Татьяна Зворыкина, доктор экономических наук, профессор. Руководитель Центра научных исследований АО «Институт региональных экономических исследований», председатель ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
Аннотация: в марте и апреле 2021 года Росстандарт утвердил десять документов по стандартизации, подготовленных техническим комитетом по стандартизации ТК 346. Стандарты отражают инновационные изменения, которые произошли в сфере услуг, в том числе и в бытовом обслуживании населения за последние годы. В них учтены положения принятых нормативных правовых документов, требования технических регламентов, санитарные нормы, новые разработки в области препаратов, технологий и оборудования, а также положения введенных в 2020 году Правил бытового обслуживания населения. Стандарты становятся проводниками инноваций, объективно отражают реальное техническое и экономическое состояние развития сферы услуг и нацеливают на будущие результаты. Основная направленность стандартов – формирование условий для обеспечения качества жизни населения регионов России. В настоящей публикации приведена характеристика и особенности современных стандартов в сфере индустрии чистоты, вводимых в 2021 и в 2022 годах на предприятиях химической чистки, прачечных и на клининговых предприятиях.
Введение и актуальность проблемы
Сфера бытового обслуживания населения, как и вся сфера услуг, представляет собой один из важнейших социально значимых сегментов экономики страны. Оказываемые жителям регионов услуги обеспечивают чистоту помещений, одежды, присмотр и уход за детьми, поддержку в работоспособном состоянии бытовой техники и приборов, мебели, жилищ. В трудной жизненной ситуации службы, оказывающие ритуальные услуги, способны обеспечивать жителям организационную и психологическую поддержку. Некачественное предоставление этого вида услуг может привести к различного рода нарушениям бытового комфорта, заболеваниям, распространению инфекции. Особенно важно оказание бытовых услуг в современных условиях в связи с возникающими вызовами времени: необходимостью применения инновационных технологий, обеспечением устойчивого развития территорий, пандемией, цифровизацией экономики и др. Основная часть предприятий сферы бытового обслуживания (по многим видам бытовых услуг до 90%) представляют собой малые предприятия, которые нуждаются в нормативной и организационно-экономической поддержке, поскольку не располагают достаточными самостоятельными научно-методическими ресурсами.
В соответствии с ФЗ-184 «О техническом регулировании» услуги исключены из поля обязательной оценки соответствия. На них не распространяются технические регламенты. В то же время отсутствие обязательного регулирующего воздействия во многом компенсируется принятыми в этой сфере национальными стандартами. Применение национальных стандартов регламентировано основополагающим нормативным правовым документом в бытовом обслуживании – Правилами бытового обслуживания населения. Изменение законодательства в области защиты прав потребителей повлекло за собой изменение правил бытового обслуживания. В настоящее время действуют Правила бытового обслуживания населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1514 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения». В документе содержится требование о необходимости применения в сфере услуг национальных стандартов (статья 2, пункт 3).
Практика внедрения и использования национальных стандартов в бытовом обслуживании населения свидетельствует об их эффективности с точки зрения обеспечения безопасности и качества оказываемых услуг. Основным аргументом в случае возникновения конфликтной ситуации между исполнителями и потребителями, как в обычных условиях, так и в судах, являются положения и требования стандартов. Так, например, в случае неправильного применения препаратов при химической чистке или некачественного ремонта холодильника эксперты обращаются к положениям национальных стандартов.
Необходимость разработки стандартов для индустрии чистоты
Учитывая высокую социальную значимость услуг, их ярко выраженный региональный характер предоставления, важность обеспечивать в неблагоприятных условиях (связанных с коронавирусной инфекцией) чистоту, комфорт, безопасность национальные стандарты становятся единственным нормативным документом по стандартизации, способными обеспечивать их качественное и безопасное предоставление. Об этом свидетельствуют требования актуализированных Правил бытового обслуживания в Российской Федерации.
Техническим комитетом по стандартизации при непосредственном участии Ассоциации предприятий химической чистки и прачечных, Института региональных экономических исследований, Центрального института бытового обслуживания населения и ряда других научных организаций, а также профессиональных объединений предпринимателей и саморегулируемых организаций и др., в марте и апреле 2021 года разработаны и утверждены Росстандартом десять документов по стандартизации. Инициаторами разработки стали предприниматели, желающие добросовестно предоставлять потребителю безопасные и качественные услуги, создавая через национальный стандарт единое экономическое поле для всех желающих честно войти в бизнес. Информация о статусе и сроках введения документов приведена в таблице.
