1
Comac

Сортировка мусора

Автор: Светлана САТИЕВА,
операционный директор Cristanval.
Журнал Cleaning №2, 2013 год

Что мы понимаем под привычным словом «мусор»? Это отходы производства и потребления, остатки сырья, материалов и полуфабрикатов, а также продукция, утратившая свои потребительские свойства. На Западе сейчас активно внедряется принцип «ноль отходов», согласно которому стараются обеспечить максимальное использование и сохранение материальных ценностей, чтобы в конечном счете свести образование отходов к нулю. И если в нашей стране этот принцип пока не внедряется активно в жизнь, то это скорее вопрос времени. Потому что среда, в которой мы живем, не способна восстанавливаться так же быстро, как мы ее засоряем.

Сортировка и утилизация мусора – неотъемлемая часть работы клининговой компании на любом объекте. Профессиональная уборка невозможна без грамотной системы сбора и сортировки мусора. Раздельный сбор отходов ставит своей целью их переработку или повторное использование.

Рассмотрим типовую схему обращения с отходами в местах с высокой проходимостью (вокзалы, стадионы, выставочные залы) на примере аэропорта.

В первую очередь должны быть определены:

  • зоны производства отходов;
  • вид деятельности, способствующий появлению отходов;
  • типы отходов;
  • места возможного временного складирования отходов для последующего вывоза на полигоны.

После выделения зон на объекте и понимания, какой вид мусора образуется в каждой из зон, составляется план утилизации отходов на объекте. Оценка объемов также осуществляется исходя из анализа видов деятельности в каждой зоне и прогноза посещаемости объекта. Это позволяет подсчитать предполагаемый объем отходов, количество и тип контейнеров для сбора.

Какие зоны могут быть выделены в аэропорту?

  1. Галерея для пассажиров – зона, предназначенная для передвижения людей, в ней расположены торговые точки и пункты питания.
  2. Залы ожидания – зона, где пассажиры ожидают свой рейс.
  3. ВИП-залы для приема официальных делегаций.
  4. Бизнес-залы для пассажиров первого и бизнес-класса.
  5. Зона регистрации пассажиров и багажа.
  6. Зоны прилета и вылета, где осуществляется активное перемещение пассажиров.
  7. Зона сбора персонала авиакомпаний – место сбора пилотов, бортпроводников и стюардесс до и после полета, включающая раздевалки и душевые комнаты.
  8. Служебные помещения – зона, где располагаются администрация и технические службы аэропорта.
  9. Техническая зона, где осуществляются обслуживание и ремонт самолетов.
  10. Отдельно выделяются различные службы, осуществляющие техническое обеспечение полетов.

Для каждой зоны могут быть выделены семь видов деятельности, после которых остается разный мусор.

  1. Активность пассажиров. Отходы – бумага, полиэтилен, упаковка, бутылки, стаканы, пищевые отходы.
  2. Точки питания внутри аэропорта. Отходы – контейнеры для напитков и еды, пищевые отходы.
  3. Хранение и получение товаров. Отходы – упаковка от товаров.
  4. Розничная торговля. Отходы – упаковка, бумага, полиэтилен.
  5. Ремонт и обслуживание самолетов. Отходы – горюче-смазочные материалы, люминесцентные лампы, шины, металлические части, абсорбент и т.д.

Для обеспечения раздельного сбора мусора в каждой из зон устанавливаются специальные контейнеры. Они маркируются разными цветами, различаются формой отверстий для отходов и пиктограммами, чтобы любой человек интуитивно понял, какой вид мусора нужно выкидывать именно в этот контейнер.

Все отходы, кроме взрывоопасных, ртуть содержащих, медицинских и подлежащих компостированию пищевых отходов, подвергаются дальнейшей сортировке на мусороперерабатывающем заводе. Медицинские отходы стерилизуются на специальных площадках. Использованные масла идут в переработку, а пищевые отходы отправляются на завод для компостирования. Взрывоопасные отходы передаются в МЧС, ртуть содержащие – в специальной таре на демеркуризацию.

Все эти меры позволяют сократить количество непереработанного мусора, а значит уменьшить воздействие человека на окружающую среду. Россия ежегодно производит 3,5 млрд т отходов. Свалки уже расползлись более чем на 2,5 тыс. кв. км. Особенно остро проблема стоит в крупных городах. Так, в Москве полигоны для хранения мусора уже переполнены, встает вопрос о захоронении столичных отходов на территории прилегающих областей и строительстве новых мусоросжигательных заводов. Надо отметить, что современные заводы практически полностью сжигают отходы, а метан, выделяющийся от горения, используется для освещения близлежащих районов.

В таблице представлены особенности сортировки мусора на объектах разных типов.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO