Автор: Ольга НЯМИНА,
корпоративный адвокат.
Журнал Cleaning №2, 2012 год
Несколько лет назад в журнале «Клининг» была опубликована моя статья «Плата за чистоту», посвященная проблеме взыскания долгов за клининговые услуги. С тех пор мало что изменилось: исполнители в борьбе за клиента готовы оказывать услуги, даже не имея подписанного договора на руках, договоры по-прежнему предусматривают систему оплаты услуг по факту, то есть после того, как услуги оказаны и приняты заказчиком, а некоторые заказчики сделали задержки платежей до момента обращения в суд элементом своей финансовой политики. Поскольку повторение – мать учения, мы еще раз пройдем по шагам, которые вам предстоит сделать на пути взыскания «платы за чистоту».
Договор – всему голова!
Договор – всему голова, но не заменяет голову на плечах, поэтому первый шаг на пути эффективного взыскания – это отсеивание неблагонадежных клиентов еще на стадии переговоров. Один из способов – зайти на сайт Высшего арбитражного суда РФ http://www.arbitr.ru/ в раздел «Картотека арбитражных дел» и ввести название потенциального клиента. Вы тут же получите информацию о том, какое количество судебных дел рассматривается с участием вашего потенциального клиента. И если это все как на подбор дела о взыскании с него долгов, то стоит отказаться от сомнительной перспективы пополнить ряды кредиторов.
«Уж сколько раз твердили миру» о необходимости подписания договора до того момента, как вы приступаете к оказанию услуг, но мы продолжаем «верить на слово» заказчикам, и это прекрасно, если вы, конечно, включили в смету в числе прочих и расходы по взысканию долга. Потому что ничто так не усложняет процесс взыскания, как отсутствие подписанного уполномоченными лицами договора, ведь если вы не соблюли простую письменную форму договора, то не можете ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, правда, можете приводить письменные и другие доказательства. Отправка договора в электронном виде заказчику еще не свидетельствует о заключении сделки, так же как и электронные письма от него, в которых вас умоляют поскорее выйти на объект и убеждают, что договор «на подписи у генерального директора».
Поэтому следующий шаг на пути эффективного взыскания – подписанный уполномоченными лицами договор, в котором в первую очередь должен быть указан предмет договора – это те услуги, которые вы оказываете, их периодичность, объект, на котором они будут оказаны. Если предмет договора не определен, то договор считается незаключенным, а значит не влечет никаких правовых последствий.
Также в договоре стоит прописать следующие условия:
- стоимость услуг с указанием того, включены ли в стоимость услуг налоги, стоимость расходных материалов для туалетных комнат и др.;
- срок оплаты и начало течения срока оплаты, например: «Услуги оплачиваются в течение 7 дней с даты получения счета Заказчиком». При этом необходимо четко фиксировать факт вручения счета заказчику, например с помощью маршрутных листов курьера, в которых уполномоченные представители заказчика расписываются в получении документов;
- порядок приемки услуг, последствия отказа заказчика от подписания акта оказанных услуг. При этом важно учитывать, что, подписав Акт об оказании услуг со своей стороны, вы определили стоимость услуг, которая может быть меньше стоимости услуг, предусмотренной в договоре, то есть ошибки бухгалтерии при составлении Акта об оказании услуг будут иметь для вас негативные последствия;
- порядок оформления претензий к качеству услуг. Я бы рекомендовала предусмотреть обязательное составление в день обнаружения нарушений договора двусторонних актов о замечаниях, при отсутствии которых претензии к качеству не принимаются;
- указание на то, что обязанность исполнителя по оказанию услуг является встречным обязательством, что позволит в случае неоплаты заказчиком приостановить оказание услуг в соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ;
- пени за просрочку оплаты услуг, в противном случае вы можете рассчитывать только на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ в размере ставки рефинансирования, которая на сегодняшний день составляет 8% годовых. Но даже если вы предусмотрели пени за нарушение условий договора, например, в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки, судебная практика такова, что их размер «беспощадно» урезают;
- сроки рассмотрения претензий и арбитражная оговорка, которая позволит определить суд, в котором будут рассматриваться споры по договору.
Важно при подписании договора убедиться, что договор со стороны заказчика подписывает уполномоченное лицо, для этого можно запросить выписку из ЕГРЮЛ в отношении заказчика, в которой указан руководитель юридического лица, либо получить заверенную копию решения о назначении руководителя, доверенность на подписание договора. При отсутствии полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах заключившего его лица, если только заказчик в дальнейшем прямо не одобрит данную сделку, например, примет услуги, полностью или частично их оплатив.
То же самое касается подписания актов оказанных услуг в процессе работы – они должны быть подписаны уполномоченными представителями заказчика, которых во избежание споров вы можете перечислить в договоре.