№ | Приказ Росстандарта об утверждении стандарта (или изменения к стандарту) | Номер стандарта | Наименование стандарта | Дата введения в действие |
1. | 23 марта 2021 г. 150 ст | ГОСТ Р 59400-2021 | «Стандартизация в бытовом обслуживании населения. Основные положения» | 1 июля 2021 г. |
2. | 23 марта 2021 г. 160 ст | ГОСТ Р 59405-2021 | «Услуги бытовые. Образцы-модели. Общие требования» | 1 мая 2021 г. |
3. | 23 апреля 2021 г. 275 ст | ГОСТ Р 52058-2021 | Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия | 1 января 2022 г. |
4. | 23 апреля 2021 г. 278 ст | ГОСТ Р 59455-2021 | «Услуги бытовые. Ногтевой сервис. Термины и определения» | 1 января 2022 г. |
5. | 23 апреля 2021 г. 277 ст | ГОСТ Р 59454-2021 | «Услуги бытовые. Косметический пирсинг. Общие требования» | 1 января 2022 г. |
6. | 23 марта 2021 г. 158 ст | ГОСТ Р 59403-2021 | «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Экологическая уборка. Общие технические требования» | 1 мая 2021 г. |
7. | 23 марта 2021 г. 159 ст | ГОСТ Р 59404-2021 | «Услуги по изготовлению и установке намогильных сооружений. Общие требования» | 1 мая 2021 г. |
8. | 23 апреля 2021 г. 276 ст | ГОСТ Р 55700-2021 | «Услуги бытовые. Косметический татуаж. Общие требования» | 1 января 2022 г. |
9. | 23 марта 2021 г. 157 ст | Изменение № 1 ГОСТ Р 51108-2016 | Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия | 1 мая 2021 г. |
10. | 23 апреля 2021 г. 274 ст | Изменение № 1 ГОСТ 32670-2014 | «Услуги бытовые. Услуги бань душевых. Общие технические условия» | 1 мая 2021 г. |
Таб. 1. Новые национальные и межгосударственные стандарты на услуги, разработанные ТК 346 и утвержденные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в 2021 году
В части индустрии чистоты вводятся в действие новые или измененные документы, регламентирующие предоставление услуг химической чистки, стирки, бань и клининговые услуги в области экологической уборки. Вопрос о формализации индикаторов и критериев оценки качества услуг индустрии чистоты и требований безопасности был поставлен представителями профессиональных объединений предпринимателей и бизнес-сообществами очень остро. Эти услуги оказывают малые и средние предприятия, находящиеся в жесткой конкуренции и нуждающиеся в нормативной поддержке.
Рабочие группы по подготовке стандартов изучали отечественные и зарубежные технологии предоставления услуг, анализировали факторы, влияющие на качество: оборудование, инструмент, материалы, квалификацию исполнителей, помещения, направления развития и др.
Методический и организационный подходы к разработке инновационных стандартов
Многие исследователи в области стандартизации и управления качеством придерживаются мнения, что «Стандарт – это кибернетическая система, способная управлять объектом». Действительно, стандарт аккумулирует всю информацию об объекте и способен управлять ситуацией. При таком подходе возможно рассматривать «качество стандартов как соблюдение норм, правил и требований стандартизации при разработке стандартов с обязательным контролем их исполнения».
Стандарты нуждаются в управлении, потому что:
1. Они должны быть утверждены в виде нормативных документов и быть зарегистрированы.
2. Для соблюдения стандартов необходимо обучить сотрудников.
3. Стандарты должны меняться и приспосабливаться к реальной обстановке.
Инновационный стандарт позволяет внедрять новшество, является источником конкурентного преимущества в условиях рынка, обеспечивает быстроту реагирования на изменения конкурентных условий и гармонизацию национальных стандартов. В настоящее время мы все чаще говорим об опережающей стандартизации, которая способствует более широкому внедрению в практику опережающих стандартов, которые в свою очередь должны сопровождать государственные и федеральные целевые программы, устанавливать высокую планку показателей качества услуг. При разработке стандартов применяются два подхода: методический, позволяющий ответить на вопрос: «Как создать стандарт?» и организационный, отвечающий на вопрос «Как придать документу статус стандарта?». На рисунке ниже приведены этапы методического и организационного подхода к разработке стандарта.
