Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг»,
Журнал Cleaning №1, 2017 год
Кто из старшего поколения не помнит этих престарелых теток с грязной мешковиной на деревянной швабре и ведром грязной воды! А эти восклицания типа «Ходют тут, натоптали, убирай за ними!»...
Время изменило профессию. Почти нет теток, нет тряпок, нет железных ведер с грязной водой. Зато есть симпатичная униформа, тележки и мопы, приятно пахнущая химия, поломоечные машины. Некоторое время назад мы рассматривали вопрос труда уборщика, причины текучести кадров и возможные шаги для ее снижения (см. статью М. Харламова «Его величество уборщик», журнал «Клининг» №2, 2013 г.). Безусловно, есть компании, которые уделяют внимание набору и сохранению персонала, созданию хорошего климата в коллективе. И все же жители крупных городов (обеих столиц, во всяком случае) упорно не хотят идти в клинеры. Зарплата, конечно, не ахти, но вполне охотно идут и на меньшую где-нибудь в офисе. Значит, дело не в этом. А в чем?
Зачем нам чистота?
Везде, где есть человек, необходимо соблюдать чистоту и гигиену. Мы все находимся в зоне постоянного риска. Антисанитария – это настоящее преступление против человечества, и толерантность в этом вопросе неуместна. Первая и основная причина пищевых отравлений, жертвами которых в той или иной степени становятся ежедневно сотни тысяч человек, – это грязные руки. На кухне, будь то предприятие общественного питания или собственная квартира, основной источник передачи инфекции – это плохо вымытая посуда. Миллионы детей по всему миру умирают от болезней, возникших из-за недостаточного уровня чистоты. Грязь, мусор, неприятные запахи делают нашу жизнь серой и неопрятной, порождая не только болезни, но и скуку, падение работоспособности, негативное психологическое давление, раздражительность. Продолжать можно долго, но клинерам нет необходимости объяснять, зачем нужна уборка. Да и не только клинерам. Любая уважающая себя хозяйка заботится о чистоте в своем жилище. И хорошую хозяйку все уважают.
Кто такой клинер
А что же происходит с уборщиками? Непрестижность этого вида деятельности, будь то в России, в Америке или в Австралии, приводит к хронической нехватке рабочих рук, с одной стороны, и к очень большой текучести кадров – с другой. Это настоящая раковая опухоль, разъедающая отрасль изнутри. В разных сферах клининга в мире сегодня занято около 800 миллионов человек, среди которых 70% – женщины.
Трудно предположить, что у кого-то вообще есть призвание работать клинером. (Хотя в Германии мы видели молодых людей, которые решили посвятить себя этой профессии. Они проходят обучение в специализированных учебных заведениях.) Мало того, почти во всех странах большая часть работников отрасли – малообразованные мигранты, зачастую плохо владеющие языком страны, в которой они трудятся. Работодателю в этом случае сначала приходится учить их хоть минимально говорить, читать и писать, а уж потом знакомить с азами профессии.
Это должно звучать гордо
Есть только один, длительный и тернистый, путь переломить ситуацию: поднять престиж профессии в глазах общества. И об этом говорят профессиональные объединения во многих странах. У этой медали две стороны: наружная и внутренняя, или общественная и внутрипрофессиональная.
C общественной точки зрения большую роль могло бы сыграть разъяснение той роли, которую играют эти незаметные и незаменимые труженики в обеспечении здоровья граждан и создании комфортной экологической среды нашего обитания. Этим могла бы озаботиться так называемая социальная реклама. И, конечно, необходима поддержка со стороны государства. Например, проведение конкурсов профессионального мастерства, но только не в закрытом формате, а наглядно на площадках со свободным доступом, как это происходило в Москве в 2015 году. Тогда жители района Строгино наблюдали работу клинеров при проведении конкурса на базе торгового центра «Дарья – Строгино».
Но хорошо бы еще, чтобы сам работник гордился своей профессией. Конечно, необходимо обучать персонал работе с техникой и инвентарем, тщательно инструктировать, обучать правилам обращения с моющими и дезинфицирующими средствами. Это основы профессии. За это платят зарплату и продвигают по службе.
А еще нужно проводить психологические тренинги, чтобы работалось в охотку, с хорошим настроением и сознанием выполняемого долга; клинер должен понимать, что он не просто моет пол, протирает пыль, чистит входную зону, моет туалет, но, делая все это, отвечает за жизнь и здоровье людей. Что именно от него зависит, будет ли активно распространяться инфекция, заболеет ли ребенок, подхватит ли взрослый какую-нибудь заразу из-за грязной поверхности или всего этого не случится. Что именно благодаря его труду люди будут чувствовать себя комфортно и в помещениях, и в общественных местах. Что он отвечает за экологию!
Некоторые скажут, что это «нью-васюкизм». Однако если ничего не предпринимать, то и подвижек не будет. А даже небольшие изменения в понимании роли клининга и клинера в обществе уже помогут работникам чувствовать себя полноценными членами общества, а не бесправными, забитыми изгоями. Тогда, может, и потянутся в нашу профессию молодые люди, желающие хоть временно с юношеским максимализмом поработать на пользу обществу и планете.
Помимо прочего использованы материалы журнала "Batiment Entretien"