1
Comac

Выбор клининговой компании: лакуны, создающие проблемы

Выбор исполнителя для клининговых работ в наши дни – целый квест. Тем более что конкуренция на рынке велика, а отзывам в интернете доверять невозможно: кто угодно может написать множество отзывов под заказ, расхвалив либо необоснованно очернив компанию.

Поэтому мы обратились за советами к экспертам сферы. В первых публикациях этой серии делимся рекомендациями от руководителя Комитета по стандартам и образовательной деятельности СРО АКФО, члена комиссии по клинингу и обращению с отходами объединения «ОПОРА РОССИИ», сертифицированного эксперта отрасли клининга, генерального директора ООО «Компания Сервис Престиж» Михаила Харламова, который раскроет некоторые неочевидные секреты.

Итак, перечень ТОП-20 must have-пунктов не просто на предмет «обратить внимание», а без проверки которых связываться с той или иной компанией чрезвычайно рискованно.

1. Срок регистрации и срок хозяйственной деятельности. Потому что бывает, что компания зарегистрирована в 2019-м, а контракт начинается в 2022 году, и три года никакая хозяйственная деятельность не осуществлялась. Хотите стать «первым блином»?

2. Поступление выручки. «Как потопаешь, так и полопаешь»: если выручки за три последние года – кот наплакал, выводы делаем соответствующие. А если динамика скачкообразная – первый год небольшая выручка, а потом сразу рост + 500%, а то все 1000% – не повод ли задуматься? Бывает, что компания с первого же года показывает выручку в 300 млн рублей; но нужно понимать, что в сфере клининга – получить контракты на 25 млн в месяц – это «бинго» в лотерее. Либо это продолжение «старых песен о главном» и внеплановое открытие нового юрлица…

3. Налоговая нагрузка и ее полнота. Как раз на это очень редко обращают внимание при выборе подрядчика, а зря. Где искать? «Есть два прекрасных рабочих источника: первый – вкладка «прозрачный бизнес» на сайте ФНС (nalog.ru), где информация ищется элементарно: в поисковой строке вводите название компании и ее ИНН. Сразу видите численность персонала, объем уплаченного НДС, налоговую нагрузку. Также можно сравнить рекомендованные показатели оной по отраслям либо свериться с сайтом РАДО.рус: вкладка фм.радо.рус, затем переходите на вкладку «реестр участников», смотрите «Подрядчиков» или «Заказчиков»; далее на ресурсе все максимально понятно. Но «Прозрачный бизнес» – более легко принимаемый заказчиками вариант, так как они ссылаются на официальность страницы. Хотя если вы зайдете на Инфоресурс – там также указано, что ресурс создан при участии ФНС России.

4. Проверка порядочности компании. Цитируем спикера: «Тут пусть экономисты проверяют финансовую «порядочность», а специалисты – имеющийся опыт работы: это крайне важный фактор. Как его подтвердить?

4.1 Первое – наличием аналогичных вашей заявке договоров: запросить их копии вместе с актами выполненных работ, ведь конфиденциальную информацию в предоставляемых документах можно скрыть. Важно ограничить срок заключения и действия договоров: например, договоры, заключенные не ранее 3 (6 и т.д.) и не позднее 12 (24, 36 и т.д.) месяцев назад. Акты выполненных работ можно затребовать как за весь период действия договора (хотя это большой объем информации и бумаги), либо минимум: за последние 3-6 месяцев. Рекомендация спикера: «аналогичными важно считать договоры, совпадающие по предмету договора (уборка основная, уборка поддерживающая, вывоз снега, гардеробное обслуживание, работы методом промышленного альпинизма, механизированная уборка территории и прочее. А также те, где площадь убираемых помещений/территорий не меньше вашей, и можно запрашивать договоры с суммами не ниже вашей НМЦК (при наличии такого показателя). Аналогичный опыт работ – обязательное условие и вашего конкурса на поиск исполнителя. В конкурсной документации вы как раз и прописываете, какой опыт в вашем конкретном случае будет считаться аналогичным: если запрашиваете горничных на аутсорсинг – то «не менее Х лет оказания услуг горничных», если критичен объем работ или сумма заказа – тоже это уточняете. То есть если, например, контракт на поддержание в чистоте отдельного здания с прилегающей территорией, где предполагаются строгие нормативы, и ежедневно на работу должны выходить не менее 20 сотрудников – дворников, уборщиц, садовников – а у компании хоть и хорошие рекомендации, но у нее на проекте в течение года работало на каждой смене максимум двое, то это – не «аналогичный опыт работы». И неважно, насколько у фирмы хорошая репутация и насколько квалифицированы сотрудники. Чаще всего компания отвечает «я наберу необходимое количество работников под ваш контракт» и будет права, но это важный показатель, который можно перепроверить по следующему пункту.

