение
Для работы в темное время суток на некоторых снегоуборочных машинах установлена фара (одна или несколько), а для еще более комфортной эксплуатации имеется подогрев ручек.
Кроме того, для некоторых снегоуборщиков предусмотрено использование подметальной роторной щетки с износостойкой щетиной, которая позволяет освободить территорию весной от талого снега, а летом – подмести мусор.
В работе с ними от водителя потребуется только направлять и придерживать машину. Впрочем, легкость в управлении – далеко не главное достоинство таких машин. Гораздо важнее то, что самоходные снегоуборщики способны справиться с глубоким слежавшимся снегом, разломить наст, перемолоть его и отбросить метров на 15–20.
Коробка передач
Скорость движения самоходных агрегатов можно регулировать с помощью коробки передач (механической или гидростатической). Наиболее простой вариант самоходного снегоуборщика – машина с одной фиксированной скоростью движения. У более сложных моделей их, естественно, больше.
Механическая коробка передач мало чем отличается от тех, что используются в автомобилестроении: несколько скоростей для движения вперед, нейтральная и одна или две скорости заднего хода. Гидростатическая трансмиссия позволяет изменять скорость, включать задний ход, не останавливая машину, что значительно облегчает маневрирование. Пониженные передачи используются для уборки слежавшихся или мокрых масс, средние годятся для рыхлых покровов, быстрые – транспортировочные.
Выбор снегоуборочной техники по производителю
Производство малой техники для уборки снега ведется во многих странах мира, но, к сожалению, на современном рынке отечественные производители представлены не так хорошо, как хотелось бы нам. В первую очередь это связано с тем, что в России не так сильно развито производство малогабаритных двигателей небольшой мощности, а ведь с помощью таких агрегатов создается вся малая техника. Во-вторых, только в последние годы некоторые столичные и питерские заводы пытаются внедрить в производство навесное оборудование для отечественных мотоблоков, пригодное для уборки снега. Это небольшие скребки-отвалы, шнековые снегоочистители и цилиндрические щетки. Будем надеяться, что в будущем ситуация изменится и отечественный производитель потеснит импортную малую снегоуборочную технику, но сейчас на этом участке рынка главенствует импортная техника.
Сейчас в нашей стране можно купить снегоуборочную технику, изготовленную в США, Канаде, Японии, Китае и странах Европы. На сегодняшний день на рынке представлено множество моделей снегоуборщиков, изготавливаемых различными компаниями.
Наиболее известными в данной области считаются:
Honda (производитель из Японии, продукция отличается высочайшим качеством, продуманной функциональностью и отменной надежностью, но, к сожалению, недоступностью цены).
Ariens (американский производитель, поставляющий снегоуборщики исключительного качества и функциональности).
- MTD (США–Канада). MTD принадлежат также марки Yard-Machines, Yard-Man и SunGarden, предлагающая технику по демократичным ценам, и Cub Cadet, представляющий изделия премиум-класса.
- Американские марки Partner, McCulloch и шведская Husqvarna (раньше входившие в концерн Electrolux, а сейчас выступающие как независимые производители) выпускают снегоуборщики по разумным ценам в сочетании с высокой эксплуатационной надежностью, тем самым обеспечивая своим изделиям популярность среди покупателей.
- Неплохое соотношение цены/качества предлагает своим покупателям и другой производитель снегоуборочной техники из Швеции – Stiga. Все изделия данной компании отличает добротное качество исполнения и «полный пакет» всех возможных опций на моделях премиум-класса. К тому же данный производитель представлен далеко не первый год на российском рынке и довольно хорошо известен покупателям. С сервисным обслуживанием и запасными частями для снегоуборщиков Stiga также проблем не возникает.
Также на российском рынке можно встретить следующих производителей: Craftsman (США), Bolens (США), Karcher (Германия), Murray (США), Toro (Канада).
Начали появляться разнообразные модели снегоуборочной техники и от китайских производителей. Но в настоящее время их доля на рынке слишком мала, чтобы делать на них акцент, да и качество оставляет желать лучшего.
Цена на снегоуборщики варьируется в пределах от 3000 рублей (самые простые несамоходные снегоочистители) до 500 000 рублей (мощные гусеничные модели).
Конструкционные особенности снегоуборочной техники
Внешне снегоуборщики разных производителей очень схожи, порой различаясь только цветами окраски, но при выборе следует учитывать много параметров, не всегда бросающихся в глаза при осмотре. На какие особенности и детали следует обращать внимание?
Работа при отрицательных температурах сопровождается повышенной нагрузкой на все узлы и детали. В отличие от мотоблоков, практически все модели снегоуборочных машин имеют двигатели, специально адаптированные для работы при низких температурах. Поэтому в них конструкционно заложено использование только качественного, высокооктанового топлива и, конечно, синтетических или полусинтетических масел, имеющих необходимую вязкость при отрицательных температурах. Как уже сказано, на снегоуборщики ставят двигатели, специально адаптированные для работы зимой. В линейке Briggs&Stratton и Tecumseh есть такие серии, легко опознаваемые по маркировке: Intek Snow и Snow King соответственно.
Если машина оснащена электростартером, то следует обратить внимание на его технические характеристики. Импортные штатные системы запуска рассчитаны на напряжение 110 В. Купив такую модель, придется использовать понижающий трансформатор или дополнительное пускорегулирующее устройство. Сейчас многие фирмы-производители поставляют в Россию машины со стартером на 220 В (лучше брать именно их, поскольку они способны завестись при температуре воздуха ниже 18 °С). Так что завести двигатель можно будет еще в помещении: для этого достаточно подсоединить разъем стартера к сети, нажать соответствующую кнопку, отключить кабель и выехать на улицу.
Шнеки
Производители придают особое значение форме рабочей кромки шнеков. Она бывает абсолютно гладкой или зубчатой. В последнем случае форма и количество зубьев на разных моделях различаются. Это могут быть просто неглубокие прямоугольные впадины или же «настоящие» зубы, когда шнеки напоминают диск циркулярной пилы. «Агрессивные» кромки быстрее «грызут» плотный слежавшийся или обледеневший снег. Однако такой попадается не так уж часто – обычно убирают свежевыпавшие осадки, а уж здесь форма рабочей кромки определяющей роли не играет.
У одноступенчатых машин шнеки, вращаясь, касаются грунта. Поэтому на таких моделях они либо металлические обрезиненные, либо цельные резино-пластиковые. Тем самым риск повреждения дорогостоящего декоративного покрытия при расчистке, к примеру, садовых дорожек сведен к минимуму. Резинопластиковый шнек легче переносит «встречу» с препятствиями вроде камней – он не ломается и не меняет форму. А вот металлический обрезиненный в такой ситуации может и сломаться.
Редуктор шнеков
Передача вращающего момента от двигателя к рабочей системе осуществляется через клиноременную передачу и вал отбора мощности, с которым соединены ротор (напрямую) и шнеки (через редуктор). Понятно, что обороты ротора намного выше.
Редукторы бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. Также они различаются и материалом корпуса: на бытовых моделях используются алюминиевые сплавы, на профессиональных – чугун.
Сервис шнеков предполагает периодическую замену смазки в редукторе. Естественно, его для этого придется разобрать. Если навыков подобных работ нет и приобретать их не хочется, имеет смысл покупать необслуживаемую модель: меньше возни, а в случае чего редуктор заменяют целиком. Любителям «копаться в железе», наоборот, стоит обратить внимание на обслуживаемые разновидности – у них выше ресурс.
Шестерни редуктора делают из достаточно мягкого металла, например латуни. Такой выбор неслучаен – при заклинивании шнеков важно не допустить порчи двигателя, поскольку это самый дорогой узел. Так что шнеки крепят к валу срезными болтами (первая ступень защиты). Если же они не спасут, то пусть лучше полетит редуктор – его ремонт обойдется гораздо дешевле.
Опорные лыжи
Они держат на себе вес носовой части снегоуборщика. Перемещая их вверх-вниз, регулируют высоту расположения шнеков над землей, то есть фактически минимальную толщину неубираемого слоя снега. Лыжи довольно быстро приходят в негодность, особенно если часто скользят не по снегу, а по льду. И хотя они считаются расходным материалом, производители стараются по возможности продлить их ресурс. Для этого многие делают лыжи двухсторонними – при чрезмерном износе их просто переворачивают. Соответственно служат они вдвое дольше.
