Автор: Елена ТАСКАНОВА,
начальник отдела профессионального развития и запуска объектов компании Cristanval.
Журнал Cleaning №2, 2012 год
«Как ты яхту назовешь, так она и поплывет» – как ты войдешь на новый объект, так он и будет работать. Правильно запустить объект, особенно крупный, – это последовательный и логичный процесс, который требует знаний и опыта. Что такое запуск? Это правильная организация работы на новом объекте. Клининговая компания может прийти на объект на любом этапе функционирования здания – во время его строительства, после окончания или в процессе эксплуатации.
Во время строительства убирается, как правило, только крупный мусор. После окончания производятся отмывочные работы, как во внутренних помещениях, так и на внешней территории. Для отмывки объекта после строительства могут привлекаться специалисты мобильной бригады, чтобы удалить сложные загрязнения быстро и качественно. Но самым важным этапом работ для любой клининговой компании является выход на ежедневную уборку объекта. Во-первых, это постоянный доход, во-вторых, если запуск объекта проходит гладко и заказчик остается доволен, то обслуживаться такой объект будет беспроблемно и долго.
Для того чтобы оправдались ожидания клиента и клининговая компания понимала, что от нее ждут, необходимо договариваться «на берегу», то есть разработать и подписать пакет документов: договор; дополнительные соглашения, определяющие цели, содержание и порядок выполнения работ; сервис-план и планово-учетную документацию (рабочие журналы, акты, табели, карточки).
Спокойно, без паники!
Предположим, менеджер по продажам выиграл крупный тендер, заказчик подписал договор и уже через неделю ждет у себя на объекте новую клининговую компанию. Что делать? Начинать радоваться или хвататься за голову, в панике искать персонал, технику и химию? Конечно, паники быть не должно, в этот момент должен включаться четко отработанный механизм запуска объекта. Заходить на большой и сложный объект в течение нескольких дней может только крупная компания, имеющая на складе запас техники и моющих средств, а также службу персонала, способную обеспечить большой поток людей. Ведь у каждого заказчика свои требования к обслуживающему персоналу, поэтому поиск нужных кандидатов может занять достаточно много времени.
Во всем процессе запуска персонал – это самый тонкий и непредсказуемый момент для любой компании. Вернее, предсказуемо, что после первого дня работы до половины персонала не выйдет. Почему? Не все представляют себе, что такое клининг и как это – работать по 12 часов в сутки. Поэтому изначально надо набирать штат в два раза больше необходимого, чтобы при естественном отсеве персонал на объекте был.
Сколько времени занимают подготовительные работы к запуску объекта на ежедневную уборку? Это зависит от численности выводимого персонала на объект, сложности и размера объекта; для Москвы это в среднем 2 недели, а для регионов 3 недели.
Начало – половина дела
В запуске объекта всегда участвует группа специалистов. В нее обязательно должны быть включены основные заинтересованные лица: руководитель отдела запуска, менеджер по запуску и человек, заключивший договор на обслуживание данного объекта. По решению руководства в группу могут быть включены и другие сотрудники компании. Менеджер, заключивший договор, должен предоставить все необходимые документы ответственному за запуск: описание объекта, договор, бюджет доходов и расходов объекта, иные документы. Еще до запуска необходимо знать, кто станет менеджером объекта. Это ключевой специалист, от которого будет зависеть дальнейшая работа всего коллектива, качество уборки и степень удовлетворенности клиента. Если менеджер не имеет опыта работы на похожих объектах, то он проходит обязательную стажировку.
После теоретического знакомства с объектом группа запуска выезжает на его осмотр. На этом этапе важно не только осмотреть внутренние помещения и территорию, но и познакомиться с представителями заказчика и службой безопасности. Услышать ожидания и пожелания заказчика, выявить проблемные моменты объекта. При осмотре важно выявить все дефекты поверхностей и составленный акт подписать у заказчика. В дальнейшем это поможет избежать необоснованных претензий со стороны заказчика. Обязательно до запуска объекта приезжает технолог, который определяет, какие моющие средства и расходные материалы целесообразно применять именно на этом объекте.
На основании подписанных соглашений и результатов осмотров объекта ответственный за запуск планирует необходимые ресурсы: персонал, оборудование, моющие средства.
Перед началом работ необходимо весь подобранный персонал познакомить с объектом, обучить технологиям уборки, провести инструктаж по технике безопасности и охране труда, выдать пропуска и спецодежду, ознакомить с графиком работы. В течение всего периода запуска происходит обучение персонала, а также оптимизация рабочих процессов. Отрабатываются маршруты движения персонала, проводится хронометраж рабочего времени всех операций, корректируются рабочие документы. Какая техника необходима?
Если, например, клининговая компания входит в торговый центр, где необходимо убирать места общего пользования: торговые галереи, лифты и эскалаторы, – тогда для дневной поддерживающей уборки необходима аккумуляторная поломоечная машина или райдер (если торговые галереи широкие и площадь большая). Для генеральной уборки (глубокой размывки полов) ночью необходима роторная машина. Также потребуется приобрести машину для уборки эскалаторов и пылесос для уборки ковровых покрытий.
Это минимум техники, который должен быть. Тип машин и их количество определяются в зависимости от площади объекта, его класса и имеющегося бюджета.
Когда укомплектован штат, персонал обучен, процессы оптимизированы, объект передается в производство. И здесь начинается уже совсем другая история...