Автор: Наталия БАТОВА,
генеральный директор группы компаний Idalika,
Журнал Cleaning №5, 2015 год
Девиз первого аэроэкспресса, запущенного до аэропорта Домодедово, был: «Летайте с Павелецкого вокзала». Теперь поезда «Аэроэкспресс» прочно ассоциируются с любым из аэропортов Москвы. Это не только узнаваемый бренд, символ удобства, но и гарантия качества и комфорта, поэтому для многих миллионов людей деловая поездка, путешествие, отдых для всей семьи начинается именно с поездов «Аэроэкспресс», а значит, здесь все должно быть на самом высоком уровне, что возможно только при четкой и профессиональной деятельности всех причастных служб.
Поддержание постоянной чистоты и стабильного уровня качества – очень трудоемкая и напряженная работа. С одной стороны, поезда «Аэроэкспресс» с точки зрения нормативных документов должны соответствовать:
- требованиям по подготовке в рейс и содержанию в пути следования моторвагонного подвижного состава (МВПС) пригородного сообщения;
- санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;
- санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2.5.1198-03;
а с другой стороны, нужно учитывать и существенные отличия аэроэкспрессов от привычных пригородных поездов:
- высококачественные лакокрасочные покрытия;
- специализированные напольные покрытия;
- качественные отделочные материалы;
- уровень исполнения сидений;
- наличие вагонов бизнес-класса;
- наличие туалетных кабин;
- продажа и употребление в вагонах еды и напитков.
По этой причине объем работ по уборке аэроэкспрессов значительно превосходит требования существующей нормативной документации, а персонал, участвующий в технологическом процессе, должен иметь не только глубокие знания и прочные навыки процесса уборки, быть дисциплинированным, но и досконально знать правила использования и применения моющих средств, так как цена ошибки – испорченные вагоны, что абсолютно недопустимо. Соответствующую подготовку линейного персонала проводят технологи компании.
Суть процесса содержания вагонов в соответствующем состоянии – это сухая и влажная уборки.
В пассажирских салонах скоростных электропоездов уборка в полном объеме проводится как в период подготовки в рейс, так и в пути следования поездов. Она заключается, помимо прочего, и в оперативном пополнении туалетных комнат туалетными принадлежностями.
Бригады работают в девяти стационарных точках: на трех вокзалах (точки отправления), в трех аэропортах (точки назначения) и трех депо. При необходимости электропоезда могут сопровождаться работниками для устранения выявленных замечаний. Количественный состав бригад зависит от количества вагонов, которое варьируется от шести до одиннадцати в зависимости от времени суток. Особо отметим, что все применяемые моющие и дезинфицирующие средства являются ph-нейтральными, что гарантирует их безопасность для любых внешних и внутренних поверхностей. Использование агрессивных химических средств недопустимо, так как может привести к серьезному ущербу.
Подготовительный этап
- формирование и обучение бригад: все услуги по внутренней уборке, обработке и наружной обмывке вагонов выполняются бригадами мойщиков-уборщиков с помощью инвентаря, имеющего как общепринятую цветовую кодировку, так и маркировку «для мусора», «для туалетов», «для сидений», «для пола», профессиональных моющих средств, дезинфицирующих растворов. Личная безопасность работников обеспечивается использованием кожных антисептиков. Кроме того, для уборки вагонов электропоездов необходимо дополнительно иметь моющие пылесосы и другое специальное оборудование. Оказание услуг осуществляется персоналом, прошедшим соответствующее обучение и инструктаж по вопросам проведения и требуемого качества услуг, применения моющих и дезинфицирующих средств, техники безопасности, иных установленных санитарных норм и правил.
- Проведение инструктажей: при оказании услуг на подвижном составе работники обязаны знать требования инструкции по охране труда для мойщика-уборщика подвижного состава, занятого наружной обмывкой кузовов и внутренней уборкой помещений пассажирских вагонов, утвержденной ОАО «РЖД» 08.06.2007 г. распоряжением No 1081р, требований правил поведения и внутреннего распорядка, действующих на территории заказчика, а также установленных правил техники безопасности и пожарной безопасности. Инструктаж проводится ответственными за технику безопасности заказчика.
- Согласование объема и времени уборочных работ: количество и вид уборок согласовывается на основании графиков движения (маршрутов) поездов и ремонта электропоездов. Ежесуточно информация о количестве электропоездов, их номерах, составности по направлениям уточняется в диспетчерском центре.
Проведение работ
Уборка салонов и туалетных комнат аэропоездов производится на техническом обслуживании (ТО-1, -2, -3) и текущем ремонте (ТР-1, -2, -3) (табл. 1).
Таблица 1. Содержание работ по уборке аэроэкспрессов.
Из локомотивного депо моторвагонные поезда должны подаваться с проведенной внутривагонной уборкой, наружной обмывкой (в весеннее-летний период), с заправленными водой питьевого качества резервуарами и полным комплектом туалетных принадлежностей в туалетных помещениях.
Внешняя уборка проводится в два этапа: сначала состав проходит через стационарные моющие установки, а затем уже проходит окончательную чистку, осуществляемую бригадами клинеров. Полный комплекс такой доработки выполняется вручную. Лобовые стекла поезда требуется полировать с помощью специальной пасты.
Особо отметим очистку крыш. Эта процедура относится к опасным работам, поскольку связана с высоким электрическим напряжением, поэтому бригада, выполняющая эти работы, проходит у заказчика специальное обучение и получает соответствующий допуск. Кроме того, перед каждой операцией работники проходят дополнительный инструктаж, что фиксируется в специальных журналах учета.
О выполненных по графику уборках и мойке вагонов, а также пополнении туалетными принадлежностями делается запись в специальном журнале.
Исходя из конструктивных особенностей электропоездов дополнительно должны оказываться услуги по сухой и влажной уборке (табл. 2, 3).
Таблица 2. Перечень услуг по выполнению сухой уборки при стоянке поезда до 25 мин.
Таблица 3. Перечень услуг по выполнению сухой и влажной уборки электропоезда в период отстоя не менее 1 ч.
В заключение еще раз подчеркнем, что все службы, отвечающие за уборку пассажирского железнодорожного транспорта, должны всегда помнить: от нашей работы зависит не только комфорт, но и безопасность граждан.
Таблица 4. Перечень услуг по выполнению влажной ночной уборки.
Таблица 5. Перечень услуг по уборке состава при ТО-2 (1 раз в двое суток).
Таблица 6. Перечень услуг по уборке при ТО-3 (1 раз в неделю).
Таблица 7. Перечень услуг по уборке при ТР-1 (1 раз в месяц).
Таблица 8. Перечень услуг по мойке кузовов вагонов электропоезда.
Таблица 9. Мойка лобовых частей и остекления кузовов вагонов.
Таблица 10. Контроль качества и приемка оказанных услуг.
Мы надеемся также, что наши знания, приведенные технологии, требования и технологические карты будут полезны и при уборке пригородных электропоездов, особенно в свете их ближайшей замены на более современные и комфортабельные, и новых пассажирских составов, а в чем-то и для обычного городского автотранспорта.