1

3
5
4
6
9
10
2
дударь
Тендерная «угадайка» с секретом

Автор: Ангелина ДОРОЖКИНА, журнал «Клининг».
Журнал Cleaning №3, 2015 год

Многие клининговые компании не раз сталкивались с ситуацией, когда приходится тратить огромное количество времени и сил, чтобы разгадать в тендерной документации зашифрованные химические средства. Чтобы подобрать препараты, указанные в техзадании, или их аналоги, порой надо обладать недюжинными знаниями химии, рынка моющих средств, а также просто человеческой смекалкой. Либо просто иметь много денег.

Хочу сразу же оговориться: весь материал, использованный для этой публикации, получен в частных беседах с разными участниками клинингового рынка и может отражать их частное мнение и предвзятое отношение. Как говорится, все персонажи являются вымышленными и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно. Тогда зачем же публиковать якобы неподтвержденные слухи? Ответ один: достали уже с этими тендерами!!! Раз от раза претенденты на сладкий кусок клинингового пирога получают тендерную документацию с техзаданием, где скрупулезно перечислены свойства и характеристики моющих и ухаживающих средств. Задача теперь – угадать, какие именно средства имел в виду заказчик либо подобрать аналогичные по действию и характеристикам. Такие таблицы в техзаданиях с чьей-то легкой руки стали называть «угадайками». В каждой позиции таблиц подробно прописаны точные характеристики, причем такие, что подобрать по ним аналоги просто нереально. Например: полные химические названия действующих веществ (например, ПАВ) с указанием концентрации, рН, плотности до третьего знака после запятой, цвета, запаха, точки воспламенения, расхода пятилитровой канистры на определенную площадь и многие другие характеристики, выуженные из паспортов качества, паспортов безопасности и прочих документов, которые большинство производителей не размещают в Интернете.

Таблица расходных материалов содержит порой под сотню позиций, причем все зашифрованы так, что, забивая в строку поисковика предлагаемое заказчиком описание препарата, практически никогда не получишь в результатах поиска искомое средство. Это ж надо было так постараться, чтобы подобрать самые косые формулировки! Похоже, что ребята проделали долгую, терпеливую и трудоемкую работу по зашифровке химических средств. Для чего это делается? Ответ лежит на поверхности: организация, объявляющая тендер, очень не хочет, чтобы конкурс выиграл кто-то другой, помимо его аффилированной компании. Откуда берется такая «родная» компания, тоже секрет Полишинеля: либо эта организация принадлежит кому-то из руководства заказчика или его близкому родственнику (несем деньги в семью!), либо участники тупо занеслись с круглой суммой кому-то из руководства. Иногда в тендере участвуют вообще только «свои», причем они оказываются протеже разных начальников – организаторов тендера, «протягивающих» каждый своего участника.

Плохо знаешь химию – плати

Что удивительно, заполнение «угадайки» уже стало в России самостоятельным видом бизнеса! За скромное, с точки зрения организаторов конкурса, вознаграждение участнику предоставляется уже заполненная таблица с наименованием препаратов, производителей, подробным описанием химических средств и всеми запрашиваемыми характеристиками. Стоит это удовольствие порядка сорока тысяч рублей плюс-минус десять тысяч в зависимости от суммы тендерного предложения. Что этот метод работает, я недавно убедилась в разговоре с сотрудником одной из клининговых компаний, ломавшего голову над очередной «угадайкой». На мой вопрос, как ему удается уложиться в сжатые сроки подготовки документов, он весело заметил: «Нам еще заказчик поможет таблицу дозаполнить».

Самостоятельное заполнение таблиц требует не только затраты значительного времени и усилий, но и хорошего знания химии, а также рынка профессиональной и бытовой химии, как отечественной, так и зарубежной. Однако зачастую даже опыт, специальная подготовка и наличие, казалось бы, достаточного количества времени не приводит к успеху. Случайно оказывается так (а я в повторяющиеся случайности не верю!), что искомое описание вообще отсутствует во Всемирной паутине. Один мой знакомый поделился своей историей: все поисковики выдали ему одну-единственную ссылку с описанием искомого средства. Оказалось, что именно эта страница не существует (как раз перед началом тендера почему-то закончился срок оплаты домена). Впрочем, удалось даже из такой, казалось бы, тупиковой ситуации найти выход: из своего кармана заплатить интернет-компании за кратковременное восстановление содержания сайта (существует и такая услуга) и скачать искомое описание «уникального» препарата, его численные характеристики, производителя и т.п. Он надеется, что конкуренты этого сделать за его счет не успели.

Пожалуй, самым распространенным способом сбить со следа соискателей конкурса является искажение назначения средства и опять-таки «случайные» ошибки в химических названиях его действующих веществ. Приведу несколько примеров. Разработчики тендерной документации включили отдельным пунктом «Средство для очистки тумб». Попробуйте на досуге отыскать что-либо подобное в Интернете. А как вам нравится «Полимерное покрытие для мытья плитки»? Это же новое слово в клининге! Если кому-то известно такое средство, просьба срочно сообщить в редакцию журнала, чтобы просветить весь клининговый рынок.

Хорошо знаешь химию – все равно плати

В описаниях состава средств тоже бывает немало перлов. Вот, например, средство для чистки оконных блоков предлагается с такой формулировкой: «Состав должен быть: вода, краситель, отдушка, антистатик. Не должен содержать аммиак». И точка. Химики мне подскажут, что средство с таким составом сгодится разве что для ополаскивания ног после мытья, но никак не для чистки стекол. Иногда случаются просто анекдотические случаи. К примеру, для отмывки зеркал, хрусталя и светильников на объекте федерального значения предлагается применять препарат, в состав которого входит водный раствор пропилата натрия. Из школьного учебника по химии известно, что алкоголяты щелочных металлов, к коим относится упомянутое соединение, получают в абсолютно обезвоженной среде, а в присутствии воды алкоголяты мгновенно реагируют с ней (реакция гидролиза), причем часто со взрывом. Более того, это же средство для хрусталя содержит метилизопропинилциклогексен. Если попытаться нарисовать формулу этого соединения, получится пятивалентный углерод, а его в природе не существует. Несколько участников тендера обратились к устроителям с требованием разъяснения по поводу такого необычного по составу и сказочного с научной точки зрения средства – мол, не существует средств с таким набором химических ингредиентов, просим внести изменения в тендерную документацию. Наивные! Они получили от организаторов ответ следующего содержания (не могу не процитировать): «По существу запроса сообщаем следующее: наличие средства... с набором химических ингредиентов подтверждено коммерческими предложениями компаний, оказывающих услуги по уборке. Средство с таким химическим составом было успешно апробировано при мытье от самых простых до самых сложных люстр, светильников и бра, а также зеркал и используется в настоящее время». Это ж надо – и объект, находящийся под охраной ЮНЕСКО, до сих пор не взлетел на воздух, и создатели уникального средства не получили Нобелевскую премию по химии, а некие компании, оказывающие руководству некие услуги, в том числе по уборке, апробировали и используют такое средство, вот ведь парадокс!

98-ФЗ и 44-ФЗ о небесно-голубом цвете

Думаю, игроки клинингового рынка сами не раз сталкивались с такого рода проблемами и сами могут привести множество примеров заведомо ложных и просто безграмотных формулировок в составах и описаниях химических средств в тендерной документации. Возникает вопрос: неужели для мытья унитаза нужно средство с показателем рН ровно 1,0? Разве с рН = 0,5 или 1,5 средство будет как-то принципиально по-другому работать? Или вот средство для мытья пола с «цветочным пряным ароматом». Что, этот параметр прямо влияет на моющую способность? А как вам нравится моющее средство для керамической плитки с плотностью, равной именно 1,086 г/см3? Неужели только препарат с такой и никакой другой плотностью справится с грязью? А концентрат «небесно-голубого цвета» наверняка лучше других оттенков будет работать в поломоечной машине. Такие «излишества», крайне затрудняющие процесс подборки химических средств, появились еще в 98-ФЗ и спокойно перекочевали в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон запрещает прямо указывать организатору название химического моющего, чистящего или ухаживающего средства, но при этом позволяет на деле с помощью излишне подробных характеристик реально отсекать лишние с его точки зрения средства. Теперь осталось только хорошенько зашифровать имеющееся средство и формально по закону отклонять предложения тех компаний, у которых показатели соответствия, используемые для определения соответствия товара потребностям, не сошлись в точности с теми, которые прописаны в техзадании (например, плотность отличается на одну тысячную).

Чтобы в будущем такие, с моей точки зрения, неправомерные акции не проходили, мне кажется, следует на законодательном уровне предпринять следующие шаги:

  1. Запретить в тендерной документации указание точных цифровых характеристик средств, ограничиваясь лишь словами «кислотное», «нейтральное» и «щелочное», а также общим назначением (для очистки стекол, удаления пятен, мытья водостойкого пола, чистки ковра и т.д.). Следует также указать метод чистки (ручная мойка, механизированная, пенная чистка и т.п.). Запретить публиковать точный химический состав средств. Ориентироваться следует на новый ГОСТ Р 51870– 2014.
  2. Если пункт 1 не пройдет, обязать авторов тендерной документации гарантировать присутствие всех запрашиваемых характеристик в открытых бесплатных электронных СМИ (Интернете). Отсутствие таких данных должно безусловно служить поводом внесения изменений в тендерную документацию.
  3. Присвоить указанным в тендерной документации характеристикам не обязательный характер, напрямую влияющий на отсечение неугодных компаний, а лишь рекомендательный. Обязать принимать к участию в конкурсе средства, имеющие сходные свойства, а не точно совпадающие по всем характеристикам.

Это позволит подбирать аналогичные по действию моющие средства, причем аналоги зачастую оказываются и эффективнее, и бюджетнее своих прототипов. Таким образом, принятие решений и определение победителей тендеров станет более честным и прозрачным.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction