Журнал Cleaning №4, 2011 год
В журнале «Клининг» №1 за 2011 г. был опубликован проект Концепции развития клининговой отрасли в России. За это время был получен целый ряд критических замечаний и конкретных предложений от клининговых компаний, от федеральных и региональных органов исполнительной власти, он был рассмотрен на заседании рабочей группы Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Терминология проекта была приведена в соответствие с нормативно-правовой лексикой. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию доработанный текст проекта Концепции, который будет окончательно утвержден на ближайшем заседании Рабочей группы и направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
Введение
Настоящая Концепция определяет современное состояние и перспективы развития клининговой деятельности в Российской Федерации. Она направлена на формирование и реализацию комплекса мер в области государственной поддержки и координации рынка клининговых услуг с учетом интересов потребителей услуг, в том числе граждан, организаций, оказывающих клининговые услуги, производителей оборудования, препаратов и материалов.
Реализация настоящей Концепции даст большой позитивный социально-экономический эффект для отдельных муниципальных образований, будет содействовать динамичному социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, страны в целом, улучшению антропогенной среды, созданию условий для охраны здоровья населения, комфортному пребыванию населения в зданиях (в том числе жилых домах), сооружениях и на прилегающих к ним территориях.
В Концепции намечены конкретные направления совершенствования нормативно-правовой базы развития клининговой деятельности на федеральном уровне.
Концепция направлена также на развитие саморегулирования в клининговой сфере.
В соответствии с настоящей Концепцией клининговая система в России будет саморазвивающейся и самодостаточной, не требующей государственного финансирования.
1. ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ
Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:
Клининговая деятельность (клининг) – совокупность организационных мероприятий и технологических процессов, являющихся частью эксплуатации зданий, сооружений, территорий и транспорта, направленных на обеспечение безопасного для человека уровня чистоты и санитарного состояния помещений и территорий в условиях антропогенной среды.
Инфраструктура клининга – совокупность предприятий и организаций, осуществляющих и обеспечивающих клининговую деятельность (в том числе разрабатывающих и выпускающих инвентарь, оборудование, профессиональные химические средства, текстильные и бумажные материалы для целей клининга), а также образовательные организации профессиональной подготовки кадров.
Клининговая деятельность включает в себя в том числе:
- удаление физических, химических и биологических загрязнений с различных поверхностей;
- санитарную обработку поверхностей отделочных и конструкционно–отделочных материалов, элементов интерьера;
- поддержание и восстановление внешнего вида поверхности конструкционно–отделочных и отделочных материалов, элементов интерьера;
- защитную обработку поверхностей материалов и элементов интерьера от физического, химического и микробиологического воздействия, скольжения;
- очистку наружных и внутренних поверхностей транспортных средств;
- удаление и сбор твердых бытовых отходов в местах их образования с разделением на фракции для их дальнейшей переработки и утилизации;
- очистку кровель зданий и сооружений от крупного мусора, снега и наледи;
- производство оборудования, препаратов для клининга;
- развитие научной базы клининговой деятельности.
2. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ КЛИНИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основной целью развития клининговой деятельности является создание в соответствии с Конституцией Российской Федерации комфортной и безопасной антропогенной среды.
Целями развития клининговой деятельности являются также:
- создание в Российской Федерации эффективной деятельности в сфере уборки и ухода за изделиями и поверхностями, обеспечивающей безопасность и гарантирующей высокое качество жизни человека в условиях антропогенной среды за счет поддержания необходимого уровня чистоты и санитарии на основе применения современных инновационных методов и технологий;
- повышение эффективности и снижение затрат при эксплуатации зданий, сооружений и прилегающих территорий;
- поддержание на постоянном уровне эксплуатационных и эстетических свойств материалов и поверхностей зданий и сооружений;
- поддержание необходимого уровня чистоты зданий, сооружений, иных объектов, а также профессиональная уборка и санитарная очистка помещений, в том числе рабочих мест;
- создание условий для развития производства отечественных оборудования, препаратов для клининга, в том числе развитие научной базы клининговой деятельности;
- создание условий для первичного сбора и разделения твердых бытовых отходов по видам для их дальнейшей утилизации или переработки;
- постепенный переход к использованию международных стандартов клининговой деятельности.
3. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КЛИНИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основными условиями развития клининговой деятельности в Российской Федерации, являются:
- развитие клининговой деятельности как объекта регулирования и управления (специфика оказания услуг в различных сферах деятельности: строительство, ЖКХ, бытовое обслуживание, промышленность, сельское хозяйство, транспорт);
- создание эффективной и комплексной системы правового регулирования клининговой деятельности;
- наличие системного государственного регулирования клининговой деятельности;
- использование лучших мировых стандартов и норм в целях обеспечения безопасной антропогенной среды;
- взаимосвязь экономических и организационных аспектов в ходе оказания услуг по профессиональной уборке и санитарной очистке помещений;
- необходимость привлечения для развития клининговой деятельности инвестиционных ресурсов;
- организация партнерства хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, а также лиц, проживающих на территории Российской Федерации.
4. СОСТОЯНИЕ И ФУНКЦИИ КЛИНИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
4.1. Состояние и проблемы развития клининговой деятельности в Российской Федерации
На современном этапе развития рыночных отношений в Российской Федерации функционирует и находится в активной фазе формирования новая сфера деятельности – клининговая деятельность. Формирование этой сферы деятельности соответствует сложившимся мировым тенденциям развития безопасной комфортной антропогенной среды. Данная деятельность включает в себя оказание услуг по профессиональной уборке и очистке от загрязнений, связанных с внешними факторами (осадки, атмосферная пыль и грязь) и деятельностью человека (удаление отходов, загрязнений и отложений, возникающих в процессе промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортировки, медицинской деятельности, строительства и благоустройства и т.д.) (клининговых услуг), а также санитарную очистку помещений, производство сопутствующих товаров и препаратов, обучение кадров и т.д.
В целом основная задача клининговой деятельности – поддержание антропогенной среды в надлежащем комфортном и безопасном состоянии.
Клининговая деятельность успешно взаимодействует и органично входит во все структуры экономики страны.
Основными объектами услуг клининговой деятельности являются: административные здания, бизнес-центры, торговые центры, медицинские учреждения, учебные заведения, банки, учреждения культуры, спортивные объекты, культовые объекты, промышленные предприятия, объекты общественного транспорта, дома и квартиры.
До начала 1990-х годов этот сектор деятельности был по существу монополизирован: в Москве функционировала фирма «Заря», предлагавшая через сеть действовавших отделений и филиалов услуги по уборке квартир и мойке окон. Уже с 1992 года в Москве начали создаваться первые специализированные предприятия, оказывающие услуги по профессиональной уборке помещений, которые наряду с формированием уборочных подразделений создают собственные структуры по торговле технологическим оборудованием и материалами, обучению персонала.
За двадцатилетний период клининговая деятельность превратилась в высокотехнологичную сферу, включающую разработку и применение инновационных технологий, создание сложного оборудования, развитие технологий по изготовлению новых химических и биологических препаратов и т.д. Интенсификация этой деятельности обусловлена рядом факторов:
- принятием факта, что чистота, обеспечиваемая профессиональной уборкой, является одним из средств охраны здоровья населения;
- необходимостью собственников и пользователей поддерживать в благополучном санитарном состоянии жилые помещения и прилегающую территорию;
- формированием рыночных структур (банки, клубы, рестораны, офисы, гостиницы, супермаркеты и т.д.), продвижение и имидж которых во многом зависят от санитарного состояния, уровня чистоты рабочих помещений;
- ускорением темпов строительства зданий и сооружений, в том числе повышенной комфортности, требующих профессионального подхода к уборке;
- реформой ЖКХ, предоставляющей возможности в части уборки помещений.
В настоящее время в сфере клининга в Российской Федерации функционируют более 400 компаний с численностью работающих свыше 350 человек в каждой и большое число средних и мелких компаний. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что данная сфера способна не только успешно развиваться, но и занять достойное место в рыночной экономике. Так, анализ статистических данных, характеризующих сегмент по уборке помещений стран Евросоюза, показал, что в 2009 году совокупный объем реализации клининговых услуг превысил 30 млрд евро, а число занятых в данной сфере деятельности составило более 2,8 млн чел. По показателю занятости этот сегмент занимает первое место в сфере услуг Европы.
В России этот вид услуг еще не достиг международного уровня и неравномерно представлен по регионам. Доминирующее положение по объему предоставления клининговых услуг занимают такие города и регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Московская и Калининградская области, Республика Татарстан. В них сосредоточен наибольший потенциал жилых и нежилых помещений, требующих профессионального подхода к уборке.
Несмотря на эффективное развитие клининговой деятельности, ее продвижение сдерживается в связи с наличием серьезных проблем. Эти проблемы связаны, в числе прочего, с отсутствием нормативной и правовой базы, регламентирующей правила и требования к клининговой деятельности, слабым развитием экономических форм продвижения клининговых услуг в регионах России, отсутствием образовательных программ государственного уровня, развивающейся недобросовестной конкуренцией и т.д.
4.2. Клининг как важнейший фактор улучшения антропогенной среды
Конституция Российской Федерации содержит положения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, защита которых гарантируется государством. Среди них важнейшим является право человека на благоприятную среду обитания и на охрану здоровья. Данное положение Основного закона страны получило развитие в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В Концепции определены направления обеспечения экологической безопасности страны и улучшения экологической среды жизни человека, включающие такое направление, как создание безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.
Среда обитания является обязательным компонентом обеспечения качества жизни человека и содержит обширную систему показателей, таких как чистота помещений, чистота воздуха, микроклимат.
Инструментом по обеспечению благоприятных условий проживания человека наряду с такими, как вентиляция, искусственный теплообмен, становится профессиональная уборка и обеспечение соответствующего санитарным правилам состояния помещения. Профессиональная уборка обеспечивает удаление пыли, грязи, вредных органических соединений, выделенных из воздуха, с различных типов поверхностей. Высокая степень удаления загрязнений гарантирует качественный состав воздуха и благополучное гигиеническое состояние жилой среды.
Для реализации данного направления работы необходимо установить нормативы качества, критерии и показатели чистоты помещений и территории.
Поддержание чистоты должно быть гарантировано для всех сфер жизнедеятельности человека: во время отдыха, работы, развлечений. В этой связи клининговая деятельность может развиваться в направлении уборки офисных, торговых, производственных помещений. Особые требования должны предъявляться при уборке школьных, медицинских помещений, предприятий общественного питания, организаций, реализующих продукты питания. Объективный подход необходим при создании чистоты в жилых помещениях. Особое внимание следует обращать на отсутствие после уборки остатков препаратов, имеющих аллергические свойства; добросовестность исполнителя услуги в отношении имеющегося имущества.
Профессиональная уборка напрямую связана с длительностью эксплуатации зданий и помещений. Проведение систематической квалифицированной уборки позволяет увеличить нормативный срок эксплуатации здания на 30%. В связи с этим необходимо на всех этапах жизненного цикла здания, помещения (проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт и утилизация) регламентировать условия проведения уборки, а также формы и методы оценки качества и безопасности работ.