Договор может быть заключен не только в форме двустороннего соглашения сторон. Гарантийное письмо с просьбой оказывать услуги по уборке при условии, что оно содержит существенные условия договора, также является договором. В этом случае гарантийное письмо является предложением заключить договор возмездного оказания услуг, а компания своими действиями – оказанием услуг по уборке – принимает предложение заключить договор оказания услуг на указанных в гарантийном письме условиях. То есть отношения сторон регулируются договором возмездного оказания услуг. Данная точка зрения получила свое подтверждение по результатам рассмотрения споров о взыскании задолженности за услуги по уборке, оказанные на основании гарантийного письма.
«Без претензий»
Без претензий обойтись можно, если только досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен законом или договором. Но я рекомендую не пренебрегать данной процедурой не только потому, что несоблюдение данного порядка является основанием для оставления дела без рассмотрения. Составление претензии позволит либо избежать расходов на оплату госпошлины, поскольку неплательщики, заинтересованные в продолжении сотрудничества, все же реагируют на требование погасить задолженность, либо подготовить мотивированные возражения на позицию заказчика, изложенную в ответе на претензию. К претензии стоит приложить экземпляры счетов, неподписанных актов. Претензию необходимо направить не только по факсу или электронной почте, но и заказным письмом с описью и уведомлением о вручении, чтобы у вас были доказательства получения претензии заказчиком.
Пока суд да дело...
Если претензия осталась без удовлетворения, по истечении срока на рассмотрение претензии, предусмотренного договором, можно обращаться в суд, но я бы посоветовала до оплаты госпошлины для начала направить исковое заявление заказчику и провести с ним переговоры после получения им иска. Зачастую это заставляет его предпринять меры, направленные на погашение задолженности.
По общему правилу иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика. Кроме этого, существует так называемая «альтернативная подсудность», которая позволяет истцу выбрать, в какой арбитражный суд обратиться, и договорная подсудность, которая может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
Очень важно не пропустить срок исковой давности, который составляет три года с момента окончания срока исполнения. Истечение срока исковой давности не препятствует подаче иска, но является безусловным основанием для отказа в иске, если о применении срока исковой давности будет заявлено другой стороной.
Исковое заявление можно направить в суд по почте, подать через канцелярию суда, а с недавнего времени и в электронном виде на сайте арбитражных судов, которые содержат всю необходимую информацию по делу, в том числе о приеме искового заявления.
При подаче иска о взыскании задолженности по договору оказания услуг по уборке необходимо представить суду доказательства оказания услуг. Кроме актов оказанных услуг, истец может предоставить и другие документы, подтверждающие оказание услуг, например: расходные накладные о передаче оборудования со склада на объект; журналы учета рабочего времени сотрудников; журналы сдачи-приема инвентаря и оборудования; товарные накладные на поставку уборочного оборудования и другие документы, подтверждающие оказание услуг по уборке.
Истец вправе заявить требование о компенсации расходов по оплате услуг представителя, то есть, доверяя ведение дела в суде адвокату, вы вправе рассчитывать, что в случае удовлетворения иска часть ваших расходов будет взыскана с ответчика. Почему только часть? Согласно ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. То есть суд самостоятельно определяет разумный размер расходов на услуги представителя, на сегодняшний день по данной категории дел речь идет о суммах в пределах 30 тысяч рублей. Также истец вправе рассчитывать на компенсацию расходов по оплате госпошлины соразмерно размеру удовлетворенных исковых требований.
Нужно помнить, что главное – не сам процесс судебной тяжбы, а его результат – деньги на вашем счету, поэтому если заказчик предлагает договориться, то стоит воспользоваться правом заключить мировое соглашение, это можно сделать на любой стадии арбитражного процесса и даже при исполнении судебного акта. Мировое соглашение должно быть утверждено судом. При утверждении мирового соглашения истцу возвращается из федерального бюджета половина уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, когда мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Немаловажно, что мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа.
Для того чтобы вам не пришлось тратить свое драгоценное время на судебные разбирательства, стоит проявлять осмотрительность при заключении договора, оказывать услуги качественно и в срок, чтобы заказчик не мыслил дальнейший работы без вас, постоянно вести мониторинг текущей задолженности, оперативно реагировать на возникшие просрочки оплаты, тщательно относиться к документообороту, и вот тогда можно сосредоточиться на построении долгосрочных и взаимовыгодных отношений с заказчиками, не доводя дело до суда.
Я искренне желаю, чтобы эта статья осталась для вас «теорией, далекой от практики» и вам не пришлось сталкиваться с недобросовестными заказчиками и проблемой взыскания долгов. Но, как известно, предупрежден – значит вооружен!