Рис. 1. Методический и организационный подходы к разработке стандартов на услуги
Инновационные стандарты влияют на развитие экономики услуг. Они предшествуют инновациям, устанавливая показатели и индикаторы для характеристик услуг, которые будут отвечать перспективным требованиям потребителей, а также затем стандарты становятся инструментом продвижения услуг к реальным потребителям.
Особенно важны инновационные стандарты в сфере услуг индустрии чистоты, поскольку в условиях постсоветского пространства именно эта сфера может развиваться ускоренными темпами и приносить ощутимые поступления в бюджеты всех уровней. Располагая высоким экономическим потенциалом, сфера услуг может быть использована как платформа для нововведений, и значительно влиять на качество жизни населения страны.
Обзор новых национальных и межгосударственных стандартов в индустрии чистоты и изменений к ним
• ГОСТ Р59400-2021 «Стандартизация в бытовом обслуживании населения. Основные положения разработан в соответствии с Программой национальной стандартизации Российской Федерации на 2019 год по ТК 346 «Бытовое обслуживание населения», шифр темы 1.9.346-1.009.19.
Цель и задачи разработки стандарта:
Целью создания стала необходимость полной переработки межгосударственного стандарта ГОСТ 26265-84 «Стандартизация в бытовом обслуживании населения. Основные положения». Новый национальный стандарт отражает инновационные положения национальной системы стандартизации. За время применения устаревшего стандарта прошло более тридцати лет. За истекший период политическая ситуация в России стала другой, страна изменила экономический ориентир хозяйствования – перешла к рыночной экономике. Сфера бытового обслуживания населения претерпела масштабные изменения, связанные с приходом на рынок новых компаний, использующих инновационные технологии предоставления бытовых услуг, а также новые формы и методы обслуживания. В России приняты и успешно реализуется ряд федеральных законов, в том числе 184-ФЗ «О техническом регулировании», 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации, 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», закон РФ «О защите прав потребителей» и др., которые требуют нового подхода к стандартизации в бытовом обслуживании населения.
Задачами разработки стандарта стали:
Определение цели, задач, стандартизации, объектов и субъектов стандартизации, структуры и состава документов по стандартизации и технических документов, а также выбор методического подхода к разработке документов по стандартизации в бытовом обслуживании населения и установление особенностей применения стандартизации в бытовом обслуживании населения и стандартов на бытовые услуги.
Разработка стандарта предполагала соблюдение базовых принципов национальной системы стандартизации, основными из которых являются:
– достижение при разработке и принятии стандарта консенсуса всех заинтересованных сторон;
– использование международного опыта нормативного регулирования стандартизации в области предоставления бытовых услуг;
– четкость и ясность в изложении положений стандарта.
Характеристика объекта стандартизации
Стандартизация в сфере бытового обслуживания в настоящее время рассматривается как один из важнейших инструментов достижения качества жизни населения, обеспечения безопасности предоставляемых услуг и гарантии устойчивого развития административно-территориальных образований.
Бытовые услуги имеют ярко выраженный региональный характер, поскольку предоставляются на конкретной территории и практически не экспортируются. Они направлены на удовлетворение санитарно-гигиенических требований потребителей (клининговые услуги, услуги прачечных, бань, химчисток), требований в отдыхе, уходе за детьми, поддержке технического состояния бытовой техники (ремонт оборудования информационных технологий), удовлетворении эстетических потребностей (услуги индустрии красоты), услуги, связанные с поддержанием человека в трудной жизненной ситуации (ритуальные услуги) и др. Сегодня бытовое обслуживание населения – один из интенсивно развивающихся сегментов экономики потребительского комплекса любого региона, который приносит в бюджет до 10% от всех доходов территории. Этот вид услуг, реализуемый, как правило, малым бизнесом, оперативно реагирует на все процессы, происходящие в экономике, востребован различными категориями граждан и имеет важнейшее социальное значение, поскольку востребован не только состоятельными гражданами, но и социально незащищенными потребителями (пенсионерами, детьми, и др.).
