Автор: Елена ГОЛЫШЕВА,
директор департамента технического и технологического аудита ЗАО «Креон».
Журнал Cleaning №1, 2007 год
На товары бытовой химии всегда есть спрос, будь то препараты для домашнего хозяйства или для промышленных предприятий, жилищно-коммунальной сферы, транспорта. Но рекорд популярности бьют, конечно, синтетические моющие средства (СМС). Это самая широкая группа средств бытовой химии.
Моющие средства для технических целей входят в группу СМС (товарная композиция) и вместе с тем составляют подгруппу, объединяющую специализированные концентрированные моющие составы, используемые на предприятиях пищевой и легкой промышленности, в агропромышленном секторе, в машиностроении, на транспорте. Объем СМС в 2006 г., по нашей оценке, составил 823 тыс. тонн, а на долю специализированных препаратов промышленного назначения в суммарном производстве СМС (по товарной композиции) приходится не более 2,0%. Производство СМС технического назначения растет более сдержанными темпами, чем выпуск бытовых средств (рис. 1).
Рис.1
Несмотря на это, российский рынок технических моющих средств уверенно расширяется и в целом за период 2003– 2006 гг. увеличился в 1,5 раза. В 2006 г. производство технических СМС выросло на 4,8% по сравнению с уровнем предыдущего года, а потребление – на 10,2%. Динамика развития российского рынка промышленных СМС за последние четыре года представлена в таблице 1.
Табл.1
Кто нас снабжает моющими средствами?
Как свидетельствует статистика, внутренний спрос покрывался в значительной степени за счет импортных препаратов, доля которых в суммарном потреблении выросла с 40,2% в 2003 г. до 51,3% в 2006 г. Экспортная составляющая производства незначительна.
Что же касается географии импорта, то она представлена достаточно широко – более 25 стран. Постоянными партнерами традиционно выступают Германия (25,8% от общего объема импортных закупок в 2006 г.) и Дания (23,9%). Географическая структура импорта технических СМС в 2006 г. показана на рис. 2.
Рис.2
Пищевая промышленность потребляет СМС тоннами
А кто покупает технические моющие средства? Не только непосредственно потребители, но и посреднические, торговые фирмы. При этом объемы закупок неравнозначны: от нескольких килограммов до тысячи тонн. Наиболее крупнотоннажные потребители технических СМС – предприятия мясной, молочной и пивоваренной промышленности, на долю которых приходится почти половина от общего объема потребления препаратов.
Производство СМС: перестройка!
Российский рынок производства технических моющих средств переживает серьезные структурные изменения. Сокращается не только производство, но и применение традиционных препаратов. Практически ушли с рынка некогда крупнейшие производители технических моющих средств – Волгодонский и Шебекинский химические заводы, Тулгорхим. С другой стороны, появляются качественно новые препараты, способные удовлетворить самые жесткие требования потребителей.
Среди отечественных производителей крупным поставщиком на внутренний рынок сейчас является ООО «Экохиммаш», Костромская область (около 18% суммарного потребления). «Мир чистоты» дает 8%, НПФ «Химитек» – 4%, это Санкт-Петербург. Продукция компании Эколаб АПС занимает 12% российского рынка, «Джонсон Дайверси» – 8%, «Сопура Хеми» – 5%, «Делаваль» – 4%, ЗАО «Лизоформ» – 3%. На долю прочих многочисленных фирм-импортеров приходится 19% рынка. Как распределяются позиции основных игроков на российском рынке технических средств, можно видеть на рис. 3.
Рис.3
Растущий спрос на технические моющие средства наблюдается в сегменте профессионального клининга – перспективного направления бизнеса в России. Кроме того, специалисты прогнозируют, что активное строительство объектов досуга, гостиничного и ресторанного хозяйства также будет способствовать расширению сферы применения профессиональных моющих средств на российском рынке и откроет большие возможности для производителей технических моющих средств.