1
ProMop

1
3
2
4
5
6
7
9
10
RX-500
рек
рек1
cleanpro 2
Размещение заказа: критерии качества необходимы

Автор: Николай ГАЛКИН,
советник АРУК (Ассоциации русских уборочных компаний).
Журнал Cleaning №3, 2008 год

В конце января в департаменте г. Москвы по конкурентной политике (тендерный комитет) состоялось заседание совета предпринимателей при префекте Центрального административного округа, на котором обсуждались вопросы о системе размещения государственного заказа. В частности, рассматривался вопрос по размещению заказов на уборочные услуги.

В прошлом номере журнала мы рассказывали о проблемах, связанных с проведением аукционов. На сегодняшний день происходит тотальное снижение качества оказываемой услуги. На некоторых торгах происходит падение стоимости на 45-50%, в результате чего заказчик приходит в ужас, понимая, что он получит в результате уборки за такую цену. С другой стороны, поскольку формально все условия аукциона соблюдены, победителем объявляется уборочная компания, заявившая самую низкую цену на оказание услуг. В результате чего разрушается уже устоявшаяся и сложившаяся система расценок, которую в дальнейшем будет сложно сформировать. Это может привести к непрогнозируемым тяжелым экономическим последствиям для клининговых компаний.

В Москве работают около 400 компаний, большая часть которых относится к предприятиям малого бизнеса. Часть из них готова пройти добровольную сертификацию по государственному стандарту. Некоторые проводят профессиональную подготовку специалистов. А есть компании, которые вызывают серьезные опасения: вчера они зарегистрировались, а сегодня пришли на тендер.

Его пример другим наука

Показательным примером служит недавно проведенный тендер на уборку предприятий Мосводоканала, снабжающего питьевой водой все население Москвы. Заказчик при проведении тендера просто был поражен списком претендентов, у которых отсутствовали сертификаты на уборочную деятельность, не было профессиональной подготовки специалистов, поскольку кадровый вопрос решался за счет привлечения иностранных рабочих. А ведь речь шла об объектах не только с повышенными требованиями по чистоте, но и имеющих важное стратегическое значение. В документацию на проведение тендера на уборку подобных объектов, к которым можно отнести объекты здравоохранения, дошкольные, учебные заведения и т.д., необходимо вносить специальные требования по уборке.

В статье 28 «Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе» Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» присутствуют семь показателей, по которым заказчик мог бы принимать обоснованные решения, оценивая предложения претендента. В этих семи показателях вопросы эксплуатации на сегодняшний день пока не определены. На заседании представители АРУК выдвинули предложение о подготовке необходимой документации.

Права и обязанности заказчика и участников аукциона на размещение заказа

Специфика предоставления услуг по уборке заключается в том, что этот вид услуг становится бессмысленным без гарантированного качества выполнения уборочных работ, которое обеспечивается при следующих условиях:

  • использование соответству- ющих уборочных технологий и выполнение всех ее этапов;
  • применение профессиональ- ного уборочного оборудования и оснастки;
  • использование эффективных и экологически безопасных моющих, чистящих, дезинфицирующих средств;
  • проведение уборки специалис- тами, прошедшими профессио- нальную подготовку.

С другой стороны, качество выполнения уборочных работ со стороны заказчика в любом случае должно проверяться его представителем, имеющим подготовку по всем этапам проводимой уборки, владеющим практическими навыками косвенного контроля за качеством и профессиональным выполнением уборочных работ. Так как качество работ определяется «внешним осмотром» только после уборки, то результаты проверки носят субъективный характер и целиком зависят от опыта и знаний проверяющего. Кроме этого, по результатам осмотра практически невозможно сделать вывод о нарушениях технологии уборки или специализированных работ в процессе их выполнения.

В связи с этим у заказчика существует дилемма по проверке качества уборочных работ: либо постоянно присутствовать во время проведения уборки или специализированных работ (что практически нереально), либо серьезней относиться к выбору компании на стадии рассмотрения заявок на участие в аукционе, руководствуясь оптимальным соотношением предложений цены и гарантированного качества уборки. При этом заказчик должен владеть информацией по уровню минимально допустимых цен, ниже которых происходит резкое снижение качества уборки.

Стоимость работ, доведенная до абсурда

В настоящее время заказчик при проведении аукциона напоминает больного, которому предстоит внутриполостная операция и который должен (в соответствии с процедурой проведения операции) принимать во внимание только красоту послеоперационного шва и именно по этому критерию оценивать (по стоимости) работу хирурга. При этом предлагают не учитывать квалификацию и опыт хирурга и его ассистентов, эффективность используемых медикаментов, стерильность операционной и самой больницы, ее техническую оснащенность. Несмотря на абсурдность такого сравнения, в действительности все происходит именно так.

Выход из этой ситуации должен базироваться на системном сочетании прав и обязанностей заказчика и участника размещения заказа (победителя конкурса). Для последнего права и обязанности четко изложены в федеральном законодательстве. Предлагаемые дополнения к правам и обязанностям заказчика на уборочные работы не входят в противоречие с действующим законодательством, направлены на конкретизацию прав и обязанностей заказчика с учетом специфики клинингового бизнеса и позволяют сочетать в себе экономическую заинтересованность обеих сторон и максимальную эффективность при достижении конечного результата.

Используя опыт участия клининговых компаний — членов АРУК в конкурсах на размещение уборочных услуг и практику взаимоотношений с заказчиками этих услуг, Ассоциация предлагает следующим образом дополнить и конкретизировать для заказчика его права и обязанности.

Права заказчика

Заказчик имеет право:

  • принимать решение о победителе конкурса (аукциона) на проведение уборочных работ (услуг) на объекте с учетом оптимального соотношения цены и гарантированного качества уборки;
  • получить балльную оценку критерия качества работы компании — участника размещения заказа на выполнение уборочных работ (табл.1, 2);
  • определять для аукционной комиссии минимально принятую балльную оценку критерия качества работы для участников размещения заказа на участие в аукционе. С учетом минимально принятой балльной оценки критерия качества (на стадии рассмотрения заявок на участие в аукционе) аукционной комиссии предоставляется право отказа в допуске участника размещения заказа, если балльная оценка окажется ниже минимально принятой;
  • принимать решение о дальнейшем проведении аукциона при достижении цены ниже минимально допустимой, гарантирующей качество уборки исходя из понимания последствий снижения гарантий победителя конкурса по ее качественному выполнению (тем самым предоставляется победителю конкурса возможность удешевить выполнение уборочных работ за счет изменения технологии уборочных и специализированных работ, использования менее эффективных расходных материалов и средств, менее квалифицированной рабочей силы и т.д. при условии отсутствия претензий при внешнем осмотре убираемых поверхностей).

Обязанности заказчика

Заказчик обязан:

  • предоставить полную информацию для участников размещения заказа об объекте в соответствии с технической частью документации об аукционе на выполнение уборочных работ (объем работ, виды уборки и специализированных работ, график их выполнения, применяемая технология, порядок сдачи и приемки результатов работ и т.д.);
  • определить (с учетом ценовой политики по качественной уборке объекта за предыдущий период, ожидаемых инфляционных процессов в экономике страны, рекомендаций по ценам от профессиональных объединений уборочных компаний) минимально допустимую цену уборки объекта с гарантированным качеством ее проведения;
  • предоставить помещения для переодевания, размещения, кратковременного отдыха и личной гигиены персонала победителя аукциона;
  • обеспечить наличие на входной зоне здания многоуровневой системы грязезащиты (не менее двух уровней);
  • предоставить отапливаемое и проветриваемое помещение для хранения уборочного оборудования, инвентаря, химических моющих, чистящих и дезинфицирующих средств, рабочей одежды;
  • предусмотреть наличие помещения для установки и подключения стиральной машины для стирки мопов (рабочая часть швабры) при использовании технологии уборки с использованием предварительно подготовленных для уборки мопов;
  • обеспечить наличие электрических розеток необходимой мощности для подключения уборочных машин и оборудования;
  • выделить площадки для установки контейнеров для сбора (при необходимости раздельного) ТБО;
  • предоставить закрываемые помещения для хранения уборочных машин и навесного оборудования при проведении механизированной уборки прилегающей территории;
  • обеспечить сохранность уборочных машин и оборудования, используемого для уборки объекта.

В табл. 2 (в порядке предложения) приводится примерная форма для определения суммарной балльной оценки критерия гарантии качества уборочных работ.

Изложенные предложения направлены на повышение качества уборочных услуг, развитие добросовестной конкуренции на клининговом рынке, защиту прав потребителя, сохранение системы расценок на уборку. Особенно интересно услышать мнение и предложения от руководителей клининговых компаний. Данные предложения после обсуждения предлагается представить в Тендерный комитет Москвы, от которого получено согласие на разработку предложений для включения в документацию об аукционе на проведение уборочных работ.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction