1
Comac

Страховые взносы контролирует ФНС

Автор: Елена КОЛОМОЕЦ,
канд. юр. наук, старший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА),
Журнал Cleaning №2, 2017 год

Весь этот год не утихают дебаты относительно передачи страховых взносов в ведение налоговых органов. Если последние торжествуют, то многих работодателей это приводит в полный ужас. Попробуем разобраться, стоит ли опасаться новых изменений и так ли страшен черт, как его малюют...

Для налоговых инспекций передача страховых взносов под их контроль была ожидаема еще с момента отмены единого социального налога (ЕСН) в 2010 году. Это был обычный обязательный налоговый платеж, который курировали налоговики. В это же время ему на смену пришли разделенные по отдельным государственным социальным фондам страховые взносы, регулируемые отдельным Федеральным законом №212-ФЗ. Далее предлагалось вместо страховых взносов ввести единый социальный страховой сбор (ЕССС), но эта инициатива так и осталось не реализована.

1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», который дополнил Налоговый кодекс РФ (НК РФ) новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и новой главой 34 «Страховые взносы». С этого момента контроль за исчислением и уплатой страховых взносов перешел в ведение Федеральной налоговой службы (ФНС). Одновременно с вступлением в силу 243-ФЗ утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», однако большинство положений данного ФЗ нашли отражение в новой главе НК РФ; помимо этого, инспекторы ФНС руководствуются разъяснениями, данными в письмах Минфина России. Разъяснения, данные до 2017 года Минтрудом, ПФР, ФСС и Минздравсоцразвития, можно применять в части, не противоречащей НК РФ.

Изменения коснулись также Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Однако следует учитывать, что в отношении данных законов не будут применяться нормы Налогового кодекса РФ (то есть взносы по «травмам» продолжит вести Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), а Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) – ежемесячную персонифицированную отчетность).

В новой редакции НК РФ страховые взносы не отнесены к налоговым платежам общегосударственного, регионального или местного уровня, они выведены в отдельный обязательный платеж, закрепленный в разделе 11 НК РФ, а их понятие,закреплено в статье 8 НК РФ. Так, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Иными словами, ФНС становится органом контроля по уплате страховых взносов на:

  • обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • обязательное социальное страхование (ОСС);
  • обязательное медицинское страхование (ОМС).

Исключение составляет ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которое сохраняется за ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые продолжают администрироваться ФСС РФ.

Налоговые органы принимают и проверяют отчетность начиная с расчета по страховым взносам за I квартал 2017 года; за предшествующие периоды проводить проверки продолжают органы ПФР и ФСС. Однако ФНС вправе взыскивать недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС. Несмотря на то что почти все платежи по страховым взносам направляются в ФНС, размер каждой выплаты будет различаться в зависимости от вида страхования.

На период 2017-2018 годов включительно установлен тариф страховых взносов в размере 30% (22% на обязательное пенсионное страхование, 2,9% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и 5,1% на обязательное медицинское страхование). База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет предельную величину, после которой страховые взносы не взимаются. Исключение – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые облагаются страховыми взносами в размере 10% сверх вышеупомянутой величины. После завершения действия вышеупомянутого тарифа (30% + 10%) плательщики перейдут на оплату по основному тарифу страховых взносов 34% (26% в ОПС; 2,9% на ОСС; 5,1% на ОМС).

Установлены единая форма расчета по взносам и срок ее сдачи в налоговые органы.

Новая форма утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 №ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме» (зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 №44141). Данный ежеквартальный отчет подается в налоговый орган не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим годом или отчетным периодом, на основании пункта 7 статьи 431 НК РФ.

За нарушение срока сдачи расчета инспекторы будут штрафовать по статье 119 НК РФ на 5% от невыплаченной суммы за каждый месяц, при этом минимальный штраф составит 1000 рублей, а максимум – 30% этой суммы. Непредоставление плательщиком страховых взносов в установленный срок в налоговые органы документов и (или) сведений о сборах влечет на основании части 1 статьи 126 НК РФ взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Также интерес вызывают статьи 120 и 122 НК РФ, которые предусматривают ответственность за грубое нарушение правил учета базы для исчисления страховых взносов и неуплату или неполную уплата сумм страховых взносов соответственно. Так, занижение налогооблагаемой базы для начисления взносов на страхование грозит наказанием в виде штрафа – 20% от невыплаченной суммы взносов, но не свыше 40 тыс. рублей. При неполной уплате и неуплате взносов вовсе, которые произошли по причине занижения налоговой базы для их исчисления, а также при некорректном исчисление сумм и иных ошибочных действиях либо бездействии страхователя налоговая служба вправе начислить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов на страхование. Если же страхователь решит умышленно не платить взносы или оплатить их частично, штрафные санкции будут увеличены до 40% от суммы неуплаченных взносов.

Для ФСС также утверждена новая форма отчетности 4-ФСС на основании Приказа ФСС РФ от 26.09.2016 №381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения» (зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2016 №44045). При этом расчет по форме 4-ФСС подается только в части взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний начиная с отчетности за I квартал 2017 года. Виды правонарушений и санкций по данной отчетности остаются прежними, как и раньше, за некоторым исключением. Так, подача отчетности в данный фонд на бумажном носителе вместо обязательной электронной формы грозит страхователю штрафом в размере 200 рублей за несоблюдение порядка представления отчетности по взносам на основании статьи 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ.

Помимо этого, необходимо подавать отчетность в отделения ПФР, в ведении которых остались назначения и выплаты пенсий, контроль за достоверностью сведений по стажу, при этом контроль по сведениям о заработке перешел в ФНС. В частности, в ПФР подаются сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М, которая представляется по новым правилам в срок не позднее 15-го числа следующего месяца, а не 10 числа, как ранее, и новый отчет о стаже каждого работника формы СЗВ-СТАЖ вместе с формой ОДВ-1 (утвержденных Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 №3п), которую юридические лица впервые должны будут подать в территориальный орган ПФР не позднее 1 марта 2018 года, отчитываясь за 2017 год.

Обратите внимание, что за нарушение сроков предусмотрен штраф в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо, а если страхователь нарушил норму о подаче сведений персонифицированного учета в электронном виде, то данное нарушение повлечет наложение штрафа в размере 1000 руб. При этом срок давности для привлечения к ответственности органами ПФР за правонарушение в сфере персонифицированного учета составляет 3 года (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).

В целом переход контроля за начислением страховых взносов в ведение налоговых органов может стать логичным возвращением на круги своя, что позволит системе учета налогов и сборов функционировать четко и слаженно. Проводя контроль за правильностью расчета и уплаты страховых взносов по правилам налоговых проверок, инспекторы смогут сразу проверить и налоги, и страховые взносы и при необходимости доначислить последние, если отчисления по ним будут меньше НДФЛ. Однако для части работодателей, у которых будут выявлены даже незначительные расхождения в начислениях, это может стать непосильной ношей, особенно с учетом широты применяемых санкций, вплоть до блокировки средств на расчетном счете.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO