1

3
5
4
6
9
10
2
дударь
В ближайшей перспективе в Москве, или Территория чистоты

Автор: Мария ВОЛЬПИНА
Журнал Cleaning №1, 2007 год

По оценке специалистов, спрос на клининговые услуги в основном распределяется между торговыми и офисными площадями. И в совокупности эти два сегмента составляют около 85%. Подобные тенденции сохранятся и в перспективе, поэтому поговорим о новых застройках, т.е. о том потенциальном рынке недвижимости, который со временем будут осваивать клининговые компании.

Офисы вытесняют за МКАД

По оценке компании Praedium, всего за 2006 год было введено в эксплуатацию около 1 млн кв. м офисных площадей, что на 20% превышает показатели 2005 года.

Если говорить об этом сегменте рынка в целом, то на конец 2006 года общий объем качественных офисных площадей составил 5,8 млн кв. м.

В 2007-2008 гг. спрос будет по-прежнему превышать предложение, а значит, доля качественных свободных площадей останется на низком уровне и не превысит 5%. В связи с этим арендные ставки будут продолжать расти, но не так быстро, как в предыдущие годы. Развитие новых деловых районов способствует все большей децентрализации рынка. В ближайшее время девелоперы намерены активно осваивать участки ближнего Подмосковья по строительству многофункциональных комплексов. Это связано с большой загруженностью центральных магистралей столицы, а также с постановлением правительства Москвы, запрещающим строительство офисных и административных зданий в центре Белокаменной.

В 2007 году запланировано к вводу примерно 1,6 млн высококлассных офисных площадей. Перечень наиболее крупных офисных объектов, которые будут введены в 2007-2008 годах, впечатляет (табл. 1).

Ритейл: претензия на оригинальность, или Многофункциональные комплексы над дорогами

Торговая недвижимость по-прежнему сохранит лидирующие позиции в общем объеме инвестиций в коммерческую недвижимость. В 2007 году спрос на качественные торговые помещения продолжает превышать предложение. Так, объем вакантных площадей сохранился на существующем уровне – 3-5%. Рост арендных ставок также сохранится и составит по прогнозу 3-5%.

К вводу в 2007 году запланировано примерно 1,5 млн качественных торговых помещений. Если говорить об основных тенденциях, то продолжится строительство концептуальных торговых центров в спальных районах, а также возведение торговых объектов в районе третьего транспортного кольца. При этом упор будет сделан на реализацию проектов подземных торговых центров. В перспективе увеличится количество заявленных проектов в районе четвертого транспортного кольца.

В связи с высокой конкуренцией девелоперы будут стремиться привлекать новых для российского рынка торговых операторов. Увеличится количество нестандартных проектов торговых центров. Например, холдинг SKM Group предложил строить многофункциональные комплексы над дорожными развязками. Первые подобные проекты планируется разместить на юго-западе и востоке Москвы.

Сохранится тенденция размещения в торговом центре значительной развлекательной составляющей. Ожидается выход новых крупных операторов развлекательного сегмента. А менее удачные торговые центры будут подвергаться реконструкции. По прогнозам специалистов, увеличится количество специализированных торговых комплексов. Перечень наиболее крупных торговых объектов, которые будут введены в 2007–2009 годах, представлен в табл. 2.

Перспективы впечатляют

Рынок клининговых услуг находится в прямой зависимости от роста площадей на рынке коммерческой недвижимости. Однако в данном случае стоит говорить о сочетании спроса и предложения на услуги. Так, по оценке Екатерины Казаковой, генерального директора МАКИЧ, на сегодняшний день клининговые компании убирают порядка 15-20% всех площадей коммерческой недвижимости, поэтому потенциал рынка очень велик.

Торговые центры и супермаркеты, построенные после 1998 года, практически на 100% обслуживаются клининговыми компаниями. Что касается предложения, то на сегодняшний день этот сегмент рынка обслуживается небольшим количеством крупнейших клининговых компаний, и другие компании пока не имеют возможности выйти на этот сегмент по ряду причин.

В сегменте офисных помещений 25% компаний используют услуги профессиональных уборочных компаний, при этом 17% отдают на аутсорсинг ежедневную уборку, 8% приглашают клининговые компании для выполнения сезонных и разовых работ. Самый низкий объем спроса в сегменте офисных помещений предъявляется государственными организациями – 6,2%, и это также определяется спецификой таких организаций, которым проще создать свою собственную службу уборки.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction