1
Comac

Для «чайников»: открытие клининговой компании

Автор: Олег АСАДУЛИН,
коммерческий директор группы компаний «КМК».
Журнал Cleaning №3, 2008 год

В период активного строительства, когда за год сдаются миллионы квадратных метров торгово-развлекательных центров, заводов, фабрик и бизнес-центров, некоторые предприниматели обращают свой взор на относительно новый в России вид деятельности — клининг. Они правы: эта отрасль сейчас активно развивается. Казалось бы, чего проще: открыл фирму, купил пылесос (моющий!) и вперед — повышать свое благосостояние. Однако все не так просто. Мы начинаем серию статей, в которых рассмотрим важные моменты, которые необходимо учитывать при открытии клининговой компании.

Как и во всяком деле, в клининге тоже существуют лидеры и аутсайдеры. Одни канули в безвестности, другие смогли подняться на пьедестал — они и являются неким ориентиром для «новеньких». Что можно посоветовать будущим коллегам? Прочитать и выучить законы господина Мерфи. Если это не отбило у вас желания стать профессиональным клинером, тогда вперед!

В каком секторе работать?

В клининге существует два вида компаний: одни обслуживают население: моют окна, убирают квартиры и маленькие офисы, другие — крупные объекты недвижимости, и хотя они тоже оказывают услуги населению, но ограничивают заказы минимальной суммой — от 3 000 до 8 000 рублей, так как это не является их основной деятельностью. Если вы решили открыть клининговую компанию, определитесь, в каком секторе будете работать. Это очень важно, так как от этого зависят дальнейшая стратегия, сумма инвестиций и сроки окупаемости.

Широко шагнули и...

Если вы решили замахнуться на работу в секторе обслуживания крупных объектов недвижимости — внимание! Без «административного» капитала или другого преимущества очень велика вероятность банкротства. История знает много амбициозных молодых компаний, которые не смоги войти в этот рынок, несмотря на количество вложенных средств. Более того, не все крупные иностранные компании, которые пытались открыть представительства в России, в частности в Питере, можно назвать успешными. А за ними стояли большие деньги и опыт — от 20 лет и более.

Итак, первый шаг. Для начала составим SWOT-­матрицу (рис. 1).


Рис. 1

Понятно, что данная модель всего лишь демонстрирует, как можно ее составить, однако надо соблюдать несколько правил.

В первую очередь — тщательно определить сферу анализа. Желательно выделить конкретный сегмент или услугу. Всеобъемлющий анализ, скорее всего, будет бесполезным.

Второе: одно и то же обстоятельство может оказаться как силой, так и слабостью. А возможно, этим обстоятельством вообще можно пренебречь. Ведь, если подумать, можно выписать великое множество характеристик товара, как сильных, так и слабых. Какие из них значимые, а какие нет? Поэтому, когда речь идет об услуге, то сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают клиенты. Например, вы заходите в ресторан быстрого питания и видите очередь минут на 30. Ваши действия? Как минимум почувствуете себя обманутым, а то и вообще развернетесь и пойдете искать другое заведение. А в обычном ресторане ожидание горячего в течение 20-30 минут считается нормальным. Поэтому, если клиент считает, что данная характристика услуги является преимуществом, для вас это обязательный фактор. А вот механизм обеспечения качества — это уже конкурентное преимущество. Если преимуществ и слабостей слишком много, то их необходимо распределить в соответствии с их важностью в глазах клиентов и включить в конечный список только наиболее важные.

Третье: рекомендуется быть максимально конкретным в формулировках, избегая пространных и двусмысленных заявлений. К при­ меру, «высокий творческий потенциал сотрудников» — малополезный тезис, так как непонятно: о каких сотрудниках идет речь? О творческом потенциале в какой области? Может, они рисуют и поют — это очень хорошо, а что дальше?

Однако чем больше слабых сторон и угроз вы пропишете, тем лучше. Устранение этих недостатков станет вашим начальным планом действий. Отсутствие опыта можно компенсировать специализированными кур­ сами и семинарами. Например, в Санкт-Петербурге открылся новый центр обучения на базе Смольного университета. Можно также активно пользоваться услугами и информацией поставщиков инвентаря, оборудования и химии — они как раз заинтересованы в вашем благополучии.

В следующей статье мы рассмотрим вопросы, связанные с необходимыми вложениями, направленными на открытие и развитие компании.

Читайте продолжение в следующем номере.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO