Автор: Ольга НЯМИНА,
корпоративный адвокат.
Журнал Cleaning №5, 2010 год
В мае 2009 года в сфере госзаказа произошло событие – в Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон 94-ФЗ) была включена глава 3.1, регулирующая проведение открытых аукционов в электронной форме. В соответствии с распоряжениями Правительства РФ №236-р от 27 февраля 2008 года и №1996-р от 17 декабря 2009 года размещение заказов на услуги по уборке зданий (код 7493000) осуществляется путем проведения открытых аукционов в электронной форме (далее – аукцион).
Стоит отметить, что Закон №94-ФЗ является процедурным законом, который описывает процедуры размещения заказов, но не регулирует вопросы, связанные с установлением стартовой цены закупки и исполнения контрактов. Напомним, что под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
Уже с 1 июля 2010 года федеральные заказчики осуществляют размещение заказов на уборку зданий исключительно путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Для региональных и муниципальных заказчиков размещение заказов на аукционах в электронной форме станет обязательным совсем скоро – с 1 января 2011 года.
Для чего нужны электронные торги
Основной смысл проведения аукциона в электронной форме заключается в обмене документами в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи, что приводит к сокращению сроков размещения заказов и снижает вероятность сговора участников, так как подаваемые участниками размещения заказа предложения анонимны.
С 1 октября 2010 года заработали все пять электронных торговых площадок, прошедших аудит ФАС России; исключительно на них государственные заказчики могут проводить аукционы в электронной форме в соответствии с Законом 94-ФЗ:
- Сбербанк – АСТ – www.sberbank-ast.ru
- Единая электронная торговая площадка – www.roseltorg.ru
- Агентство по государственному заказу РТ – etp.zakazrf.ru
- ММВБ-Информационные технологии – www.etp-micex.ru
- РТС-тендер – www.rts-tender.ru
Срок функционирования указанных электронных площадок составляет 5 лет.
Важно, что предпринимателям не нужно будет получать электронно-цифровую подпись (ЭЦП) для работы на каждой из пяти площадок отдельно, достаточно будет получить одну ЭЦП для работы на всех электронных площадках. Минимальная стоимость получения ЭЦП в Москве на сегодняшний день составляет 6000 рублей; в удостоверяющем центре при АНХ РФ, например, услуга обойдется в 6900 рублей.
Правила участия в аукционе
Для того чтобы принять участие в аукционе в электронной форме, недостаточно получить ЭЦП, необходимо пройти аккредитацию на торговой площадке. Аккредитация на одной торговой площадке не означает автоматической аккредитации на всех остальных. Процедура аккредитации по закону длится до 5 дней с момента предоставления всех необходимых документов. Аккредитация предоставляется сроком на 3 года, причем за три месяца до окончания срока аккредитации участники размещения заказа уже не вправе подавать заявки на участие в аукционе. Компании обязаны обеспечивать актуальность информации о себе путем предоставления соответствующей информации. Результатом аккредитации является допуск к торгам и открытие лицевого счета, на котором поставщик может хранить деньги в качестве обеспечения своих заявок.
Согласно п. 4 ст. 41.1 Закона 94-ФЗ, не допускается взимание платы за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом аукционе в электронной форме, за исключением платы с победителя аукциона. Она не может превышать 3000 рублей. Декларируется цель сделать в течение полутора-двух лет участие в аукционе полностью бесплатным за счет увеличения числа проводимых электронных аукционов на площадках.
Подача заявки на участие в аукционе в электронной форме осуществляется по «бинарному принципу»: за исключением некоторых случаев, указанных в законе, участникам размещения госзаказа достаточно будет просто нажать на иконку «подать заявку», тем самым дать согласие на оказание услуги в соответствии с требованиями заказчиков. Это исключает ситуации, когда заказчики требуют от предпринимателей дублировать свое техническое задание и могут отказать им в допуске к торгам в случае ошибки на той или иной странице заявки.
Заявка участника делится на две части; в первой содержится информация о товаре, работе или услуге, во второй – информация о самом участнике. Заказчик осуществляет допуск участников к аукциону на основании первой части заявки, не зная, от кого она поступила. И только после прохождения аукциона заказчик узнает, кто именно принимал в нем участие. В п. 13 ст. 41.8 Закона ФЗ-94 указаны исчерпывающие основания, по которым оператор электронной площадки может вернуть заявку на участие в аукционе: документы не подписаны ЭЦП; на счете недостаточно денег для обеспечения заявки; компания подала две и более заявки в отношении одного и того же лота; заявка получена после дня и времени окончания срока подачи заявок; у компании заканчивается срок аккредитации.
Обеспечение заявки устанавливается заказчиком в пределах от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Совсем недавно эта планка снижена до 2% для субъектов малого предпринимательства. Денежные средства в счет обеспечения заявки вносятся на счет оператора и блокируются до завершения процедуры аукциона, после чего участник нажимает на иконку «возврат» и деньги либо остаются на его лицевом счете для обеспечения следующей заявки, либо возвращаются на его расчетный счет.
Если по окончании срока подачи заявок не подана ни одна заявка или подана только одна заявка, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка соответствует требованиям, предусмотренным документацией об аукционе, несмотря на то, что аукцион не состоялся, возможно заключение госконтракта по начальной (максимальной) цене с компанией, подавшей единственную заявку на участие.
Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта. «Шаг аукциона» составляет от 0,5 до 1% начальной (максимальной) цены контракта, причем в течение десяти минут с момента завершения аукциона любой участник аукциона вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» с учетом определенных требований.
Когда аукцион состоялся
Победителем аукциона признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие которого соответствует требованиям документации об аукционе (п. 9 ст. 41.11 Закона №94-ФЗ).
По результатам аукциона в электронной форме государственный контракт заключается также в электронной форме. Закон не предусматривает подписания бумажного документа по результатам этих аукционов. Контракты будут храниться на электронной площадке, на которой прошел аукцион, и предъявляться по требованию сторон этих контрактов или соответствующих органов.
В случае, если установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления победителем аукциона безотзывной банковской гарантии, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта. С августа прошлого года вступили в силу поправки, согласно которым страхование ответственности как форма обеспечения обязательств предпринимателей по контракту, заключенному по результатам аукциона в электронной форме, применяться не может. Это вызвано тем, что зачастую страховые компании отказывали по формальным причинам в страховых выплатах заказчикам. В результате страхование ответственности превратилось в фикцию. В то же время введена новая форма обеспечения ответственности по контракту – это поручительство крупных юридических лиц, у которых собственные средства (третий раздел баланса «Капиталы и резервы») составляют не менее 300 миллионов рублей.
Ответственность за правонарушения
Еще летом прошлого года вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, усилившие ответственность за нарушения в сфере госзаказа. Например, за несоблюдение режима конфиденциальности электронной торговой площадкой предусмотрен штраф в размере 250 тысяч рублей. Введены штрафы в размере до 15 тысяч рублей за несвоевременный возврат денежных средств предпринимателям. Также введены штрафы для компаний-исполнителей по госконтрактам за незаконное изменение их условий. Штраф составляет двойной размер от дополнительно израсходованных бюджетных средств, речь может идти о миллионах рублей.
Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) операторов электронных площадок осуществляет исключительно центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы в соответствии с приказом ФАС России от 23.12.2009 №863. При этом надо обратить внимание, что жалобы на электронные аукционы могут рассматриваться исключительно в федеральных контролирующих органах.
Контролирующий орган, рассматривающий жалобу, имеет широкие полномочия, например он вправе выдать предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения процедуры размещения заказа, и внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении конкурса или аукциона.
К настоящему моменту успела сложиться судебная практика по вопросу использования заказчиками букв латинского алфавита в русскоязычных наименованиях предметов торгов. Например, заказчик в извещении о проведении аукциона на право заключить госконтракт на уборку помещений в слове уборка использует латинские буквы «у», «о», «а», тем самым делает невозможным поиск информации об аукционе и участие в нем предпринимателей, «неаффилированных» с заказчиком. По фактам подобных случаев нарушения законодательства о размещении заказов приняты решения об аннулировании торгов.
Остается надеяться, что декларируемая цель перехода на аукционы в электронной форме – сделать участие предпринимателей в госзаказе более доступным и прозрачным – все-таки будет достигнута.