1
Comac

Участие в аукционе на право заключения государственного контракта

Автор: Ольга НЯМИНА,
корпоративный адвокат МАКИЧ (Международной ассоциации компаний индустрии чистоты).
Журнал Cleaning №2, 2008 год

В мае 2007 года Правительство РФ приняло распоряжение, которое напрямую отразилось на игроках клинингового рынка, оказывающих услуги по уборке государственным и муниципальным заказчикам. со вступлением в силу Распоряжения Правительства РФ от 15.05.2007 г. №609-р размещение заказов на услуги по уборке зданий государственных и муниципальных органов производится только путем проведения аукциона, что дает шанс любой уборочной компании побороться за право заключения государственного контракта. В этой статье мы оставим в стороне вопрос о том, насколько оправданно данное решение с точки зрения качества оказываемых услуг, — это будет темой дальнейших статей данного очерка, и остановимся на процедуре проведения аукциона.

Общие положения

Порядок проведения аукционов определен Законом №94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее 94-ФЗ).

Участниками размещения заказов могут выступать как физические, так и юридические лица, претендующие на заключение государственного контракта.

Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Участие в аукционе является бесплатным, не допускается взимание с участников платы за участие в аукционе, за исключением платы за предоставление документации об аукционе (п. 4 ст. 32 94-ФЗ).

Важно отметить, что при проведении аукциона какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии с участником размещения заказа не допускаются, в противном случае аукцион может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица.

Документация об аукционе

Извещение о проведении открытого аукциона опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Требования к извещению о проведении открытого аукциона установлены ст. 21 и 33 94-ФЗ.

Одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса размещается конкурсная документация, которая должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.

Со дня опубликования или размещения извещения о проведении открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего заявления обязаны предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении открытого конкурса.

Конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения участником размещения заказа платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена заказчиком, уполномоченным органом и указание об этом содержится в извещении о проведении открытого конкурса, за исключением случаев предоставления конкурсной документации в форме электронного документа. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика, уполномоченного органа на изготовление копии конкурсной документации и доставку ее лицу, подавшему указанное заявление, посредством почтовой связи. Предоставление конкурсной документации в форме электронного документа осуществляется без взимания платы.

Любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе (п. 1 ст. 24 94-ФЗ).

Не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом (п. 21. ст. 34 94-ФЗ).

К документации об аукционе должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе. Поскольку решение о внесении изменений в документацию об аукционе может быть принято не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе, то внесение изменений в текст контракта после проведения аукциона недопустимо. То есть, соглашаясь на участие в аукционе, вы принимаете условия, предусмотренные проектом государственного контракта.

Сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соот- ветствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона, если между ними имеются противоречия — это повод для подачи запроса с просьбой разъяснить положения конкурсной документации.

Обеспечение заявки на участие в аукционе

В случае установления требования об обеспечении заявки на участие в аукционе размер обеспечения заявки должен быть 5% от начальной цены контракта. При проведении аукциона в электронной форме требование обеспечения заявки на участие в аукционе не устанавливается (п. 5 ст. 32 94-ФЗ).

Важно, чтобы денежные средства, перечисленные по платежному поручению в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, поступили на расчетный счет заказчика или уполномоченного органа не позднее срока рассмотрения заявок, в противном случае имеются основания не допустить заявителя к участию в аукционе.

Заказчик, уполномоченный орган обязаны вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе денежные средства участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в аукционе и не допущенному к участию в аукционе, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.

Заказчик, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола аукциона обязаны возвратить внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе денежные средства участникам аукциона, которые участвовали в аукционе, но не стали победителями аукциона. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, возвращаются такому участнику аукциона в течение пяти рабочих дней со дня подписания государственного или муниципального контракта с победителем аукциона или с таким участником аукциона (п. 11 ст. 37 94-ФЗ).

В случае уклонения победителя аукциона или участника аукциона, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя аукциона от заключения контракта, денежные средства, внесенные ими в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются.

Содержание заявки на участие в аукционе

Заявка на участие в аукционе должна содержать:

1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку:

  • фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона;
  • полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица);
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, в случае необходимости (доверенность);

2) сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам;

3) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов:

  • документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в извещении о проведении открытого аукциона содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, выписку из банка о списании денежных средств);
  • соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (лицензии, сертификаты и др.).

Кроме указанных требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Проверка нижеприведенных сведений осуществляется самим Заказчиком (п. 6 ст. 11 94-ФЗ):

  • непроведение ликвидации и процедуры банкротства участника размещения заказа;
  • неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
  • отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

Подача заявок на участие в аукционе

Участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Прием заявок на участие в аукционе прекращается в день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно до начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанного в извещении о проведении открытого аукциона (п. 6 ст. 35 94-ФЗ).

Каждая заявка на участие в аукционе, поступившая в срок, указанный в извещении о проведении открытого аукциона, регистрируется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией. По требованию участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация выдают расписку в получении такой заявки с указанием даты и времени ее получения (п. 7 ст. 35 94-ФЗ).

При подаче заявки на участие в аукционе после истечения срока заявка не рассматривается и возвращается заявителю (п.9 ст. 35 94-ФЗ), поэтому важно подать заявку в максимально короткие сроки, а главное — до истечения срока подачи заявок.

В случае установления факта подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в аукционе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в аукционе такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику.

Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в аукционе, вправе отозвать такую заявку в любое время до дня и времени начала рассмотрения заявок на участие в аукционе. В случае если было установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, заказчик, уполномоченный орган обязаны вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе денежные средства указанному участнику размещения заказа в течение пяти рабочих дней со дня поступления заказчику, в уполномоченный орган уведомления об отзыве заявки на участие в аукционе (п. 10 ст. 35 94-ФЗ).

Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать десять дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Законом установлена обязанность Заказчика осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Порядок проведения аукциона

В аукционе могут участвовать только участники размещения заказа, признанные участниками аукциона. Заказчик, уполномоченный орган обязаны обеспечить участникам аукциона возможность принять непосредственное или через своих представителей участие в аукционе.

Аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует участников аукциона, явившихся на аукцион. При регистрации участникам аукциона или их представителям выдаются пронумерованные карточки.

Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5% начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона.

В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5% начальной цены контракта, но не ниже 0,5% начальной цены контракта (ст. 37 94-ФЗ).

Аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.

Любой участник аукциона вправе осуществлять аудио- и видеозапись аукциона (п. 9. ст. 37 94-ФЗ).

Протокол аукциона размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.

Любой участник аукциона после размещения протокола аукциона вправе направить заказчику, в уполномоченный орган в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, запрос о разъяснении результатов аукциона. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня поступления такого запроса в письменной форме или в форме электронного документа обязаны представить такому участнику аукциона соответствующие разъяснения (ст. 37 94-ФЗ).

Аукцион в электронной форме

В случае если начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта (цена лота) не превышает один миллион рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети «Интернет» (п. 3 ст. 32 94-ФЗ).

При проведении аукциона в электронной форме требование обеспечения заявки на участие в аукционе не устанавливается.

Для участия в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, участники размещения заказа должны зарегистрироваться на сайте в сети «Интернет» в порядке, указанном в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. Участник размещения заказа вправе зарегистрироваться на указанном сайте в любое время с даты и времени начала регистрации, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, до окончания проведения открытого аукциона.

Представление в электронной форме предложений о цене контракта осуществляется зарегистрированным участником аукциона с даты и времени начала проведения аукциона, указанных в извещении о проведении открытого аукциона.

При проведении открытого аукциона в электронной форме «шаг аукциона» не устанавливается.

С даты и времени начала проведения аукциона на сайте в сети «Интернет» должны быть указаны:

  1. предмет и условия контракта;
  2. начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
  3. порядок регистрации участников открытого аукциона;
  4. в режиме реального времени последнее и предпоследнее предложения о цене контракта и время поступления указанных предложений, за исключением случаев, если в последнем предложении указывается цена контракта, равная цене контракта, указанной в предпоследнем предложении, или превышающая такую цену.

Аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети «Интернет» последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта. В случае если в нескольких предложениях указана одинаковая наиболее низкая цена контракта, победителем аукциона признается участник аукциона, предложение о цене контракта которого поступило ранее других предложений. Информация об окончании аукциона должна размещаться на таком сайте немедленно.

В течение одного часа с момента окончания аукциона, проводимого на сайте в сети «Интернет» в электронной форме, на указанном сайте размещаются решение о признании участника аукциона победителем аукциона, информация о цене контракта, последнем и предпоследнем предложениях о цене контракта, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) победителя аукциона и участника аукциона, который сделал предложение о цене контракта, равной цене, предложенной победителем аукциона, при отсутствии такого участника аукциона — участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта.

Государственный или муниципальный контракт заключается только при предоставлении обеспечения контракта и на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона или участником аукциона, который сделал предложение о цене контракта, равной цене, предложенной победителем аукциона, и с которым заключается контракт в случае уклонения победителя аукциона от заключения контракта.

Аукцион признается несостоявшимся в случае, если в аукционе участвовал один участник аукциона или если в течение одного часа с момента начала проведения аукциона не представлено ни одно предложение о цене контракта, предусматривающее более низкую цену контракта. В этом случае заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона или размещении заказа путем запроса котировок, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей (ст. 41 94-ФЗ).

Признание аукциона несостоявшимся

Аукцион признается несостоявшимся в нескольких случаях:

  • в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подана ни одна заявка на участие в аукционе (п. 11 ст. 35 94- ФЗ).
  • в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, или о признании только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона (п. 5 ст. 36 94-ФЗ).
  • в случае, если в связи с отсутствием предложений о цене контракта, предусматривающих более низкую цену контракта, чем начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), «шаг аукциона» снижен в соответствии до минимального размера (0,5%) и после троекратного объявления предложения о начальной (максимальной) цене контракта (цене лота) не поступило ни одно предложение о цене контракта, которое предусматривало бы более низкую цену контракта.

Аукцион в электронной форме признается несостоявшимся в случае, если в аукционе участвовал один участник аукциона или если в течение одного часа с момента начала проведения аукциона не представлено ни одно предложение о цене контракта, предусматривающее более низкую цену контракта. В этом случае заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона или размещении заказа путем запроса котировок, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей (ст. 41 94-ФЗ).

Последствиями признания аукциона несостоявшимся могут быть заключение государственного контракта с единственным участником аукциона или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе, а также объявление о проведении повторного аукциона, при этом заказчик, уполномоченный орган вправе изменить условия аукциона (п. 2 ст. 40 94-ФЗ).

Заключение государственного контракта

Заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.

В случае если было установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления по выбору участника (победителя) аукциона: безотзывной банковской гарантии, полиса страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта.

Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона со дня подписания протокола аукциона.

Обжалование аукционов

Обжаловать действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной комиссии можно как в судебном, так и внесудебном порядке. Установлен срок обжалования — в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня проведения аукциона. Жалоба может быть подана в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы либо в Арбитражный суд. Решение территориального управ- ления Федеральной антимонопольной службы также может быть обжаловано в судебном порядке.

В заключение вынуждены отметить, что, хотя законом детально прописана процедура проведения аукциона, нарушения при проведении аукционов не являются редкостью. Для эффективного противодействия подобным нарушениям необходимо четко знать и использовать права, предоставленные участникам размещения заказа.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO