Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг»,
Журнал Cleaning №4, 2016 год
Клининг, осваивая новые горизонты, все чаще поглядывает на сектор ЖКХ. Перспективы и впрямь впечатляющие: внутренние помещения, придомовая территория, а если еще и подрядиться к жильцам на уборку квартир... Не жизнь, а сказка. Живи, зарабатывай да радуйся! Судя по вопросам, периодически возникающим на форумах, некоторое движение в этом направлении наблюдается, хотя хорошо известно, что этот рынок был и остается одним из наиболее коррумпированных и не очень-то стремится пускать к себе чужаков.
Ступая на эту новую для себя территорию, клинингу придется столкнуться и с новым профессиональным стандартом (далее – Стандарт) «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме», утвержденным Приказом Минтруда России от 21.12.2015 №1075н и зарегистрированным в Минюсте 25.01.2016 №40772. Впрочем, почему клинингу? С ним уже столкнулись компании, работающие на этом рынке. Интереснейший, нужно сказать, документ получился. Однако обо всем по порядку.
Что такое профессиональный стандарт вообще и зачем он нужен
Действовавший ранее Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) безнадежно устарел: многих новых профессий либо нет, либо их описание не соответствует действительности, поэтому было принято решение о замене ЕТКС системой профессиональных стандартов. Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника – это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Профессиональный стандарт прописывает не только требования к тому, что работник на определенных должностях должен знать, но и требования к его умениям и навыкам. Он определяет не желаемую или рекомендуемую квалификацию, а именно необходимую.
Исходя из действующей государственной программы по реализации профессиональных стандартов, работодатели при работе с персоналом обязательно должны корректировать внутренние управленческие документы, программы обучения, процедуры аттестации, должностные инструкции, формирование кадрового резерва и т.п. с положениями действующего в данной отрасли профессионального стандарта.
Действия работодателя могут поверяться Инспекцией труда. При несоблюдении требований профессионального стандарта к работодателю могут быть применены административные санкции по п. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающие, в частности, штрафные санкции, которые максимально составляют 200 тыс. рублей для юридических лиц и 40 тыс. рублей для ПБОЮЛ.
Новый профессиональный стандарт
Стандарт «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме» определяет как основную цель профессиональной деятельности обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирном доме. С вполне благими намерениями описываются трудовые функции, входящие в Стандарт, и приводятся их характеристики. Так, подробно прописаны:
- работы по уборке горизонтальных поверхностей мест общего пользования жилого дома;
- работы по уборке вертикальных поверхностей и элементов обустройства мест общего пользования жилого дома;
- работы по обслуживанию мусоропроводов;
- уборка придомовой территории жилого дома, куда входят:
- работы по обслуживанию элементов внешнего благоустройства придомовой территории;
- работы по уборке твердых покрытий придомовой территории в летних условиях;
- работы по уборке твердых покрытий придомовой территории в зимних условиях.
Стандарт также определяет возможные наименования должностей (профессий) и требования к образованию и обучению. В данном случае это основное общее образование и краткосрочное обучение с последующим прохождением на рабочем месте инструктажей по охране труда и пожарной безопасности. Должности (профессии) определены следующим образом: рабочий комплексной уборки 2-го разряда, уборщик, уборщик территории (дворник), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2-го разряда. Разработчики постарались максимально детально прописать все возможные трудовые действия, коих получилось целых 43, и необходимые для этого умения и знания. Все, кому необходимо или просто интересно ознакомиться с этим документом, могут легко найти его в Интернете.
Предполагается, что он должен стать подспорьем работодателю и при найме работника, и при разработке его должностных инструкций, и проч. и проч., что уже перечислено выше. Интересно хотя бы кратко проанализировать: что же получилось на выходе?
Можно ли применять Стандарт на практике?
В реальности документ получился из серии «ни богу свечка, ни черту кочерга». И понятийный аппарат, и определение должностных обязанностей, и описание видов работ содержат несметное количество ошибок, нестыковок да и просто несуразиц.
Начнем с начала, то есть с наименования вида профессиональной деятельности, которая в документе значится как «Содержание общего имущества, в том числе земельных участков, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов». Составители, видимо, не знакомы с Жилищным кодексом РФ, в статье 36 которого конкретно определено понятие общего имущества. Чтобы избежать длинной цитаты, просто отметим, что земельный участок уже входит в это понятие и посему не нуждается в дополнительном его выделении.
Дальше – больше. Рассмотрим требования к квалификации (не забываем, что речь идет о рабочих комплексной уборки 2-го разряда и дворниках). Согласно Стандарту от них требуется: определять объемы и виды работ, определять номенклатуру используемого инвентаря и количество расходных материалов, определять места расположения крышек канализационных, пожарных и газовых колодцев, определять места повреждений внутридворовых трубопроводов... Это не полный перечень подобных перлов. Не кажется ли вам, что, имея таких рабочих 2-го разряда, уже нет необходимости в мастерах, инженерах и прочих всяких ненужных специалистах с высшим образованием. А если серьезно, то авторы Стандарта явно не задумывались над тем, как именно и почему собственно рабочий должен определять места расположения крышек различных коммуникаций и уж тем более определять места их повреждений. А еще в Стандарте этим же рабочим предписывается уборка «элементов внутридомового обустройства и инженерного оборудования, расположенного в местах общего пользования жилого дома». Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ в эту категорию входят, помимо прочего, еще и электрощитовые, и бойлерные, и машинные отделения лифтов. Авторов Стандарта нимало не смущает, что по требованиям охраны труда и техники безопасности не имеющий специальной подготовки и допусков персонал в таких помещениях вообще находиться не имеет права (см. техрегламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011).
Есть и другие, не менее занимательные особенности рассматриваемого документа. Вы будете несказанно удивлены, узнав, что потолки относятся к вертикальным поверхностям, на которых нужно регулярно проводить влажную уборку. А еще следует производить помывку окон, мусоросборников и т.д. Авторы могли бы заглянуть в любой словарь и узнать, что слово «помывка» применима к человеку, а в данном случае официально используется термин «мойка» или «мытье». Хотелось бы, чтобы составители Стандарта поделились с нами своими представлениями о том, как нужно «синхронизировать сроки проведения работ по освобождению мусоропровода... с требованиями нормативно-технических документов». Неплохо бы еще пояснить, что такое «придворовые подъезды» и «противогололедные покрытия». Вопреки действующим запретам Стандарт предписывает «посыпку тротуаров, обочин, внутридворовых подъездов, отмосток, хозяйственных и контейнерных площадок и парковок противогололедными составами». Как применять то, чего не существует? Есть либо противогололедные реагенты (ПГР), которыми обрабатывают проезжие части, либо противогололедные материалы (ПГМ), к которым относятся щебень мелких фракций и песок, применяемые для обработки тротуаров и прочих пешеходных зон, игровых площадок и т.п., где использование ПГР запрещено.
Мы привели далеко не полный перечень несуразиц, которые бросаются в глаза даже при самом беглом прочтении этого Стандарта. Детальный разбор представлял бы собой довольно большой и скучный документ. Несмотря на приведенные критические замечания, наша задача все же не в том, чтобы высмеять Стандарт, который, увы, уже принят. К сожалению, приходится констатировать, что в ближайшее время всем работающим на рынке ЖКХ придется руководствоваться этим документом, на основании которого инспекции по труду могу проводить проверки и накладывать штрафы. Невольно возникает вопрос, не являются ли кажущиеся нестыковки, ошибки, а иногда и откровенные глупости вроде вертикальных потолков примитивной коррупционной составляющей. А если умысла не было, то остается только предположить, что разработчики Стандарта халатно отнеслись к своей работе.
P.S. Ходят слухи, что этот только что утвержденный Стандарт в ближайшем будущем будет переработан, но «ближайшее будущее» – понятие весьма растяжимое. А пока...