Выпускной желоб
Встречаются два варианта – пластиковый и металлический. Пластик применяют, исходя из предположения, что к нему хуже прилипает снег и к тому же он не ржавеет. Производители моделей с металлическим желобом делают упор на то, что их конструкция обеспечивает более точный выброс, поскольку узел меньше вибрирует. Кстати, «дрожь» пластикового «ствола» обеспечивает его самоочистку от налипающего снега.
Рама
Большинство производителей изготавливают рамы из труб круглого сечения. Однако есть и исключения – так, на некоторых моделях снегоуборщиков применяют прямоугольные трубы. Рукоятка у них, как правило, не складывается, что придает дополнительную прочность всей конструкции.
Шины
Еще одна общая «деталь» у снегоуборщиков разных производителей – шины. До недавнего времени практически все поставляемые машины были «обуты» в шины с Х-образным рисунком протектора. Сейчас встречаются также модели с V-образным отпечатком. И те и другие колеса имеют высокий протектор и обеспечивают хорошее сцепление с грунтом даже в гололед.
Балансировка
Для снегоуборщика взаимное расположение центра тяжести машины и колесной оси – важная характеристика, поскольку она определяет сбалансированность всей конструкции. Самая лучшая «развесовка» у того агрегата, центр тяжести которого находится точно над осью. Для пользователя это означает простоту маневра: достаточно легкого нажатия на рукоятки, чтобы приподнять носовую часть машины.
Однако есть и обратная сторона: чем сильнее нагружен «нос», тем лучше снегоуборщик вгрызается в плотные нижние слои слежавшегося снега. Иначе вполне возможна ситуация, когда в процессе работы машина будет удалять только верхний слой, не «докапываясь» до основания.
Чтобы не допустить такого, снегоуборщики оснащают специальными подрезными ножами – острыми горизонтальными пластинами в основании снегозагребного ковша. Они-то и призваны обеспечивать нормальное заглубление и обычно с этой задачей справляются, если пользователь не давит со своей стороны на рукоятки.
Есть модели, снабженные механизмом переноса центра тяжести. При работе его смещают вперед, чтобы нагрузить нос; при транспортировке – наоборот, назад.
Система управления
Снегоуборщик должен иметь достаточно крупные элементы управления, которыми будет легко оперировать даже в перчатках.
Пожалуй, именно здесь сосредоточены основные различия между моделями разных производителей, поэтому при покупке более подробно уточняйте все функциональные возможности у продавца.
Как сделать правильный выбор?
Как уже говорилось, представленный сегодня на рынке ассортимент снегоуборочной техники довольно широк, поэтому всегда можно подобрать нужный аппарат. Конечно, не в каждом торговом центре есть все модели. Вероятно, придется заглянуть в несколько магазинов или поискать информацию в Интернете. Главное же – определиться, для каких целей вам требуется снегоуборочная машина.
Для разовых, производимых время от времени работ по очистке небольших площадей от выпавшего снега и поддерживающей уборки отлично подходят недорогие модели с ручным приводом движения, оснащенные бензиновым или электрическим двигателем.
По глубокому слежавшемуся насту толкать машину будет нелегко. Поэтому и очищают подобными аппаратами, как правило, ровные поверхности с твердым покрытием: дорожки около дома, подъезд к гаражу. Шнек у несамоходных снегоуборщиков имеет резиновую кромку, благодаря которой аппарат не оцарапает плитку, украшающую дорожки вокруг дома, и не повредит встроенные в поверхность светильники.
А вот частая уборка больших площадей уже потребует машины большей мощности и подороже. Такие комбайны (с приводом на колеса или без него) легко справляются даже с попадающимся в снегу мусором (бутылками или банками из-под напитков, ветками и т.п.). Практика показывает, что лучше выбирать модель с управляемыми колесами. Она позволит совершать крутые маневры и лихие виражи во время работы, что очень важно при уборке глубокого снега и «штурме» высоких сугробов. При частых работах с мокрым или слежавшимся снегом, при уборке сложных и рельефных поверхностей точно стоит потратиться на снегоуборщик с приводом на колеса или гусеницы. Кстати, гусеничные модели идеально подходят для удаления снега с наклонных поверхностей, возвышений или небольших горок.
При выборе также следует обратить внимание на условия транспортировки и хранения снегоуборочной техники.
Компактные электрические модели удобно хранить – они занимают минимум места.
Колесные модели (самоходные и несамоходные) удобнее транспортировать, поскольку их можно просто катить – запускать двигатель и включать передачу нужно не всегда. С гусеничными машинами такой номер не пройдет. Зато они активнее «вгрызаются» в сугробы, поскольку гусеницы за счет гораздо большей, чем у колес, площади соприкосновения с грунтом обеспечивают очень высокое тяговое усилие.
Надо отметить, что вычислить площадь поверхности, которую снегоуборочная техника расчистит за определенное время, так же как и время, которое потребуется конкретному агрегату на уборку данной территории, очень сложно. Это зависит от множества нюансов, в частности от рельефа местности (расчистка ровной площадки или лавирование между кустами и клумбами), а также от количества и консистенции снега (свежевыпавший пушистый, мокрый, слежавшийся и пр.).
Если выбирать снегоуборщик, исходя из размеров убираемой площади, то примерная классификация снегоуборщиков будет следующая:
- до 500 кв. м – несамоходные;
- от 500 до 2500 кв. м – самоходные, мощностью 5–9 л.с.;
- от 2500 кв. м и больше – самоходные, мощностью свыше 9 л.с.
Особенности эксплуатации и хранения снегоуборщиков
Перед первым запуском и началом использования снегоуборочной техники (в особенности бензиновой) внимательно читайте инструкцию по эксплуатации. Например, производитель бензиновых двигателей для снегоуборщиков Briggs&Stratton прямо указывает, что двигатель поставляется без масла. Соответственно, если вы запустите двигатель снегоуборщика без масла, то он будет невосстановимо поврежден, и этот случай не будет покрываться гарантией.
При эксплуатации малых снегоуборочных машин (электрических и бензиновых) желательно не забывать о максимальном времени работы без остановки. Если это бензиновая модификация, то обычно это время ограничивается запасом топлива – размером бензобака. Если вы израсходовали весь бензобак, то не надо сразу пополнять запас топлива и продолжать работу. Надо дать отдохнуть и остыть вашему помощнику минимум 20 минут. Если вы будете пренебрегать этим советом, может последовать перегрев и поломка двигателя, а такая неисправность обычно несет лишение гарантии.
На бензиновых моделях перед началом работы рекомендуется включить привод шнека и провернуть двигатель пусковым тросиком. Если он вращается, можно работать.
При заклинивании шнеков важно не допустить порчи двигателя как самого дорогого узла. Применяется следующая система защиты: шнеки крепятся к валу срезными болтами. Кроме того, шестерни редуктора специально выполняют из мягкого материала. Если не спасут срезные болты, то сломается редуктор, но мотор – самый дорогой узел – останется целым. Насколько высоко над землей должен находиться шнек? Желательно на сантиметр выше максимального препятствия. Помогают это сделать опорные лыжи, которые держат на себе вес носовой части снегоуборщика. Перемещая их вверх-вниз, регулируют нависание шнеков, то есть фактически минимальную толщину неудаляемого слоя снега. Асфальтированную площадку, точно отрегулировав лыжи, можно очищать «под ноль». На грунтовой или гаревой дорожке придется вывесить шнек-уровень, не позволяющий цеплять неровности. Иначе машина упрется в землю, колеса будут буксовать, а механизм быстро изнашиваться.
Снегоуборщику по силам сугроб любой высоты. Снег постепенно попадает в рабочую зону загребного ковша. К тому же специально на случай высоких сугробов существуют подрезные ножи (в основной комплект производители их, как правило, не включают). Они особенно важны при уборке плотного покрова.
При частом использовании хранить снегоуборщик в отапливаемом помещении – лучший способ его сгноить. Попадая с улицы в гараж, машина «отпотевает», на холодный металл оседает влага, причем не только на поверхности, но и в самых узких щелях. Влажность и тепло способствуют быстрейшей коррозии, а в плохо вентилируемом помещении влажность сохраняется очень долго. Если дорожки приходится чистить каждый день, дер- жите технику под навесом: крыша защищает от осадков, а ветер продувает стоянку.
После работы рекомендуется сразу очистить машину от налипшего снега. Ведь пока двигатель горячий, он оттаивает, и вода неизбежно попадет на детали. Через какое-то время мотор остынет, вода замерзнет, и шнеко-роторный механизм может заклинить.
Идея самостоятельно модернизировать зимнюю технику, чтобы использовать летом, плоха. Дело в том, что у «зимних двигателей» не предусмотрен воздушный фильтр. Считается, что зимой пыли нет, а его наличие может создать трудности; вдруг, мол, от влаги (растаявшего снега) и мороза бумажный фильтр замерзнет? Завести машину в такой ситуации не получится. Однако существует универсальная уборочная техника, где эта проблема решена.
Альтернатива снегоуборщику
Мнение специалиста при выборе снегоуборочной техники – вопрос важный. Неслучайно солидные фирмы, например MTD (США), уделяют ему большое внимание и производят разные модели. Выпускаемые этой фирмой мощные снегоуборщики могут работать с подметальной щеткой для «наведения глянца» на убираемой площадке. Но вряд ли стоит рекомендовать снегоуборщик в качестве мусороуборочной машины, ведь вместе со снегом на газон полетят стекло и мелкий гравий. К средствам для борьбы с заносами можно добавить также «мотолопату» для снега на базе электрической или бензиновой мотокосы с разъемом, на который устанавливается снегоуборочная насадка. Ширина захвата – 30 см, а вес – 12 кг. Это позволяет легко очищать небольшие дорожки и площадки от рыхлого снега. Для солидных площадей универсальным решением будет приобретение садового трактора, который может работать зимой с разными снегоуборочными навесками (нож-отвал, роторный снегоуборщик, щетка), а летом – выкашивать большие газоны и ухаживать за ними.
Прекрасной альтернативой снегоуборщику могут служить универсальные подметальные машины Tielburger (Германия). Рабочая система снегоуборочной техники Tielburger – не шнеко-роторная пара, а простая щетка с приводом от двигателя. Такие механизмы отлично зарекомендовали себя в борьбе со свежевыпавшим снегом – они расчищают «до основания», не оставляя ничего. В любое время года компактный Tielburger легко справится с тонкодисперсной пылью, листьями, глубоко въевшейся грязью, песком и снегом и наведет просто идеальную чистоту во дворах, скверах, усадьбах, парках и на стадионах, на территории коттеджа и в гараже. Подметальные машины оснащены универсальной роторной щеткой со специальной щетиной для работы в любую погоду.
Подметаемый материал улавливается в большой накопительный контейнер, имеющий систему верхнего опустошения. Для работы зимой используется отвал для снега, который легко устанавливается перед вращающейся щеткой и обеспечивает максимальное качество уборки!
Для защиты от камней предусмотрен специальный фартук, увеличивающий безопасность при работе на открытой местности. Все детали подметальных машин изготовлены с запасом прочности, в расчете на долговременное использование. Для защиты от коррозии корпуса и деталей используется трехслойное лакокрасочное покрытие. Детали, которые подвержены воздействию агрессивной среды, оцинкованы или изготовлены из нержавеющей стали.
Применение техники подобного типа коммунальными службами не редкость. Однако чаще всего щетку «навешивают» на трактор, который чистит проезжие части улиц и достаточно широкие тротуары. Но в узкие проезды, в «каменные мешки» городских дворов, на территорию коттеджного поселка с таким «монстром» не сунешься. Здесь-то и пригодятся машины Tielburger. Одна такая щетка, даже не самая мощная, способна заменить команду дворников: широкий захват обеспечивает высокую производительность.
Прикрепив отвал, машины можно эффективно использовать и против большего количества снега. Все модели оснащены поворотным механизмом: угол поворота отвала и щетки регулируется рукояткой, расположенной рядом с оператором.
Особая привлекательность этих «дворников» – в их универсальности: достаточно поменять щетку, и они успешно справляются с пылью, листьями, мхом, песком. Предусмотрен широкий спектр навесного оборудования для разнообразной работы.
Удачного выбора!
Еще несколько лет назад малая снегоуборочная техника воспринималась как экзотический атрибут загородного хозяйства, эдакая ненужная роскошь. Сегодня машины для уборки снега пользуются значительным спросом, а выбор моделей, представленных в магазинах, становится все шире и шире.
Снегоуборщик обеспечивает высокоэффективную и производительную работу по уборке снега, которая не требует особых усилий с вашей стороны. Теперь убирать снег можно быстро, аккуратно, с комфортом и без особых усилий.