1
Comac

Уборка вагонов метро: чем заменить швабру?

Автор: Денис ГОРИШНЫЙ,
генеральный директор компании «МетроВагон-Клининг».
Журнал Cleaning №5, 2014 год

Московская подземка, согласно статистике, перевозит ежесуточно почти 7 миллионов человек – и это самый большой пассажиропоток в Европе. Такая нагрузка усугубляется переменчивым московским климатом с его липкой дорожной грязью, снегом пополам с антигололедным реагентом и типовыми проблемами любого мегаполиса – вандализмом, несанкционированной рекламой, бездомными... Очевидно, что на клининговые службы метрополитена ложится колоссальная нагрузка. Учитывая планы московской мэрии по расширению метрополитена и увеличению числа вагонов, проблему повышения эффективности уборки подвижного состава можно считать весьма актуальной.

В системе метрополитена уборка вагонов увязана с их пробегом: чем он больше, тем «глубже» и обширнее уборка. Проводят ее специальные бригады в депо, круглосуточно. Внешняя уборка (кузовов) вагонов происходит в портальной вагономоечной машине, уборка салонов – на так называемых канавах, местах отстоя и ремонта поездов. Способы и объемы работ, инвентарь и применяемые моющие средства прописаны в специальном документе – Технологическом процессе на уборку и дезинфекцию вагонов.

На наш взгляд, этот документ устарел морально и технологически – к примеру, универсальными средствами уборки салонов там обозначены «марлевые концы», волосяные щетки и влажные опилки. Необходимы новые подходы.

Будучи в настоящий момент подрядчиком метрополитена по уборке современных вагонов типа «Русич», «МетроВагон-Клининг» работает по экспериментальному регламенту, разработанному в 2009 году с учетом исследований и рекомендаций ВНИИЖГ и Центра гигиены и эпидемиологии в г. Москве. Мы в свое время внимательно ознакомились с опытом уборки в различных депо, с проблемами и предложениями. Систематизировали специфические для предприятий транспорта факторы, учли требования техники безопасности в депо. Изучали передовой опыт клининга на пассажирском транспорте – прежде всего европейский. Провели переговоры с производителями и поставщиками оборудования. Большое значение мы придаем подбору моющих средств: прежде всего они должны быть эффективны, но не меньшее значение имеют безопасность, биоразлагаемость и, конечно, цена. Есть важные нюансы, связанные с использованием химии в машинной уборке, – например, пенообразование.

В своей работе мы широко используем уборочные машины, это значительно снижает трудозатраты и повышает производительность и качество работ. Кстати, действующие Санитарные правила для метрополитена рекомендуют всемерно использовать средства механизации в клининге. В уборке нами применяются механизированная размывка полов (посредством роторных и специальных поломоечных машин); вакуумная уборка (с использованием пылеводососов); паровая очистка (обработка паром с применением моющих средств, обеспечивающая попутную дезинфекцию обрабатываемых поверхностей); софт-бластинг (обработка загрязненной поверхности сорбирующими гранулами мела или пищевой соды).

Обрабатываются все поверхности в салоне вагона: полы, стены, стекла, двери, сиденья, потолки. Разумеется, подлежат удалению граффити, жевательная резинка и несанкционированная реклама. Уборка кузова ограничена «проблемными» участками: межвагонными гофр-переходами, торцами вагонов, деталями подвагонного оборудования – все это недоступно даже для современных вагономоечных машин.

Уборочные технологии развиваются, мы тоже не стоим на месте – недавно получили и опробовали экспериментальное оборудование: комплексы уборочных машин Geselle, разработанные партнерами из инженерного бюро Bachler und Nufer на основе наших рекомендаций. Новинка была представлена на выставке «ЭкспоСитиТранс 2014», где руководители и профильные специалисты метрополитена смогли ознакомиться с ней и оценили ее в целом положительно.

Комплексы Geselle удачно сочетают транспортную платформу для перемещения оборудования по депо, лестницу для подъема в вагон и различные машины для его уборки. Кстати, обязательным компонентом системы является выносной светодиодный фонарь, обеспечивающий должную освещенность в вагоне. Комплексы компактны, мобильны и при этом весьма производительны – емкости баков достаточно, чтобы обработать несколько вагонов подряд, длина вакуумных шлангов и паропроводов достаточна для обработки вагона целиком.

Во время работы уборщик может дистанционно – из вагона, не спускаясь на платформу, – управлять техникой, например включать и выключать водосос или парогенератор. Удобство, экономия времени на подготовительные работы, снижение физической нагрузки работника и, как следствие, значительное повышение производительности его труда делают эту разработку перспективной для использования в электродепо метрополитена, трамвайных депо, автобусно-троллейбусных парках.

Сейчас много говорится о привлечении новых пассажиров в общественный транспорт, но при этом фактор его чистоты – важнейший для удобства и здоровья людей – не обсуждается. Очень надеемся на изменение этой ситуации и приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные стороны.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO