Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг»,
Журнал Cleaning №3, 2018 год
В нашем узеньком клининговом мирке слухи распространяются мгновенно. После информации о начале процесса по обелению рынка, о котором мы говорим уже целый год и во главе которого стоит ФНС, каких только новостей не появилось. Кто на кого уже «настучал», кто с кем сводит счеты, как пойдет передел рынка и в чью пользу? Зачем вступать в Ассоциации и на что направляются собранные средства? Кому вообще, кроме, разумеется, ФНС, это нужно? Попробуем разобраться.
Объединение состоялось
Открытый бизнес, белый и пушистый, на самом деле нужен не только налоговикам. Он нужен в первую очередь всей клининговой отрасли. Демпинг, постоянные опасения проверок со всех сторон – все это не способствует развитию отрасли, и так уже находящейся в состоянии длительной стагнации, а значит, фактического упадка. Очевидно, что малые и даже средние компании самостоятельно ничего сделать не смогут. Но они же и не заинтересованы в том, чтобы все процессы управлялись только крупными компаниями, интересы которых в большей степени состоят в переделе рынка. Остается только один путь – создание объединений, одного или нескольких, например, по территориальному принципу. Этот путь прошли все страны, где более или менее развит клининг. Теперь по нему же предстоит идти и нам. Кажется, это уже понятно всем. Но даже объединив все клининговые компании страны, маловероятно пробиться в серьезные властные структуры, от которых зависит принятие жизненно важных для нас решений. Теперь уже действующим ассоциациям приходится вступать в крупные общественные организации, чтобы с их поддержкой добиваться столь необходимых отрасли изменений в действующих законодательных и нормативно-правовых актах, в принципах государственного подхода к самой отрасли. Если АРУК состоит в ОПОРЕ России, а Ю.В. Рябичев является её вице-президентом, то НАФО вступило и в ОПОРУ России, и в «Деловую Россию».
Конечно, всегда хочется, чтобы вопросы решались оперативно, но, к глубочайшему сожалению, это не всегда возможно. За более чем двадцатилетнюю историю российского клининга проблем накопилось немерено. Действующие законы и правовые акты, относящиеся к сфере услуг, не способствуют развитию отрасли или содержат возможные коррупционные составляющие. Это в первую очередь относится ко всеми нами нелюбимым 44-ФЗ, 223-ФЗ, 458-ФЗ. Здесь же следует упомянуть и целый ряд СанПиНов. Даже вносимые изменения картины не меняют, как это произошло с недавними поправками в 223-ФЗ (см. статью Виктора Козина в журнале «Клининг» №2, 2018). Внимание Президента РФ к развитию малого и среднего бизнеса, к экологии страны, к управлению отходами, конечно, ускоряет процессы принятия решений как законодательными, так и исполнительными органами, но, к сожалению, результат подчас бывает обратным ожидаемому. Так, например, произошло с 458-ФЗ: приказ Президента не затягивать принятие закона привел к спешке, в результате которой в сфере обращения с отходами заинтересованный крупный бизнес сумел протащить выгодные для него, и только для него, решения.
Поспешать нужно, но медленно. А времени осталось очень мало. ФНС определила deadline: 31.12.2018. К этому сроку нужно привести все ранее заключенные договоры в соответствие с действующим законодательством. А кто не спрятался... Причем это касается не только ФНС, но и ФМС, входящей в структуру МВД, так как правильное полноценное оформление всех работников тоже входит в общий пакет действий по обелению договоров.
Одним словом, выступать нужно только единым фронтом. Все ассоциации с этим согласились, в результате чего появилось Соглашение о создании Совета рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации, направленного на формирование на рынке отношений, основанных на добросовестной конкуренции и исключение практик незаконной налоговой оптимизации.
В Совет рынка вошли:
- Национальная ассоциация фасилити-операторов (НАФО);
- Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК);
- Ассоциация контрактных клининговых компаний Поволжья (АКККП);
- Ассоциация клининговых компаний Алтая(АККА);
- саморегулируемая организация «Ассоциация региональных уборочных компаний» (СРО «АРУК»).
N.B. В Совет рынка не вошел Союз клининговых компаний (СККР), так как не сумел представить регистрационные документы, подтверждающие его статус как общественной организации.
Совет рынка и его задачи
Таким образом, подписанием Соглашения все ассоциации, а через них и все их члены заявили о своей готовности к сотрудничеству, разработке и реализации совместных действий на базе принципов равенства и взаимной выгоды, обмену опытом и информацией для осуществления совместных проектов. Иными словами, ассоциации добились через Совет рынка полномочия осуществлять совместные проекты, такие как:
- представление своих позиций при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ решений, затрагивающих интересы участников рынка;
- сотрудничество с крупнейшими деловыми объединениями РФ (РСПП, ТПП, ОПОРА России, «Деловая Россия»), профильными министерствами и ведомствами и др.;
- выработка и утверждение единых стандартов и правил рынка;
- общественно-профессиональный контроль за соблюдением участниками рынка принципов добросовестной конкуренции и проч.
С целью организации постоянной работы Совета рынка был учрежден Координационный комитет, состоящий на сегодняшний день по факту из 4 представителей от АРУК, 4 представителей от НАФО и по одному от малых региональных ассоциаций.
Для решения вопросов, связанных с некорректным ведением бизнеса, была создана Комиссия по этике, в компетенцию которой входит рассмотрение споров между компаниями, входящими в Совет рынка. Комитет изучает представленную претензию и в случае, если компания нарушила принципы, заложенные в Хартии, она может быть подвергнута штрафу с обязательным пересмотром или отказом от контракта, содержащего элементы демпинга. В случае неподчинения решению Комитета компания исключается из ассоциации, а информация о нарушителях передается в ФНС.
Несведущим может показаться, что речь идет о вульгарном переделе рынка. Передел и впрямь постепенно наступит, но только в пользу законопослушных компаний.
Что у нас новенького?
По мере решения актуальных для рынка проблем у Координационного комитета возникают все новые и новые конкретные задачи. Так, на настоящий момент обсуждается вопрос о вступлении заинтересованных членов Совета рынка в СРО. Зачем? В соответствии с 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. СРО законодательно обладает бОльшими, нежели ассоциации, полномочиями, что позволяет ей представлять интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти на всех уровнях, оспаривать акты и решения государственной власти, нарушающие права и законные интересы СРО, участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и других нормативно-правовых актов, связанных с предметом саморегулирования, вносить на рассмотрение органов государственной власти предложения по формированию и реализации государственной политики в части предмета саморегулирования. Сам вопрос о создании такого СРО споров не вызывает, но необходимо решить, есть ли в таком случае смысл сохранения ассоциаций или достаточно единого СРО. И как будут строиться финансовые взаимоотношения, если СРО и ассоциации будут существовать параллельно?
Вторая, уже имеющаяся проблема – это проблема оспаривания решений Комитета по этике. Элементарный здравый смысл и законодательство предусматривают возможность несогласия с решением третейского (да и вообще любого) суда. Значит, нужна апелляционная инстанция. Таковая может быть создана из членов постоянно действующей экспертной группы, в которую не входят члены Комитета по этике.
Мы привели для наглядности всего пару примеров деятельности Координационного комитета Совета рынка. А все-таки, что дает клининговым компаниям (КК) эта работа? Со стороны может показаться, что все эти телодвижения Совета рынка к «земле» прямого отношения не имеют. Так ли это? Сможет ли отдельная КК, даже искренне желающая работать в соответствии с действующим законодательством и под страхом быть исключенной из Совета рынка, повысить цену договора? Где это видано, чтобы заказчик добровольно увеличил свои затраты? Это все равно что заставить голодного крокодила отказаться от еды. Его нельзя уговорить, его можно только заставить. Но как? Только с помощью карательных мер со стороны ФНС, ФМС или МВД за подписание демпингового договора. Малый и средний клининговый бизнес, как правило, не обладает ни достаточно сильной юридической службой, ни финансовыми возможностями, чтобы оспорить неправомерные итоги торгов или подписанного с третьей компанией вне тендера демпингового договора, влияющего на формирование цен в данном городе/районе/субъекте Федерации. А вот с помощью подкрепленной конкретными материалами жалобы в СРО, имеющую прямой контакт с контролирующими органами государственной власти, можно реально наказать тех, кто не желает работать по общепринятым правилам.
Самое главное состоит в том, что Совет рынка создал основу для консолидации усилий таких бизнес-объединений, как ТПП, РСПП, МСП и др., что позволяет вступить в диалог с администрацией Президента, непосредственно участвовать в формировании указа Президента и федерального закона по обелению российского бизнеса на примере нашей отрасли и создать все условия для его выполнения.
Немаловажное значение имеет и проведение честных торгов. Для определения минимально допустимой цены контракта разработана стандартная калькуляция, которая, кстати, служит реперной точкой в Комитете по этике при рассмотрении споров между участниками Совета рынка. Эта калькуляция может стать подспорьем для любой КК при составлении своего договора или рассмотрении ТЗ заказчика. Но это уже предмет отдельной статьи.
Вступать? Решайте сами
Следует, однако, понимать, что Совет рынка и СРО будут защищать интересы только своих членов. Желающие оставаться в свободном плаванье могут рассчитывать только на свои силы и возможности.
P.S. В данной статье мы затронули только одну сторону деятельности Совета рынка, а именно обеление отрасли, как наиболее актуальную в данный момент. В действительности у него много задач, о которых мы будем рассказывать по мере их реализации.