В процессе развития бытовые услуги наполнены различными формам и методами предоставления, связанными с использованием инновационных технологий, материалов и препаратов. Разрабатываемый стандарт определил роль и место стандартизации в бытовом обслуживании и служит защите прав потребителей; мотивирует (в рамках импортозамещения) отечественных производителей и направлен на обеспечение безопасности и качества предоставляемых бытовых услуг. На территории Российской Федерации действуют разработанные техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения» более 40 национальных стандартов, определяющих критерии качества различных видов бытовых услуг. Необходимость пересмотра настоящего стандарта высказана представителями как научных организаций, так и профессиональных объединений предпринимателей и общественных организаций потребителей.
Внедрение стандарта будет содействовать решению ряда проблем бытовых услуг, характерных для рыночной экономики, таких как:
– повышение уровня безопасности жизни и здоровья клиентов;
– обеспечение конкурентоспособности услуг на региональных и межрегиональных рынках;
– предупреждение действий, вводящих в заблуждение, подтверждение соответствия услуг при сертификации и классификации организаций по категориям качества;
– развитие инновационной деятельности при предоставлении бытовых услуг;
– обеспечение совместимости и взаимозаменяемости при применении инструментов и технических средств;
– принятие объективных решений в конфликтных ситуациях и во время возникновения споров.
Проект национального стандарта включает в себя следующие разделы: область применения; нормативные ссылки; термины и определения; требования к документам по стандартизации и техническим документам в бытовом обслуживании населения; методический подход к разработке документов по стандартизации в бытовом обслуживании; функции технического комитета по стандартизации в бытовом обслуживании населения; применение национальных стандартов в бытовом обслуживании населения.
Взаимосвязь стандарта с другими нормативными документами по стандартизации
Стандарт взаимодействует с:
– ГОСТ 1.3-2014 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов».
– ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».
– ГОСТ 2.114 «Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Технические условия».
– ГОСТ Р 1.2 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены».
– ГОСТ Р 1.4 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».
– ГОСТ Р 1.5 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».
– ГОСТ Р 1.7-2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов».
– ГОСТ Р 1.16 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены».
– ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения».
– ГОСТ Р 54930-2012/Руководство ИСО/МЭК76 «Разработка стандартов на услуги. Рекомендации по учету нужд потребителя».
– ГОСТ Р 54937-2012/Руководство ИСО/МЭК 71 «Руководящие указания для разработчиков стандартов, направленные на удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов».
– ГОСТ Р 57137-2016 Бытовое обслуживание населения. Термины и определения.
• ГОСТ Р 59405-2021 «Услуги бытовые. Образцы-модели. Общие требования» разработан в соответствии с Программой национальной стандартизации Российской Федерации на 2019 год по ТК 346 «Бытовое обслуживание населения», шифр темы 1.9.346-1.008.19.
Цели и задачи разработки стандарта
Целью создания стандарта стало создание национальной нормы в области стандартизации на образцы-модели, применяемые в сфере услуг. Данный стандарт обеспечивает упорядочение предоставления бытовых услуг по индивидуальным пожеланиям заказчика на основе выполнения заказов по заранее разработанным и изготовленным образцам-моделям. Применение стандарта поможет значительно сократить сроки предоставления услуг и повысит их качество. Стандарт будет распространяться на услуги, предоставление которых связано не только с взаимодействием исполнителя и потребителя (например, консультационные услуги), но и с изготовлением конкретного продукта по заказу потребителя (например, свадебного платья, садового дома и др.). Среди множества бытовых услуг, услуги, требующие наглядного представления результата в материальной форме, составляют до 30%.
Первая попытка нормирования порядка разработки образцов-моделей была осуществлена в 1983 году.
Ведущими научными организациями сферы бытового обслуживания были разработаны методические указания «Порядок разработки, утверждения, хранения и учета образцов-моделей изделий на предприятиях бытового обслуживания населения» (РД 50-477-84). Однако в настоящее время на предприятиях бытового обслуживания прошли изменения, связанные с приходом в эту сферу компаний, реализующих инновационные проекты, связанные с цифровизацией экономики, развитием новых форм и методов обслуживания.
В этой связи задачами разработки стандарта стали:
• Определение общих требований к образцам-моделям для изделий, изготавливаемых по индивидуальным заказам населения.
• Разработка стандарта предполагает соблюдение базовых принципов национальной системы стандартизации, основными из которых являются:
– достижение при разработке и принятии стандарта консенсуса всех заинтересованных сторон;
– использование международного опыта нормативного регулирования применения образцов-моделей для предоставления бытовых услуг по индивидуальным заказам;
– четкость и ясность в изложении положений стандарта.
Характеристика объекта стандартизации
Образцы-модели в сфере бытового обслуживания в настоящее время рассматривается как один из способов упорядочения предоставления услуг по индивидуальным заказам населения и мелкими партиями. Массовое производство изделий осуществляется по образцам-эталонам, которые принципиально отличаются от образцов-моделей. Образцы-модели ориентированы на индивидуального потребителя и учитывают особенности работы предприятий бытового обслуживания населения. Сложность стандартизации требований к образцам-моделям заключается в многообразии форм представления образцов-моделей. Они могут быть проиллюстрированы как в натуральной форме (шкаф, платье, шляпа, туфли и др.), так и путем изготовления рисунков (ювелирные изделия), чертежей (шкаф).
Образцы-модели ориентированы на особенности клиента (к примеру, образец прически). Оказание услуг по образцам-моделям осуществляется в основном малыми или средними предприятиями бытового обслуживания и позволяет им унифицировать процесс создания изделия. Особенно важна стандартизация образцов-моделей при предоставлении услуг по изготовлению мебели, швейных изделий; оказании ритуальных услуг. Образцы-модели позволяют значительно сократить сроки оказания услуг и положительно влияют на ресурсосбережение предприятия, поскольку исключает необходимость создания индивидуальных технологий и применения не апробированных технических решений. Отсутствие стандарта на образцы-модели провоцирует конфликтные ситуации при решении вопросов, связанных с арендой помещений предприятиями бытового обслуживания и налоговыми службами.
Разрабатываемый стандарт должен формализовать и упорядочить разработку, утверждение, учет и хранение образцов-моделей. Необходимость создания настоящего стандарта поддержана представителями профессиональных объединений предпринимателей и общественных организаций потребителей.
Внедрение стандарта будет содействовать решению ряда проблем, характерных для рыночной экономики, таких как:
– повышение уровня безопасности жизни и здоровья клиентов;
– обеспечение конкурентоспособности услуг на региональных и межрегиональных рынках;
– предупреждение действий, вводящих в заблуждение;
– развитие инновационной деятельности при предоставлении бытовых услуг;
– принятие объективных решений в конфликтных ситуациях и во время возникновения споров.
• Изменение №1 ГОСТ Р 51108-2016 «Услуги бытовые. Химическая чистка». Общие технические условия разработаны в соответствии с Программой национальной стандартизации Российской Федерации на 2019 год по ТК 346 «Бытовое обслуживание населения», шифр темы 1.0.346-1.011.19.
Цели и задачи внесения изменений в стандарт
– актуализация и уточнение ряда положений стандарта в целях отражении я инновационных методов предоставления услуг химической чистки;
– расширение перечня используемых растворителей для химической чистки одежды.
Внедрение изменений в стандарт по расширению перечня используемых растворителей повысит безопасность в рабочей зоне предприятий химической чистки и создаст условия для реализации процесса биоразложения отработавших растворителей за счет замены углеводородных растворителей на растворители на основе модифицированных спиртов.
Характеристика объекта стандартизации и обоснование целесообразности разработки
Объект стандартизации – бытовые услуги химической чистки, предоставляемые на территории РФ. Качество чистки зависит от свойств, применяемых растворителей, конкретно от их способности растворять органические и неорганические загрязнения. Основным недостатком применяемых углеводородных растворителей является вредное воздействие их паров на человека при превышении норм ПДК и стойкость к биоразложению. Появление на рынке растворителя «SENSENE» и «HiGLo» позволило увеличить эффективность химической чистки и значительно расширить возможности.
• ГОСТ Р 52058-2021 «Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия» (пересмотр ГОСТ Р 52058-2003) разработан в соответствии с Программой национальной стандартизации на 2020 год, тема 1.9.346-1.014.20. (пересмотр ГОСТ Р 52058-2003)
Цели и задачи пересмотра стандарта
Целью настоящей работы является пересмотр ГОСТ Р 52058-2003 «Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия». Данный стандарт регламентирует качество и безопасность услуг, а также общие технические условия предоставления услуг для одного из важнейших сегментов бытового обслуживания населения в течение семнадцати лет. За время его применения изменился рынок услуг стирки белья, возникли новые вызовы времени, связанные с появлением эпидемий, цифровизацией экономики; проявлением элементов технологической революции.
В этой связи задачами стандарта стали:
– уточнение и актуализация общих требований к услугам стирки;
– внесение уточнений к квалификации исполнителей, в частности требований о соответствии исполнителей положениям профессионального стандарта;
– установление требований к технологической экспертизе качества выстиранных изделий;
– усиление требований к оценке качества стирки.
Внедрение стандарта будет содействовать решению ряда проблем, связанных со стиркой изделий в прачечной. Это:
– повышение уровня безопасности жизни и здоровья клиентов;
– обеспечение конкурентоспособности услуг по стирке белья;
– поддержка санитарно-гигиенического состояния всех видов изделий;
– предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителя;
– развитие инновационных форм и методов стирки;
– принятие объективных решений при выборе поставщика услуг стирки во время закупок;
– подтверждение соответствия услуг стирки при сертификации;
Разработка стандарта предполагала соблюдение базовых принципов национальной системы стандартизации, основными из которых являются:
– достижение при разработке и принятии стандарта консенсуса всех заинтересованных сторон: исполнителей, потребителей услуг, научных организаций, предприятий индустрии чистоты и др.;
– использование международного опыта нормативного регулирования услуг чистоты;
– четкость и ясность в изложении положений стандарта.
Характеристика объекта стандартизации
Услуги по стирке являются результатом деятельности прачечных организаций, направленной на восстановление санитарно-гигиенических свойств с сохранением товарного вида швейных и трикотажных изделий, различающихся по виду, назначению и материалам, из которых они изготовлены. Услуги по стирке сопряжены с предоставлением услуг по отделке, обработке, которые рассматриваются как комплекс механических и химических воздействий на швейные и трикотажные изделия для придания им специальных характеристик. Стирка изделий осуществляется прачечными, оснащенными специализированным оборудованием и необходимым инструментом, материалами и препаратами. Услуги по стирке классифицируют по следующим признакам: технологическому; способу стирки; режимам стирки с учетом рода и цвета ткани изделий, типа изделий (населения или общественного сектора); методам и формам обслуживания; времени исполнения. При предоставлении услуг прачечных должны быть обеспечены требования электробезопасности, пожаробезопасности и выполняться санитарно-гигиенические требования. Данный вид услуг вносит не слишком значительный экономический вклад в бюджеты всех уровней управления отраслью, но, несмотря на это, его значение чрезвычайно важно при возникновении пандемии, природных катаклизмов. Это связано с тем, что работа прачечных напрямую влияет на санитарное благополучие любого региона и важна при чрезвычайных обстоятельствах. Внедрение стандарта будет содействовать решению комплекса проблем индустрии чистоты, характерных для рыночной экономики. Это: – повышение уровня безопасности жизни и здоровья клиентов; – обеспечение конкурентоспособности услуг стирки; – предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителя; – подтверждение соответствия услуг при сертификации и классификации организаций по категориям качества; – рациональное использование оборудования и различных материалов; – принятие объективных решений в конфликтных ситуациях и во время возникновения споров.
•ГОСТ Р 59403-2021 «Услуги профессиональной уборки, клининговые услуги. Экологическая уборка. Общие технические требования» разработан в соответствии с Программой национальной стандартизации Российской Федерации на 2019 год по ТК 346 «Бытовое обслуживание населения», шифр темы 1.9.346-1.006.19.
Цели и задачи разработки стандарта
Целью разработки настоящего национального стандарта стало установление общих технических требований к экологической уборке (услугам профессиональной уборки – клининговым услугам).
При разработке стандарта были решены следующие задачи:
– сформирован единый технический язык при предоставлении услуг экологической уборки, выполняемых профессиональными организациями;
– определены основные положения, требования и условия при предоставлении услуг экологической уборки;
– определены экологические требования к объектам недвижимости;
– определены экологические требования к инвентарю и оборудованию;
– определены требования к моющим и дезинфицирующим средствам, используемым при экологической уборке;
– выбраны и обоснованы критерии и требования к качеству экологической уборки;
Стандарт соответствует базовым принципам национальной системы стандартизации.
Внедрение стандарта будет содействовать решению проблем, связанных с экологическим благополучием, в первую очередь таких, как:
– повышение санитарно-гигиенического состояния помещений различных предприятий, организаций, а также жилых помещений;
– применение инновационных форм и методов уборки.
Характеристика объекта стандартизации
Объект стандартизации – экологическая уборка, рассматриваемая как один из элементов профессиональной уборки.
В настоящее время во всем мире значительное внимание уделяется решению экологических проблем. В России 2017 год прошел под знаком «года экологии». За последние два года в стране проведен целый ряд мероприятий, направленных на решение экологических проблем, приняты важные законы и постановления. В ряде городов страны реализуются проекты «Чистый город». В рамках этих проектов выполняются специальные программы, направленные на улучшение экологии городов. Данная инициатива поддержана многими регионами. Одной из важных сторон экологических программ можно считать пропаганду и внедрение метода «зеленой уборки» («green cleaning»). Общепризнано, что это представляет собой снижение нагрузки на окружающую среду с помощью «зеленых» технологий уборки. Уборка должна быть адаптирована к каждому помещению, каждому рабочему месту и способствовать заботе не только об окружающей среде, но и о здоровье каждого проживающего в доме или каждого работника. Экологическая уборка связана с выполнением разнообразных работ, некоторые из которых довольно просты, а многие требуют применения специального оборудования и технологий.
Основными составляющими экологического клининга являются:
– моющие средства, которые должны быть гипоаллергенными, не влиять на кожу и не выделять запахов, создаваемых отдушками искусственного происхождения;
– применение бумажных расходников (туалетной бумаги, салфеток и полотенец), изготовленных из вторсырья, способствующих сбережению «зеленых легких» планеты (то есть древесины);
– экологичность техники (энергосбережение, снижение выбросов СО2, водосбережение, низкий уровень шума, ограничение мощности техники и др.);
– роль персонала (соответствующая квалификация, постоянное обучение пользованию моющими средствами и управлению техникой, понимание ответственности каждого своей роли в создании здоровой, комфортной обстановки как для тех, кому оказываются услуги, так и для самих себя);
– экологическое обращение с отходами, возможность повторного использования и/или рециркуляции отходов;
– раздельный сбор ТБО.
Взаимосвязь стандарта с другими нормативными документами по стандартизации
Стандарт взаимодействует с:
– ГОСТ Р 51870–2014 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия».
– ГОСТ Р 57582–2017 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Система оценки качества организаций профессиональной уборки».
– ГОСТ Р 57595–2017 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Термины и определения».
– ГОСТ Р ИСО 14644-5—2005 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды». Часть 5. «Эксплуатация».
– ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности».
– ГОСТ 24869-98 «Промышленная чистота. Общие положения».
– ГОСТ Р 51109-97 «Промышленная чистота. Термины и определения».
– ГОСТ Р 51752-2001 «Чистота промышленная. Обеспечение и контроль при разработке, производстве и эксплуатации продукции.
Изменение № 1 ГОСТ 32670-2014 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия». Изменение подготовлено в соответствии с Программой разработки межгосударственных стандартов на 2019 год по ТК 346 «Бытовое обслуживание населения», шифр темы 1.0.346-2.010.19
Цели и задачи разработки изменения к стандарту
Целью внесения изменений в настоящий межгосударственный стандарт является актуализация и уточнение ряда положений документа, учитывающих практику его применения в различных государствах. Инициатором внесения изменений в стандарт выступила Республика Беларусь. Задачами внесения изменений стали:
– формирование единого технического языка при предоставлении услуг бань и душевых;
– уточнение основных положений и требований в области пожарной безопасности, электробезопасности и др.;
– уточнение требований к классификации по категориям качества.
Внесение изменений в межгосударственный стандарт предполагает соблюдение базовых принципов межгосударственной стандартизации, основными из которых являются:
– достижение при разработке и принятии стандарта консенсуса всех заинтересованных сторон: государств-участников межгосударственного сотрудничества, исполнителей, потребителей услуг, научных структур и др.;
– использование международного опыта нормативного регулирования в области предоставления услуг бань и душевых;
– четкость и ясность в изложении изменений к стандарту.
Внедрение изменений к стандарту будет содействовать решению ряда проблем, связанных с предоставлением услуг бань и душевых, таких как:
– поддержание пожарной безопасности и обеспечение санитарно-гигиенического состояния помещений;
– снижение числа жалоб и претензий со стороны потребителей услуг бань и душевых;
– внедрение инновационных форм и методов обслуживания потребителей;
– принятие объективных решений в конфликтных ситуациях и во время возникновения споров.
Характеристика объекта стандартизации и обоснование целесообразности разработки
Объект стандартизации – услуги бань и душевых, предоставляемые на территории государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Киргизия, Россия и Таджикистан. Эти услуги могут быть оказаны как государственными организациями, так и представителям бизнес-сообществ, и требуют применения специальных знаний при обращении с высокими температурами пара, воды, требуют знаний в области техники, санитарной обработки помещений, применении моющих средств. Услуги бань и душевых носят ярко выраженный социальный характер, поскольку направлены на поддержание санитарно-гигиенического состояния населения. В сложных жизненных ситуациях (эпидемия, пожары и др.) они выполняют государственную функцию по сохранению безопасности страны. Наряду с решением вопросов поддержания чистоты тела, услуги бань и душевых в настоящее время служат также средством для рекреации и отдыха. При предоставлении данного вида услуг должны быть обеспечены требования к качеству и безопасности помещений, оборудованию, применяемой технологии и квалификации исполнителей. Ключевым инструментом в обеспечении качества и безопасности услуг бань и душевых в отсутствии технического регламента Евразийского союза на безопасность услуг является межгосударственный стандарт. Данный стандарт действует достаточно продолжительное время – более пяти лет, поэтому внесение в него изменений, отражающих современное состояние техники и технологий, а также отражающих требования действующих документов по стандартизации, является важным и актуальным.
При разработке изменений к стандарту использованы предложения Госстандарта Республики Беларусь, а также правовые и нормативные документы, действующие в сфере услуг бань и душевых, материалы научно-практических конференций, проводимых научными, образовательными организациями и профессиональными объединениями предпринимателей.
Перечень исходных документов
При разработке проекта изменений к стандарту использованы следующие документы:
– ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены».
– ГОСТ 1.5 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».
Что дает внедрение современных стандартов в индустрии чистоты
Внедрение новых стандартов в индустрии чистоты будет содействовать решению ряда проблем, характерных для рыночной экономики, таких как:
– повышение уровня безопасности жизни и здоровья потребителей;
– обеспечение конкурентоспособности услуг индустрии чистоты на отечественном и зарубежном рынках;
– повышение престижа отечественной индустрии чистоты на международном рынке услуг;
– подтверждение соответствия услуг при сертификации и классификации предприятий индустрии чистоты по категориям качества;
– рациональное использование препаратов и различных материалов;
– возможность применения импортозамещения в индустрии чистоты;
– обеспечение совместимости и взаимозаменяемости при использовании инструментов и технических средств.
Разработка стандартов осуществлялась по требованиям
– ГОСТ Р 1.2 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены».
– ГОСТ Р 1.5 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».
– ГОСТ Р 1.7 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов».
– ГОСТ Р 1.16 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмен».
Стандарты соответствуют:
– Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 г. № 2300-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
– Федеральному закону Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
– Федеральному закону Российской Федерации от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями и дополнениями).
– ГОСТ Р 1.2–2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены».
– Правилам бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.20 года N1514.
– Распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 г. № 2496-р Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
Стандарты станут основой при принятии объективных решений в конфликтных ситуациях во время возникновения споров между предприятиями индустрии чистоты и потребителями услуг. Так, например, МИЦ "Известия" (5 канал, программа "Известия" (новости) обратились к разработчикам стандарта на услуги по стирке с просьбой предоставить подтверждение или опровержение того, что новый ГОСТ Р разрешает сохранение пятен, потертостей и др. дефектов – то есть содержит заниженные требования к качеству услуг. Разработчики подготовили аргументированный ответ такого содержания: научно обоснована невозможность восстановить при стирке прежний вид полностью изношенного изделия, подвергшегося необратимым процессам износа и старения.
Содержание новых стандартов, помимо работы в качестве арбитра в спорах между исполнителями и потребителями, послужит базой при разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификаций в индустрии чистоты, разработке обучающих программ. Кроме того, можно утверждать, что стандарты будут драйвером для развития инновационной деятельности в индустрии чистоты.
Стандарты предполагается применять на территории РФ предприятиями индустрии чистоты, ассоциациями, образовательными учреждениями, центрами дополнительного образования, центрами оценки квалификаций, органами по сертификации и классификации, производителями оборудования, инструментов и другими предприятиями, связанными с предоставлением услуг чистоты.
Татьяна Зворыкина
Независимый эксперт журнала «Мир клининга»
*Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 19-010-00422-21.