Автор: Мария ВОЛЬПИНА,
главный редактор.
Журнал Cleaning №5, 2009 год
Очень надеюсь, что эти страницы не прочитают родственники погибших: слишком свежи раны и чудовищна гибель бригады в Алма-Ате. Просматривая на видео последние минуты кровавой карусели, в которую попали стекломойщики, понимаешь, что они жизнью заплатили за тот печальный опыт, который позволит случившемуся не повториться. Думаю, не стоит досконально поэтапно восстанавливать картину произошедшего, но разобраться в прямых и косвенных причинах мы все же попытаемся.
К сожалению, многие из промальпов считают стекломой рутинной работой, и профессионалы с большим стажем предпочитают другие виды работ. Игорь Ярхо (стаж промальпработ 18 лет) отмечает: «На стекломое можно заработать неплохие деньги, но такие сложные работы, как высотный монтаж, подъем ценных грузов, удаление аварийных деревьев, где просчитывается каждый шаг, наиболее привлекательны для профессионалов с точки зрения творчества». Поэтому на стекломой идут, как правило, новички, иногда с купленными допусками на высотные работы. Именно эта сфера промальпработ наиболее подвержена демпингу, а в условиях кризиса эта проблема стала приобретать угрожаюшие масштабы. «Демпинг в стекломое возможен потому, что для проведения работ достаточно самых базовых знаний по работе с веревкой и минимума стекломойного оборудования. Достаточно обучить человека, который не боится высоты, основам высотного мастерства, спуску по вертикали – и вот вам готовый «специалист», – говорит Игорь Ярхо. Но сможет ли подобный «специалист» быстро отреагировать на непредвиденные обстоятельства?
Один из генеральных директоров клининговой компании (а человек он не робкого десятка) рассказывал, что попробовал мыть окна. Пока он спускался до определенного уровня, все было нормально, но когда приступил непосредственно к мытью окон, все не заладилось: сидушка из-под него уехала, нога попала в ведро. Он стал смотреть, что случилось с вылившейся водой, а веревки начали предательски разъезжаться. В общем, когда он оказался на твердой земле, колени подрагивали.
Фатальные обстоятельства
На форуме promalp.ru была создана специальная тема по поводу произошедшего. В предыдущем материале уже говорилось о том, что объект, о котором мы говорим, обладает повышенной опасностью из-за ветров. Напротив здания, по которому спускались стекломойщики, на расстоянии 20 м расположено другое, а перед ними – открытое пространство и горы.
Ребята вывесились после обеда на высоте около 150 м на расстоянии 120 см друг от друга. Спускались на восьмерках; по мнению специалистов, это спусковое устройство имеет свойство скручивать веревку. Завесились на углу – возможно, там был сосредоточен фронт работ. И хотя по сводкам метеорологов штормового предупреждения в этот день не было, шквалом ветра их отнесло от стены и стало бить о здание.
Почему бригада начала спуск, сложно понять. Возможно, один из членов бригады быстрей прошел свой участок и с ним что-то случилась, а остальные поспешили ему на помощь. Возможно, они попали на уровне 7–5- го этажей в аэродинамическую щель, которая оторвала их от стены, а маятник с каждой секундой увеличивался. Не исключено, что создались условия для резонанса, частота маятника совпала с пульсациями ветра, в то время как верхние и нижние веревки всех четверых сплелись в единый канат. По мнению профессионалов, даже большой опыт работы вряд ли помог бы сориентироваться в подобной обстановке. Рассуждать о том, насколько грамотно они вывесились, или делать упор на отсутствие касок сейчас абсолютно бестактно. Чего лукавить, многие стекломойщики даже не задумываются об этих «мелочах» техники безопасности. Да и по мнению специалистов, наличие касок, возможно, только бы увеличило время агонии: слишком сильны были удары. Двоих ребят хоронили в цинковых гробах, у одного из членов бригады осталось только 30% тела.
Размышления в сослагательном наклонении
На форуме многие пытались найти выход из данной ситуации, но, как правило, все рекомендации звучали в сослагательном наклонении. Можно было бы прилепиться присосками и переждать ветер при условии, что присоски бы выдержали. Можно было подняться вверх при наличии дополнительного снаряжения, которого наверняка не было, но, опять же, при отсутствии шквального ветра. Можно было бы отстегнуться на уровне 5-го этажа и прыгнуть вниз, но повторяю, что все эти рассуждения из области «если бы да кабы». Высотный стекломой никто не отменял, и проблемы с маятниковыми колебаниями будут возникать постоянно. А количество высоток с каждым годом увеличивается, и, по словам Игоря Ярхо, на некоторых объектах ветер бывает либо сильный, либо очень сильный, порывистый. Можно считать, что здание выше 100 м представляет собой повышенную опасность. А таких объектов у нас немало:
- Останкинская телебашня – 540 м.
- «Башня на Набережной», башня «С» – 268,4 м.
- «Триумф-Палас» – 264,5 м.
- Комплекс «Федерация», башня «Запад» – 242 м, не считая строящихся монстров МГУ (главное здание) – 240 м.
- Гостиница «Украина» – 198 м.
- Комплекс «Воробьёвы Горы» – 188, 172, 172 м.
- Комплекс «Алые Паруса» – 179 м.
- «Эдельвейс» – 176 м.
- Здание на Котельнической наб. – 176 м.
- Здание МИД – 172 м.
- «Нордстар тауэр» – 172 м.
- Г-ца «Свиссотель», Красные холмы – 165 м.
- Шуховская башня – 160 м.
- Здание на Кудринской пл. – 156 м.
- Комплекс «Авеню, 77» – 155 м.
- Здание Газпрома – 151 м.
Что делать?
О правовом регулировании промышленного альпинизма мы писали в №2 за 2009 год. В статье Ольги Няминой упоминалось, что, в отличие от учреждений здравоохранения, общественного питания, железнодорожных объектов, нормативно-правового акта по оказанию услуг промышленного альпинизма не существует. В 2001 году были приняты Временные правила безопасности в промышленном альпинизме, а постоянные до сих пор не появились.
Понятно, что в данном случае было явное нарушение со стороны работодателя, который заключил договор только с одним из членов бригады. Каждый работодатель должен помнить, что случай на производстве с летальным исходом всегда закончится судебным разбирательством и сроком. По мнению Льва Головачева (стаж промальпработ 19 лет), сам работодатель не может грамотно оценить профессионализм специалиста, которого он берет на работу, а засилье посредников эту проблему еще больше усугубляет. Сам он вспомнил случай многолетней давности, когда был бригадиром и видел, что у одного из членов бригады была плохая веревка. Завесившись на 32-м этаже (на 28-м должен был пристегнуться к страховочной), он начал спуск, но основная веревка неожиданно оборвалась и работник полетел вниз. Пролетев 10 этажей, он умудрился схватиться за страховочную и остался живым (сжег лоб и локоть). Для всей бригады это было шоком, но со счастливым концом.
Но именно несчастные случаи заставляют общество задуматься о цивилизованных нормах, которые так сложно приживаются в нашей стране. Почему-то никто из промальпинистов ни разу не встречался с такими конструкционными особенностями здания, как, например, промежуточные точки крепления на фасаде, а на зданиях выше 100 м они должны быть предусмотрены. Наверное, наши архитекторы не задумываются о том, что после строительства здание должно выглядеть ухоженным, а для этого его нужно мыть, чистить, штукатурить.
Но все же существуют энтузиасты, которые готовы разбирать каждый отдельный несчастный случай и делиться своим опытом, чтобы подобное не повторялось, и эта традиция, по словам Игоря Ярхо, заложена еще с советских времен в альпинизме и спортивном туризме.
Правила техники безопасности применительно к высотному стекломою
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Работать в одиночку;
- Вывешиваться с неполным комплектом снаряжения (в том числе без грудной страховочной обвязки);
- Работать с незакрепленной снизу страховочной веревкой;
- Использовать крутящие веревку спусковые устройства и «длинные» сидушки;
- Работать в безопорном пространстве без установки временных вспомогательных точек опоры (ВТО);
- Одновременно вывешиваться по разные стороны угла здания (должен быть обеспечен постоянный взаимный визуальный контроль);
- Работать на разных по высоте уровнях;
- Использовать динамическую (амортизирующую) веревку;
- Работать на веревках, связанных из нескольких фрагментов;
- Работать на веревках при неблагоприятном метеопрогнозе;
- Работать без каски.
ОБЪЕКТ:
- Обязательное «картирование» («продуваемость» объекта, оптимальная схема навески, возможность использования ВТО, точки крепления веревки снизу). Полученные данные необходимо занести в ИНЕТ-базу данных по высоткам. Эти данные образуют «Альп-паспорт» каждого здания – он составляется производителем работ и вручается инженеру по технике безопасности данного объекта. Копия должна быть у бригадира бригады.
- При организации промежуточных ВТО их расположение и технологию исполнения согласовать со службой эксплуатации здания.
ПЕРСОНАЛ (бригада):
- Ученики к работе на веревках не допускаются – только в качестве подсобных рабочих;
- Последними вывешиваются наиболее опытные работники – они обеспечивают надзор за вывешиванием менее опытных;
- Подсобные работники внизу и наверху должны иметь средства связи (рацию).
НАВЕСКА ВЕРЕВОК:
- Веревка – только статическая (нерастягивающаяся), связывание веревок не допускается;
- На крыше должна находиться запасная веревка (длина соответствует высоте здания) на случай спуска пострадавшего; внизу – достаточный запас веревок для оттягивания пострадавшего от стены;
- При навеске наверху заранее связать на веревках (на основной и страховочной) по дополнительной петле (узел – «направленная восьмерка») для встегивания/ввязывания при необходимости «аварийной» веревки. То же внизу, на дистальном конце страховочной веревки;
- Рапель – в трансе, страховка – к земле, без натяга; страховочная веревка крепится к земле через оттяжку (оттяжка рубится при необходимости аварийного оттягивания пострадавшего от стены).
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ (в дополнение к стандартному комплекту):
- Средства для подъема по веревке (зажимы);
- Дополнительные страховочные веревочные «усы», карабины;
- Радиосвязь;
- Нож, молоток.
«АВАРИЙНЫЕ» ДЕЙСТВИЯ:
- Оттягивание пострадавшего от стены: встегивание дополнительной веревки в страховочную внизу > рубим фиксирующую оттяжку > оттягивание (до стихания ветра).
- Спуск пострадавшего с крыши: встегивание «аварийной» бухты со спусковым устройством в дополнительную петлю веревки пострадавшего на крыше > рубим веревку > спуск.
Источник: Promalp.ru