4.2 Второе: должно быть контактное лицо со стороны компании-заказчика, причем с телефоном той фирмы и официальным e-mail сотрудника с доменом этой самой фирмы. А не yandex.ru, mail.ru и иже с ними, которые можно завести за один день и попросить любого приятеля всячески расхвалить услуги компании-претендента. Не поленитесь, позвоните по официальному телефону фирмы, указанному вашим претендентом и узнайте: есть ли такой сотрудник в компании, какую должность он занимает, и попросите с ним соединить по внутреннему телефону.

5. Основной ОКВЭД компании, указанный в ЕГРЮЛ, желательно должен совпадать с видом деятельности, по которому разыгрывается ваш конкурс или вы запрашиваете услугу. Напомним, что ОКВЭД, максимально подходящие под клининговые виды деятельности, таковы: 81, 81.1, 81.10, 81.10.10, 81.2, 81.21, 81.21.1, 81.21.10, 81.22, 81.22.1, 81.22.11, 81.29.12, 81.29.19, 81.22.12, 81.29, 81.29.1. Остальные ОКВЭД могут быть вспомогательными. Но это только вам решать, какова сумма закупки услуг, и насколько важно, чтобы у компании-участника был основной или вспомогательный ОКВЭД на услуги по уборке, а также насколько велик размер доли выручки именно на услуги по клинингу. Проверить это без аудиторского заключения будет сложно: ведь многие компании, чтобы выйти из поля зрения контролирующих организаций, основным своим ОКВЭД ставят транспортные услуги или продажу товаров народного потребления, а сами 95% выручки получают за услуги по клинингу.

6. Важно проверить доходы. А именно – критерий «годовая выручка на человека». Выручка за год берется все из тех же открытых источников с налоговой отчетностью. Помните, что в отчетных документах она указывается без НДС! Далее уже в зависимости от системы налогообложения рассчитываются налоги юрлица, но пока в этом пункте нам достаточно годовой выручки без НДС. Делим выручку на количество среднесписочного персонала из отчетности РСВ, и также указанного в этих открытых источниках, например СПАРК, Контур, Руспрофиль, Инфорсурс ФМ и прочие доступные вам. Если один усредненный работник «выручил» клининговой компании за год 5-10 тысяч рублей – стоит ли связываться? И наоборот: если выручка оказывается более 2 миллионов рублей в год на человека, то это повод очень сильно насторожиться: вся ли отчетность у фирмы «белая». Ведь если там что нечисто – отвечать будет не только юрлицо-подрядчик, но и вы как заказчик: «То есть, отдел экономической безопасности должен проследить полноту налоговой нагрузки, – комментирует Михаил Харламов. – Потому что скорее всего в компании официально оформлены не все работники; либо оформлены, но только на МРОТ, либо на 0,25 ставки, например. А значит, могут возникнуть проблемы с фискальными органами – да, и у вас как у заказчика тоже: потому что заказчик обязан проверять предоставленную конкурсную документацию, особенно смету/калькуляцию работ/услуг. Если в такой калькуляции есть пункт «зарплата персонала, включая налоговые отчисления», попросите исполнителя сразу дать вам полную расшифровку. Ведь чем подробнее предоставят обоснование цены контракта, тем меньше в дальнейшем будет к вам вопросов со стороны государства. Есть ФОТ (фонд оплаты труда), включая НДФЛ (13 или 15%_, есть страховые взносы (30,5%), но также есть отпускные, оплата больничных листов, оплата переработок и праздничных дней при графике работ объекта 7/0. И ответственность за такую «оптимизацию» и неполноту уплаты налоговых отчислений несет и заказчик тоже.

Да, многие клиенты начинают возмущаться – дескать, почему ФНС вешает на нас свою работу? Но – увы: что уж есть. Это ваша обязанность – доказать правомерность расходов и наличие выполненных обязательств самим подрядчиком.

Незнание закона не освобождает от ответственности». Чаще всего помочь с расчетами вам поможет тот же Инофресурс ФМ на сайте радо.рус, где есть пример калькуляции, согласованный с Роструд, МинФин, и ФНС. Там же вы увидите, сколько максимум вы можете поставить на одного сотрудника часов работы в месяц и год с учетом внутреннего совместительства. Если Заказчик в ТЗ указывает ожидаемый график работы и количество персонала – 20 человек в графике 7/0 по 12 часов, то сами посчитайте (согласно требованиям ТК РФ), сколько человек фактически должно быть оформлено. Точнее, у подрядчика, чтобы к вам потом не пришли с претензией: видели эти нарушения и «закрыли на них глаза» – значит, также несете ответственность. Риск очень велик.

7. Наличие собственной материально-технической базы. А именно: договоры аренды помещений под офис, отдел кадров, склад. Собственный автотранспорт для доставки ТМЦ (товарно-материальных ценностей), оборудования. Основные средства, в том числе средства механизации. Ведь если брать на подряд компанию по клинингу, предполагая работы 15-20 человек в смену, то приблизительная расчетная стоимость персонала = 1,65 млн рублей в месяц. И этой компании достаточно офиса в 5 квадратных метров в помещении с массовым адресом регистрации? Что касается складов – вероятно, вам будут пояснять, что «склады не нужны, так как поставщики привезут все на объекты сами. И помещение для отдела кадров не нужно: кадровики и бухгалтерия работают на удаленке и на своих компьютерах». Вы поверите?

8. Больше дополнительных баллов будет иметь компания с собственными основными средствами, выплаченными или действующими договорами лизинга на крупную технику. Ведь кредитные организации, предоставляя лизинг, проверяют компанию по многим показателям. Корректно составленное техзадание (ТЗ), которое, как мы знаем, обсуждается с исполнителем тоже. Потому что именно от полноты ТЗ будет зависеть конечная цена. Тут прописываем все: подробный перечень площадей, подлежащих уборке, время работы, кратность уборки и т.д. Максимально избегаем обтекаемых формулировок «по мере необходимости», «по желанию заказчика», «и другие виды работ», не указанные в перечне работ/сервис-плане»: потому что как раз эти лакуны почти гарантированно создадут проблемы.

9. Ответственность исполнителя. Можно, конечно, не особо отвлекаться на потенциальный ущерб, если уборщицам предстоит мыть бетонный пол на подземной автостоянке; а если речь о музейном паркете? Чистке колонн и лепнины на объектах исторического наследия? Тут опять-таки в ТЗ обязательно указываем: «сумма одного страхового случая – не менее ХХХ». Подпункт: проверяем уставной капитал (УК). Потому что «сумму страхового случая» можно прописать какую угодно, но если у клининговой фирмы уставной капитал равен 10 000 рублей (что бывает очень часто) – взять с нее будет нечего.

«Так что проверяйте уставной капитал и вписывайте точную сумму на один страховой случай: хоть миллион, хоть полтора; да хоть 20 миллионов рублей – но при этом помните, что страховка будет включена в стоимость контракта. Который с увеличением страховой суммы становится дороже. Поэтому самая распространенная сумма для таких договоров – от 0,5 до 1,5 миллиона для мелких компаний, и от 10 миллионов и выше – для крупных исполнителей». И за «приличный» уставной капитал можно давать дополнительные баллы участнику, т.к. он не просто от «хочу и все тут» сделал свой УК 5, 10, 20 млн рублей и более. Любой ваш юрист пояснит, что такое уставной капитал, и кто несет ответственность за деятельность компании в его рамках.

10. Членство в профильных отраслевых ассоциациях. Если участник является действующим членом различных профессиональных общественных организаций (ассоциации, СРО и т.п.), то для вас это дополнительная гарантия.

На сегодня есть из наиболее известных общественных профессиональных объединений: СККР, СРО АКФО, АРУК, АРУК С-Пб.

Это – самые базовые пункты; некоторые более тонкие нюансы затронем в следующей статье.

Кристина Голубева
Редактор журнала “Мир Клининга”

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO