1
Comac

Таможенный союз: изменения законодательства

Автор: Валентина ИОНИЧЕВА,
старший специалист по методологии таможенного оформления компании «Национальный таможенный брокер».
Журнал Cleaning №5, 2010 год

В последние годы в период экономической интеграции, выразившейся в расширении таможенных границ и формировании Единого экономического пространства, импортерам приходится учитывать изменения таможенного законодательства при планировании и реализации внешнеторговых сделок. Остановимся на основных этапах формирования таможенного союза и Единого экономического пространства, вызвавших существенные изменения в деятельности как таможенных органов, так и участников внешнеторговых операций.

1 января 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф России, Белоруссии и Казахстана. Единый таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС). Изменения, связанные с вступлением в силу ТК ТС, оказывают непосредственное влияние на работу предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность, в том числе импорт различного рода оборудования и техники.

В первую очередь законодательством таможенного союза предусмотрены положения, позволяющие упростить и ускорить осуществление таможенных операций, которые выразились в следующем:

  • выпуск товаров теперь осуществляется не позднее одного рабочего дня за днем регистрации таможенной декларации (п. 1 ст. 196 ТК ТС);
  • ТК ТС предусматривает упрощение процедуры перемещения товаров внутри Таможенного союза – в пределах единой таможенной территории не взимаются таможенные пошлины и не требуются разрешительные документы;
  • выгодным для импортеров является утверждение единых для государств – участников таможенного союза форм разрешительных документов (сертификатов соответствия, свидетельств о регистрации, деклараций о соответствии);
  • ТК ТС вводит положительную норму для товаров, ввезенных, например, в качестве вклада в уставный капитал. По истечении пяти лет со дня условного выпуска таких товаров у импортера прекращается обязанность по уплате таможенных платежей. Однако срок в пять лет исчисляется только с 1 июля 2010 года (ст. 200, 210, 211 ТК ТС).

Институт уполномоченного экономического оператора

ТК ТС вводит институт уполномоченного экономического оператора (УЭО) (ст. 38 ТК ТС). Включение в реестр УЭО сопряжено с выполнением ряда требований таможенных органов, в том числе с предоставлением в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную 1 млн. евро. Статус УОЭ позволяет импортеру пользоваться специальными упрощениями (ст. 39 ТК ТС), в том числе получать импортируемые товары непосредственно на свой склад, без представления таможенным органам. Аналог института УЭО является неполным аналогом института уполномоченного грузополучателя в странах Европейского союза, в нашей стране пока нет практики применения данных нововведений.

Определение таможенной стоимости

Важными и актуальными на сегодняшний день являются вопросы определения и контроля таможенной стоимости. В соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25 января 2008 года в таможенную стоимость подлежат включению расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на таможенную границу таможенного союза. Данное нововведение позволяет сократить расходы импортеров по уплате таможенных платежей, размер которых напрямую зависит от величины таможенной стоимости.

Особо внимательно нужно относиться к вопросу корректировки таможенной стоимости. По новым правилам, в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска в срок, не превышающий срока выпуска товаров, декларант должен осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить доначисленные таможенные пошлины и налоги. В противном случае таможенный орган откажет в выпуске товаров (п. 2 ст. 68 ТК ТС). При этом для таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости таможенным законодательством установлены более четкие требования: необходимость корректировки таможенной стоимости таможенный орган должен обосновать.

Таможенные платежи

В условиях таможенного союза существенно усложнилась система правового регулирования института таможенных платежей. Ввозные таможенные пошлины подлежат распределению между бюджетами государств – членов союза, их уплата должна производиться на отдельный счет. По одной таможенной декларации плательщику требуется оформлять два платежных поручения на уплату таможенных платежей – одно на уплату ввозных таможенных пошлин, другое – на уплату НДС и акцизов, что неудобно для импортеров.

Статьей 42 ТК ТС предусмотрена возможность подачи предварительной информации о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу. Активное внедрение в таможенную практику электронного декларирования и предварительного информирования посредством сети Интернет существенно сокращает время доставки импортных грузов благодаря ускорению совершения таможенных операций. В частности, использование процедуры предварительного информирования нередко позволяет избежать задержек в пунктах пропуска через таможенную границу; кроме того, предварительная информация используется для заполнения транзитной декларации, а также декларации на товары.

Несмотря на упрощения, предусмотренные новым таможенным законодательством, следует помнить о том, что ТК ТС увеличены сроки таможенного контроля после выпуска товаров до трех лет (ст. 99 ТК ТС). Это означает, что в течение трех лет после выпуска товаров таможенный орган вправе осуществить, например, таможенную проверку достоверности сведений, заявленных в декларации на товары; ранее этот срок составлял 1 год.

Изменения с 2011 года

Основная проблема для участников внешнеторговой деятельности заключается в том, что ТК ТС и соглашения Комиссии таможенного союза содержат большое количество отсылочных норм к национальным законодательствам государств-участников. До недавнего времени участникам таможенных правоотношений приходилось руководствоваться одновременно нормами Таможенного кодекса таможенного союза и Таможенного кодекса РФ, зачастую противоречащими друг другу. Вступление в силу Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании», который приводит национальное законодательство в соответствие с положениями ТК ТС, решает данную проблему. Закон определяет основные принципы перемещения товаров в РФ при их ввозе (вывозе), перевозке по территории РФ под таможенным контролем; правила определения страны происхождения товара, порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования таможенного союза.

Кроме того, с 1 января 2011 года вступает в силу пакет документов, регулирующих порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости, утвержденный Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 №376.

С 1 января 2011 года вступает в силу Решение Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 №289, которым утверждены Инструкция о порядке заполнения транзитной декларации, а также форма ее заполнения.

В конце декабря 2010 года вступает в силу Решение Комиссии таможенного союза от 14.10.2010 №421, которым утверждены структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары, а также Решение Комиссии таможенного союза от 18.11.2010 №450 «О структурах и форматах электронных копий декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей». Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 №257 предусмотрена разработка Инструкции о порядке представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа.

Завершение формирования ЕЭП

Следующим важнейшим этапом экономической интеграции должно стать завершение формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). В соответствии с Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010–1011 годы, утвержденным Решением Межгосударственного совета ЕвроАзЭс от 19.12.09 №35, первый пакет соглашений, касающихся экономической политики, свободы движения капитала, валютной политики, энергетики, транспорта и связи, свободы передвижения рабочей силы, технического регулирования, будет введен в действие 1 июля 2011 года, второй пакет – до 1 января 2012 года. Согласно указанному плану, утвержденному высшим органом таможенного союза, формирование ЕЭП должно быть завершено до 1 января 2012 года.

Экономическая интеграция оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики России, предполагает рост взаимной торговли, а следовательно, и ВВП. Одним из факторов успеха является эффективное взаимодействие государства и бизнеса по вопросам реализации положений нового таможенного законодательства.

Несомненно, быстро меняющееся таможенное законодательство, большое количество вступающих в силу законодательных и подзаконных актов вызывают временные трудности у импортеров. В этой связи таможенным законодательством предусмотрена возможность обращаться за консультацией к таможенным органам (ст. 11 ТК ТС), а также к профессиональным участникам рынка таможенных услуг, в том числе к таможенным представителям (таможенным брокерам), получившим свидетельство о включении в реестр таможенных представителей, имеющим в своем штате высококвалифицированных специалистов, постоянно осуществляющих мониторинг таможенного законодательства.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO