Авторы: Владимир КУЗНЕЦОВ,
генеральный директор НП «Центр экологических инициатив»,
Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг»,
Журнал Cleaning №2, 2018 год
Переход страны на экономику замкнутого цикла (или циклическую экономику) ведет к полному пересмотру отношения непосредственно к производственным процессам, к природопользованию, к охране окружающей среды. Циклическая экономика изначально предполагает иную систему восприятия любых действий человека. Еще на этапе создания технологической новинки, допустим, очередного «умного» прибора, производитель должен понимать, каким образом он будет использоваться после того, как выйдет из строя или устареет. Иными словами, вторая, третья и т.д. жизнь вещей не должна возникать в тот момент, когда под окнами уже образовалась свалка, а должна быть предусмотрена в самом начале их придумывания с учетом материалов, из которых они будут сделаны, включая упаковку.
И вот тут, казалось бы, такая не самая часто упоминаемая отрасль, как клининг, оказывается на передовой. И это не громкие слова. Почему? Потому что, чтобы вещь, которая, отслужив свой век и превратившись в твердые коммунальные отходы (ТКО), обрела хотя бы вторую жизнь, ее необходимо доставить на пункт переработки. А сбор, сортировка и доставка отходов по месту назначения относятся к компетенции клининга. Вот и выходит, что циклическая экономика начинается с клининга.
Законодательство в области ТКО и его особенности
Казалось бы, чего проще: поставил разноцветные контейнеры и развез по местам переработки. Вроде и законы приняты, и правила их применения разработаны. Увы, не так все просто. Как ни странно, но основные препоны заложены уже на уровне законодательства. К принятому в 1998 году закону №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в 2014 году были разработаны и приняты поправки, отраженные в законе №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Поправки, однако, ситуации не улучшили. О некоторых аспектах, в частности о проблемах, связанных с лицензированием и экологическим сбором, мы подробно рассказывали в журнале «Клининг» №3 за 2016 год. Но, пожалуй, больше всего нареканий вызывает институт регоператоров. Откровенно коррупционная ситуация уже сложилась в Ставрополье, где этот вопрос вырос до уровня конфликта, в котором участвуют краевые власти, монополизировавший сферу управления отходов регоператор и заказчики услуг. Сейчас это перешло на уровень правоохранительных органов. Пробуксовывает сфера управления отходами и в других регионах.
Попробуем разобраться, есть ли в сложившейся ситуации будущее у раздельного сбора ТКО.
Согласно статье 24.6 закона №89-ФЗ «сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами». Как мы видим, закон не предусматривает ни раздельного сбора, ни переработки. Речь идет исключительно о захоронении. Регоператор может быть выбран на основании конкурса на срок до 10 лет! Он, в свою очередь, выбирает компании-перевозчики, которые получают от него «ярлык» (1) на сбор ТКО и их доставку на полигоны. Думается, излишне пояснять ситуацию.
Немного предыстории
Когда стало очевидно, что 89-ФЗ нуждается в доработках, в Госдуме при Комитете жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства была создана рабочая группа. Предполагалось, что вопросы управления (а не только захоронения или сжигания) отходами будут решаться на основе создания СРО с помощью малого и среднего бизнеса. Но это были благие намерения. Так называемый «мусорный бизнес» – это миллиардные прибыли, которые олигархат добровольно из рук не выпустит. В результате деятельность рабочей группы была неожиданно свернута, образовались новые, неизвестно откуда взявшиеся поправки и получился 458-ФЗ, принятый во всех чтениях за несколько дней прямо накануне Нового года, по которому все действия с ТКО перешли под контроль одного регоператора.
Кому нужен раздельный сбор ТКО
Раздельный сбор ТКО нужен стране – это, как уже сказано, обеспечит переход к циклической экономике. Он нужен гражданам – это улучшит экологию, минимизирует свалки. Он нужен бизнесу – это должно создать новые предприятия по переработке и выпуску продукции на основе вторсырья. Очевидна и экономия природных ресурсов. Например, стеклянная тара может перерабатываться постоянно по мере сбора, что снижает разведку и добычу нерудных материалов. Одна тонна макулатуры экономит 17 деревьев, 26 тысяч литров воды, 240 литров горючего и 4000 кВт-часов электроэнергии и позволяет получить 9,5 тыс. рулонов туалетной бумаги. Собственник ТКО может получать прибыль от сдачи на предприятия-переработчики необходимого вторсырья. Впрочем, о преимуществах раздельного сбора сказано достаточно. Не только бизнес, но и граждане в этом заинтересованы. Пилотные проекты показали, что жители очень быстро привыкают распределять мусор по соответствующим контейнерам. Никто не хочет, чтобы страна превращалась в огромную свалку.
Как и почему бойкотируется раздельный сбор
Как? – Очень просто: есть один контейнер, в него, хочешь – не хочешь, всё и сваливается, а потом отвозится на полигон. Справедливости ради нужно сказать, что, к примеру, в Тверской области и в некоторых районах Москвы проводился раздельный сбор, но контейнеры были ликвидированы, а протесты граждан просто проигнорированы. А вот почему? Вроде бы какая разница компании-перевозчику, куда везти. А разница есть. Каждый регион разрабатывает свои тарифы для граждан (а юридическим лицам вообще можно устанавливать цену произвольно), в которых основную роль играет плечо перевозки. Проще говоря, чем дальше везти, тем выше тариф, а соответственно, и прибыль. Но наш президент обещал, что тарифы расти не будут, а значит, сейчас, когда разрабатываются первичные тарифы на вывоз мусора, нужно заложить максимальную стоимость, для чего нужно обосновать дальность перевозок. Кроме того, приведенная выше статья 24.6 №89-ФЗ не предусматривает доставку на перерабатывающие предприятия, которые, кстати сказать, могут находиться в непосредственной близости от мест сбора ТКО. То ли дело возить отходы из Москвы в Ярославль! И вот уже все Подмосковье, особенно ближнее, бурлит, выходит на митинги протеста, перекрывает трассы. И ведь борьба идет не за создание перерабатывающих предприятий и новых рабочих мест, а исключительно за закрытие полигонов, что само по себе, может, и правильно, однако проблемы не решает, а некоторые лозунги и действия уже заинтересовали прокуратуру. Желание регоператоров и крупных перевозчиков, с которыми, как правило, заключаются договоры, получать все большие прибыли в первую очередь отражается на наших кошельках, поскольку это – строка в наших платежках за услуги ЖКХ. А может ли собственник мусора, например УК, заключить договор с каким-либо им самим выбранным перевозчиком? Желающие бы нашлись, но отсечь их проще простого. Для этого создан, во-первых, механизм лицензирования, а во-вторых, электронные талоны на полигонах, без которых он отходы не принимает. Пробиться «неизбранным» через этот частокол практически невозможно.
Это каким же должен быть уровень сопротивления, если можно игнорировать указания президента, а в Москве – наплевать на решения мэра! А коли так, то либо этим вопросом по-настоящему озаботятся законодатели (или новый закон примут, или поправки к действующим законам), а заодно и правоохранительные органы, либо плакала циклическая экономика в России.
1 «Ярлык» – ханская грамота во времена Золотой орды. Перен. – исключительное право на что-либо.