Решающая роль должна быть отведена органам исполнительной власти, отвечающим за контроль и надзор за всеми видами строительных и эксплуатационных работ. Одной из проблем, сдерживающих развитие клининговой деятельности и, соответственно, улучшение среды обитания человека, является отсутствие правовой основы. До настоящего времени нет требований к клининговой деятельности в федеральных законах, технических регламентах, отсутствуют необходимые национальные стандарты, актуализированные санитарные нормы и правила, содержащие соответствующие требования к уборке и санитарному состоянию помещений. В нормативных правовых документах не рассмотрен вопрос о роли органов исполнительной власти в формировании благоприятной ан- тропогенной среды обитания человека на основе привлечения ресурса клининговой деятельности.
5. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЛИНИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К основным направлениям развития клининговой деятельности, обеспечивающим достижение цели, отнесено:
- создание и совершенствование нормативной правовой базы клининговой деятельности;
- развитие саморегулирования в клининговой деятельности;
- развитие инфраструктуры клининга;
- создание условий для развития добросовестной конкуренции;
- обеспечение качества и безопасности оказываемых услуг;
- создание системы информационной поддержки клининговой деятельности;
- подготовка и повышение квалификации кадров для обеспечения клининговой деятельности.
5.1. Создание и совершенствования нормативной правовой базы клининговой деятельности
В связи с недостаточностью и фрагментарностью правового регулирования клининговой деятельности, а также для решения указанных задач необходимо принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие клининговой деятельности в Российской Федерации:
- федерального закона «О клининговой деятельности».
Целью принятия данного закона является формирование основ клининговой деятельности, регламентирующих на государственном уровне правовые нормы и требования к содержанию объектов антропогенной окружающей среды.
Закон призван определить в том числе применимую терминологию, субъекты правоотношений, сферы клининговой деятельности, обязательные требования к договору на оказание клининговых услуг, а также определить необходимость развития саморегулирования как гарантии оказания качественных услуг и механизма контроля за деятельностью организаций в сфере клининга.
Особенности осуществления клининговой деятельности в различных сферах осуществляются Правительством Российской Федерации; - постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил (стандартов) деятельности по оказанию клининговых услуг».
Данным постановлением целесообразно установить:
– общие требования к квалификации организаций, осуществляющих клининговую деятельность;
– основные требования к качеству клининговых услуг;
– стандарты технологии проведения уборки в различных сферах, в том числе, порядок сортировки мусора;
– стандарт оценки качества результатов клининговой деятельности.
Изменение действующего законодательства
В целях создания правовой основы клининговой деятельности необходимо также внести изменения в законодательство Российской Федерации в области антропогенной среды и экологии, в акты технического регулирования, национальные стандарты.
Реализуемую в России современную систему технического регулирования необходимо органично адаптировать для клининговой деятельности. Основные ее элементы – нормирование и оценка соответствия – должны лечь в основу деятельности по оказанию клининговых услуг, производства оборудования, препаратов и материалов.
Особую роль в системе технического регулирования должен играть такой элемент, как государственный контроль и надзор. Его следует считать непременным условием гарантии качества и безопасности среды обитания.
Оказание клининговых услуг в государственных организациях занимает особое место в связи с социальной значимостью большинства объектов (в том числе детские, учебные, медицинские учреждения). Целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части обеспечения оказания клининговых услуг профессиональными организациями, отвечающими особо высоким требованиям. Целесообразно утвердить основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников на выполнение работ в сфере клининга и примерные условия договора на оказание услуг в сфере клининга.
5.2. Развитие саморегулирования в клининговой деятельности
Развитие системы саморегулирования клининговой деятельности должно стать стратегическим направлением управления указанной деятельностью. Отдельное внимание должно быть уделено определению функций и сфер саморегулирования клининговой деятельности, норм и стандартов, применяемых такими саморегулируемыми организациями.
Задачами саморегулируемых организаций в сфере клининга будут являться:
- добровольное объединение всех добросовестных предпринимателей в единую организацию;
- создание национального объединения саморегулируемых организаций в сфере клининга;
- создание единой системы нормирования деятельности членов саморегулируемых организаций, включающей стандарты организации, правила, инструкции, процедуры и др.;
- формирование профессиональных стандартов деятельности саморегулируемых организаций;
- популяризация деятельности и информирование широких слоев населения и предпринимателей о преимуществах современной клининговой услуги, создание собственного печатного органа саморегулируемых организаций;
- взаимодействие с государственными структурами всех уровней для разработки нормативных правовых актов, добросовестного проведения тендеров, оказания содействия отечественным компаниям, производящим импортозамещающие товары;
- оказание консалтинговых услуг членам саморегулируемых организаций и помощь в разработке документации для сертификации по стандартам ISO 9000 (9001) и ISO 14000; развитие всех форм поддержки клинингового бизнеса, в том числе профессиональных выставок;
- организация профессиональных учебных центров по повышению квалификации исполнителей услуг в области законодательства, новейших технологий, оборудования и химических средств;
- создание методического центра по разработке учебных программ, пособий и рекомендаций для государственных и негосударственных учебных заведений, учебных центров по повышению квалификации кадров.
5.3. Развитие инфраструктуры клининга
Клининговая деятельность является составной частью единого хозяйственного комплекса России.
Характерной особенностью клининговой деятельности является то, что она реагирует как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную и политическую ситуацию, то есть зависит от товаропроизводителей, миграции рабочей силы, движения финансовых потоков и пр.
Клининговая деятельность органично связана со смежными сферами деятельности, такими как оказание жилищных услуг, эксплуатация зданий, сооружений, сбор и утилизация отходов, транспорт.
К инфраструктуре клининговой деятельности относятся организации, оказывающие различные виды клининговых услуг; организации, специализирующиеся на предоставлении определенных видов услуг (высотные работы, уход за каменными полами и др.); производители оборудования, препаратов и материалов, а также обучающие центры и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров в данной сфере.
Среди проблем, связанных с инфраструктурой клининга, выделяются: преобладание импортных препаратов, слабое развитие производства отечественных препаратов и оборудования, отставание в разработке и использовании инновационных технологий, слабая подготовка кадров.
Приоритетным направлением работ по созданию промышленного производства, связанного с предоставлением клининговых услуг, должны стать поддержка и стимулирование отечественного производителя технологического оборудования, химических и биологических препаратов и материалов. При этом должен быть сформирован комплекс организационно-экономических мер, стимулирующих развитие отечественной производственной базы и создание новых рабочих мест. Поддержку целесообразно оказывать отечественным производителям препаратов и уборочного оборудования, выпускающим продукцию на базе современных российских разработок.
5.4. Создание условий для развития добросовестной конкуренции
В целях развития добросовестной конкуренции необходимо создать благоприятные экономические, технологические и социальные условия на рынке клининговых услуг. В настоящее время конкурентная среда сформировалась в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др. Конкуренция среди хозяйствующих субъектов в этих городах имеет следующие особенности: локальный характер конкурентной борьбы, высокий уровень конкуренции, ориентация конкурентной борьбы на конкретные группы потребителей и др.
Сегодня на рынке клининговых услуг присутствуют все формы недобросовестной конкуренции. Действенным инструментом развития конкуренции и ликвидации проявления ее негативных форм должно стать: на национальном уровне – уточнение общего законодательства, создание технических регламентов; на региональном и местном уровне – формирование корпоративной этики, заключение договоров на указание услуг в сфере клининга на тендерной основе с учетом качественных характеристик предоставляемых услуг, создание консалтинговых служб, разработка программ развития клининга, применение франчайзинга.
Развитие конкуренции связано с выходом на рынок большого числа исполнителей услуг. Развитие добросовестной конкуренции обеспечивается, в частности, путем создания общественных организаций, ассоциаций хозяйственных обществ, оказывающих услуги в сфере клининга. Разрабатываемые внутренние стандарты указанных ассоциаций, а также их дополнительная ответственность позволяют развивать конкуренцию с участием организаций, обеспечивающих оказание качественных услуг. Также целесообразно введение системы страхования рисков возможного ущерба и потенциального вреда, причиненного гражданам при оказании услуг в сфере клининга и применении оборудования и препаратов.
5.5. Обеспечение качества и безопасности оказываемых услуг
Одна из задач клининговой деятельности – удаление загрязнений и уход за материалами и поверхностями с целью обеспечения санитарной безопасности объектов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Услуги в сфере клининга должны проводиться с использованием технологий и материалов, безопасных для человека, не оказывающих негативного воздействия на поверхности, материалы и окружающую среду. Качество и безопасность клининговых услуг обеспечиваются при выполнении работ квалифицированным персоналом, владеющим совре- менными технологиями в сфере клининга, знаниями техники безопасности проведения уборочных работ, а также правил хранения и использования уборочной техники, инвентаря и расходных материалов. Качество оказания услуг по уборке оценивается в соответствии с ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия». В зарубежной практике также накоплен большой положительный опыт использования для данных целей более детальных стандартов EN 13549:2001 (в странах ЕС) и INSTA 800 (в странах Северной Европы). В связи с этим предлагаемые в соответствии с настоящей Концепцией к разработке нормативные правовые акты, а также изменения, вносимые в действующие нормативные правовые акты, будут обеспечивать качество и безопасность оказываемых услуг с учетом мировых стандартов.
5.6. Создание системы информационной поддержки клининговой деятельности и проведение работ по ее продвижению на региональный, национальный и зарубежный рынки
В Российской Федерации целесообразно создать единую информационную систему организаций, оказывающих услуги в сфере клининга. Данная система не только позволит контролировать качество оказываемых в сфере клининга услуг, но и может стать необходимой в чрезвычайных ситуациях (пожары, эпидемии, стихийные бедствия и др.).
Создание указанной информационной системы предлагается без осуществления государственного финансирования – т.е. за счет средств саморегулируемых организаций в сфере клининга.
Иными инструментами информационной поддержки клининговой деятельности могут быть сеть Интернет, телевидение, реклама (в том числе социальная, направленная на формирование у населения уважительного отношения к чистоте как в жилых помещениях, так и в общественных местах), СМИ и др.
5.7. Подготовка и повышение квалификации кадров для обеспечения клининговой деятельности
Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров должно проводиться для всех уровней работников, занятых в инфраструктуре клининга: рабочие профессии, специалисты со средним, высшим, дополнительным высшим образованием, управляющие кадры.
В связи с высокой долей мигрантов, занятых в клининговой деятельности, целесообразно совместно с миграционными службами и посольствами соответствующих государств разработать программу подготовки иностранных специалистов, которые могли бы проходить обучение профессиям, связанным с оказанием клининговых услуг, и улучшать знание русского языка.
Одним из инструментов реализации данного направления может стать созданный на базе саморегулируемых организаций в сфере клининга единый организационно-методический центр, обеспечивающий координацию и развитие образования в клининговой сфере.
Особое внимание следует уделить созданию научной базы клининговой деятельности, направленной на проведение исследований c целью изучения влияния загрязнений различного характера на здоровье людей, определение допустимого уровня загрязнений для помещений различного типа, проведение научных исследований с целью разработки инновационных эргономичных технологий при оказании клининговых услуг, обеспечивающих повышение санитарной безопасности среды обитания человека, включая безопасность персонала, осуществляющего клининговую деятельность.
6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ КЛИНИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интенсивная международная торговля, перемещение людей из одних стран в другие приводят к тому, что патогенные организмы, появившиеся в одной стране, очень быстро распространяются в другие страны. Миграция людей из менее развитых стран в более развитые страны вызывает появление опасных инфекционных заболеваний, победу над которыми объявляли более 50 лет назад, например туберкулеза, холеры и др. Поскольку до 90% всех микроорганизмов удаляются с поверхности благодаря эффекту смывания, профессиональная уборка становится основным профилактическим средством охраны здоровья населения различных стран. На совещании клининговых ассоциаций стран Европы и Южной Африки, которое прошло в 2011 году в Варшаве, была принята новая концепция международного клинингового сообщества «Клининг во имя здоровья населения».
Международные интеграционные процессы, связанные с развитием отечественной клининговой деятельности, могут идти по следующим направлениям:
- проведение совместных выставок, конференций, семинаров;
- создание совместных предприятий по производству современного технологического оборудования с использованием иностранных инвестиций;
- совместная подготовка кадров;
- создание технического комитета по разработке международных стандартов в Международной организации по стандартизации (ИСО);
- развитие международной системы сертификации клининговых услуг, гармонизированной с отечественными системами сертификации;
- разработка методов стимулирования отечественных клининговых организаций, получивших сертификаты по международным системам;
- проведение совместных исследований и научный обмен экологически безопасными инновационными клининговыми технологиями.
7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КЛИНИНГА
Государственное регулирование клининговой деятельности должно быть направлено в числе прочего на развитие клининга как самостоятельного вида экономической деятельности, стимулирование организаций и развитие инновационного российского производства оборудования, препаратов и материалов, повышение инвестиционной привлекательности клининговой деятельности.
Государственное регулирование клининговой деятельности целесообразно проводить с участием:
- Министерства регионального развития Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека как федерального органа исполнительной власти,осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка;
- Министерства экономического развития Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, формирования федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации.
Для достижения указанных в настоящей Концепции целей при осуществлении клининговой деятельности на национальном и региональном уровнях могут применяться льготы по налогам для налогоплательщиков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (для организаций, которые предоставляют услуги социально значимым структурам и малообеспеченным гражданам, а также организациям, производящим импортозамещающие химические препараты и материалы). При этом использование таких льгот создаст условия для инвестирования в экономику регионов отечественного и зарубежного капитала.
Учитывая высокую социальную значимость клининговой деятельности, обеспечивающей качество и безопасность среды обитания, ее развитие следует осуществлять на основе системы долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования. Благоприятная экономическая база может быть создана, в частности путем разработки и реализации целевых государственных и региональных программ, направленных на развитие клининговой деятельности.
Заключение
Реализация поставленных в настоящей Концепции задач является одним из механизмов создания и поддержания благоприятного состояния антропогенной среды, создает условия для удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов, расположенных в Российской Федерации, в чистоте, обеспечивает качество, безопасность и доступность предоставления клининговых услуг.
Развитие клининговой деятельности осуществляется в два этапа.
Первый этап развития – с 2012 до 2015 года – подготовка нормативно-правовой основы клининговой деятельности, формирование инфраструктуры клининга, популяризация клининга, реализация различных форм продвижения и поддержки клининговой деятельности.
Второй этап – с 2016 до 2020 года – развитие инфраструктуры клининга, применение элементов технического регулирования и осуществление различных форм государственной поддержки.
Реализация настоящей Концепции влечет достижение положительного экономического эффекта для Российской Федерации и ее регионов вследствие:
- роста занятости населения, создания новых рабочих мест с частичным и полным рабочим днем, в том числе для молодежи, лиц пенсионного возраста, неквалифицированных работников, малообеспеченных слоев населения, лиц с ограниченными физиологическими возможностями;
- улучшения санитарно-эпидемиологического состояния социальных объектов государственной и муниципальной собственности, жилых и общественных зданий, промышленных предприятий, транспорта;
- развития жилищного фонда, системы бытовых услуг;
- эффективного расходования средств при эксплуатации и обслуживании федеральных и муниципальных объектов в сферах здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства;
- развития малого и среднего бизнеса;
- налоговых поступлений в бюджет;
- развития отечественного производства расходных материалов, химических средств и оборудования для клининга.